Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тред (поток): определение, сходства и отличия по сравнению с понятием «процесс». Основные правила организации тредов



Например, в OS/2 максимально возможное количество описателей задач опреде­ляется в конфигурационном файле CONFIG.SYS, а в Windows NT оно в явном виде не задаётся. Стоит заметить, что в упомянутом файле указывается количество не процессов, а именно задач, и под задачей в данном случае понимается как процесс, так и поток этого же процесса, называемый по­током или тредом. Например, строка в файле CONFIG.SYS

THREADS=1024

указывает, что всего в системе может параллельно существовать и выполняться до 1024 задач, включая вычислительные процессы и их потоки.

для реализации «мультизадачности» в её ис­ходном толковании необходимо было тоже ввести соответствующую сущность. Такой сущностью и стали так называемые «легковесные» процессы, или, как их теперь преимущественно называют, – потоки или треды [от англ. «Thread» – поток, нить]. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Когда говорят о процессах (Process), то тем самым хотят отметить, что операци­онная система поддерживает их обособленность: у каждого процесса имеется своё виртуальное адресное пространство, каждому процессу назначаются свои ресур­сы – файлы, окна, семафоры и т. д. Такая обособленность нужна для того, чтобы защитить один процесс от другого, поскольку они, совместно используя все ре­сурсы вычислительной системы, конкурируют друг с другом. В общем случае процессы просто никак не связаны между собой и могут принадлежать даже раз­ным пользователям, разделяющим одну вычислительную систему. Другими сло­вами, в случае процессов ОС считает их совершенно несвязанными и независи­мыми. При этом именно ОС берёт на себя роль арбитра в конкуренции между процессами по поводу ресурсов.

Однако желательно иметь ещё и возможность задействовать внутренний парал­лелизм, который может быть в самих процессах. Такой внутренний параллелизм встречается достаточно часто и его использование позволяет ускорить их реше­ние. Например, некоторые операции, выполняемые приложением, могут требо­вать для своего исполнения достаточно длительного использования центрального процессора. В этом случае при интерактивной работе с приложением пользова­тель вынужден долго ожидать завершения заказанной операции и не может управ­лять приложением до тех пор, пока операция не выполнится до самого конца. Такие ситуации встречаются достаточно часто, например, при обработке боль­ших изображений в графических редакторах. Если же программные модули, исполняющие такие длительные операции, оформлять в виде самостоятельных «подпроцессов» (легковесных или облегчённых процессов – потоков, можно также воспользоваться термином задача), которые будут выполняться парал­лельно с другими «подпроцессами» (потоками, задачами), то у пользователя по­является возможность параллельно выполнять несколько операций в рамках од­ного приложения (процесса). Легковесными эти задачи называют потому, что операционная система не должна для них организовывать полноценную вирту­альную машину. Эти задачи не имеют своих собственных ресурсов, они развива­ются в том же виртуальном адресном пространстве, могут пользоваться теми же файлами, виртуальными устройствами и иными ресурсами, что и данный про­цесс. Единственное, что им необходимо иметь, – это процессорный ресурс. В од­нопроцессорной системе треды (задачи) разделяют между собой процессорное время так же, как это делают обычные процессы, а в мультипроцессорной систе­ме могут выполняться одновременно, если не встречают конкуренции из-за об­ращения к иным ресурсам.

Главное, что обеспечивает многопоточность, – это возможность параллельно вы­полнять несколько видов операций в одной прикладной программе. Параллель­ные вычисления (а следовательно, и более эффективное использование ресур­сов центрального процессора, и меньшее суммарное время выполнения задач) теперь уже часто реализуется на уровне тредов, и программа, оформленная в виде нескольких тредов в рамках одного процесса, может быть выполнена быстрее за счёт параллельного выполнения её отдельных частей. Например, если электрон­ная таблица или текстовый процессор были разработаны с учётом возможностей многопоточной обработки, то пользователь может запросить пересчёт своего ра­бочего листа или слияние нескольких документов и одновременно продолжать заполнять таблицу или открывать для редактирования следующий документ.

Особенно эффективно можно использовать многопоточность для выполнения распределённых приложений; например, многопоточный сервер может парал­лельно выполнять запросы сразу нескольких клиентов. Как известно, операци­онная система OS/2 одной из первых среди ОС, используемых на ПК, ввела многопоточность. В середине девяностых годов для этой ОС было создано очень большое количество приложений, в которых использование механизмов много­поточной обработки реально приводило к существенно большей скорости вы­полнения вычислений.

