Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(из конспекта книги Гайденко)
Момент, в котором экзистенциализм первоначально совпадал с учением К.: заявление о том, что философия должна исходить из предпосылок, не имеющих ничего общего с предпосылками науки. По К. позиция философа должна целиком определяться его личностью, она принципиально не может быть объективной.
«Истина — это не то, что ты знаешь, а то, что ты есть».
Умозрительный философ: двойная жизнь. В одной он отвлекается от себя, погружаясь в философствования, в другой – ведёт обычный филистерский образ жизни.
Экзистенциальный философ: философом является всё время.
Гегель стремился систематизировать философию. Личность же человека — это, согласно К., нечто несистематизируемое.
!Философия должна быть экзистенциальной.
К. – «частный мыслитель».
НО многие из экзистенциалистов — Сартр, ранний Хайдеггер — пытались строить систему экзистенциальной философии, что привело к ряду парадоксов.
Шестов – за субъективность истины.
Ясперс – за всеобщность. Он определяет истину через коммуникацию, переодевая общезначимость в одежду сообщаемости. По Ясперсу и Киркегор и Ницше "ставят вопрос о выведении разума из глубин экзистенции».
К. выделяет два вида сумасшествия:
1. Отсутствие внешнего (Дон Кихот).
2. Отсутствие внутреннего (идеал философа по Гегелю)
К. зафиксировал и осмыслил явление, которое свидетельствовало о зарождении «массового» общества, общества "стандартизованных индивидов", духовную пищу которых составляют общие истины, преподносимые им с помощью средств массовой пропаганды.
По Гегелю общественный организм находит свое высшее выражение в государстве, постольку в нем усматривается субстанциальное начало каждого индивида. Единичные индивиды суть лишь моменты государства. Индивид – средство для достижения целей Мирового духа.
К. и Маркс считают учение Г. противоречивым: Г. утверждает, что в истории реализуется свобода, но на деле свобода оборачивается необходимостью.
Гегелевская философия могла быть удобной формой идеологии для государственно-монополистического капитализма.
+
По мнению Кьеркегора, философия - это не наука. Наука абстрагируется от субъекта, это мышление без мыслящего человека. Философию нельзя знать, в ней можно быть или не быть. Культ системосозидания в философии, сложившийся по отношению прежде всего к гегелевской системе, внутренне безнраветвен. Единичному предлагается раствориться во всеобщем. Современная культура несет в себе зерна фальши: свою "тоску по всеобщему" философ удовлетворяет за письменным столом и за университетской кафедрой, индивидуальные склонности - в свободное время. Такая философия несет гибель индивиду; безумие - обратная сторона рационализма. Философия должна быть экзистенциальной.
Экзистенция - индивидуальное человеческое существование. Термин этот прочно вошел в философию XX века. Основные параметры человеческого существования - это свобода, возможность выбора, страх и отчаяние. Страх характеризует отношения человека с миром, он неотделим от человеческой жизни. Прежде всего, это страх перед возмездием за содеянное, страх за собственное несовершенство, боязнь греха и ощущения его неизбежности. Отчаяние - это взаимоотношения человека с самим собой. Сомнение - это отчаяние мысли, отчаяние же - это сомнение личности. Отчаяние нужно уметь "захотеть". Отчаяние - это состояние разочарования в себе как существе греховном, эмпирическом, это состояние вины, состояние внутреннего неприятия себя. Отчаяние - это основа для свободного выбора, только через отчаяние человек может "выбрать" себя в своем высшем значении. "...Предайся отчаянию, и легкомыслие уже не в состоянии будет довести тебя до того, чтобы ты стал бродить, как не находящий себе покоя дух среди развалин потерянного для него мира; предайся отчаянию, и мир приобретет в твоих глазах прелесть и красоту, твой дух не будет более изнывать в оковах меланхолии и смело воспарит в мир вечной свободы".
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!