Итак, сущность «поток» была введена для того, чтобы именно с помощью этих единиц распределять процессорное время между возможными работами. Сущ­ность «процесс» предполагает, что при диспетчеризации нужно учитывать все ресурсы, закреплённые за ним. А при манипулировании тредами можно менять только контекст задачи, если мы переключаемся с одной задачи на другую в рам­ках одного процесса. Все остальные вычислительные ресурсы при этом не затра­гиваются. Каждый процесс всегда состоит по крайней мере из одного потока, и только если имеется внутренний параллелизм, программист может «расще­пить» один тред на несколько параллельных.

Потребность в потоках (Threads) возникла ещё на однопроцессорных вычисли­тельных системах, поскольку они позволяют организовать вычисления более эф­фективно. Для использования достоинств многопроцессорных систем с общей памятью треды уже просто необходимы, так как позволяют не только реально ускорить выполнение тех задач, которые допускают их естественное распаралле­ливание, но и загрузить процессорные элементы работой, чтобы они не простаи­вали. Заметим, однако, что желательно, чтобы можно было уменьшить взаимо­действие тредов между собой, ибо ускорение от одновременного выполнения параллельных потоков может быть сведено к минимуму из-за задержек синхро­низации и обмена данными.

Каждый тред выполняется строго последовательно и имеет свой собственный программный счётчик и стек. Треды, как и процессы, могут порождать треды-по­томки, поскольку любой процесс состоит по крайней мере из одного треда. По­добно традиционным процессам (то есть процессам, состоящим из одного треда), каждый тред может находится в одном из активных состояний. Пока один тред заблокирован (или просто находится в очереди готовых к исполнению задач), другой тред того же процесса может выполняться. Треды разделяют процессор­ное время так же, как это делают обычные процессы, в соответствии с различны­ми вариантами диспетчеризации.

Как мы уже знаем, все треды имеют одно и то же виртуальное адресное про­странство своего процесса. Это означает, что они разделяют одни и те же гло­бальные переменные. Поскольку каждый тред может иметь доступ к каждому виртуальному адресу, один тред может использовать стек другого треда. Между потоками нет полной защиты, так как это, во-первых, невозможно, а во-вторых, не нужно. Все потоки одного процесса всегда решают общую задачу одного поль­зователя, и механизм потоков используется здесь для более быстрого решения задачи путём её распараллеливания. При этом программисту очень важно полу­чить в своё распоряжение удобные средства организации взаимодействия частей одной программы. Повторим, что кроме разделения адресного пространства, все треды разделяют также набор открытых файлов, используют общие устройства, выделенные процессу, имеют одни и те же наборы сигналов, семафоры и т. п. А что у тредов будет их собственным? Собственными у тредов являются программный счётчик, стек, рабочие регистры процессора, потоки-потомки, состояние.

Вследствие того, что треды, относящиеся к одному процессу, выполняются в од­ном и том же виртуальном адресном пространстве, между ними легко организо­вать тесное взаимодействие, в отличие от процессов, для которых нужны специ­альные механизмы обмена сообщениями и данными. Более того, программист, создающий многопоточное приложение, может заранее продумать работу мно­жества тредов процесса таким образом, чтобы они могли взаимодействовать наи­более выгодным способом, а не участвовать в конкуренции за предоставление ресурсов тогда, когда этого можно избежать.

Для того чтобы можно было эффективно организовать параллельное выполне­ние рассмотренных сущностей (процессов и тредов), в архитектуру современных процессоров включена возможность работать со специальной информационной структурой, описывающей ту или иную сущность. Для этого уже на уровне архи­тектуры микропроцессора используется понятие «задача» (Task). Оно как бы объединяет в себе обычный и «легковесный» процессы. Это понятие и поддер­живаемая для него на уровне аппаратуры информационная структура позволяют в дальнейшем при разработке операционной системы построить соответствую­щие дескрипторы как для процесса, так и для треда. Отличаться эти дескрипто­ры будут прежде всего тем, что дескриптор треда может хранить только контекст приостановленного вычислительного процесса, тогда как дескриптор процесса (process) должен уже содержать поля, описывающие тем или иным способом ре­сурсы, выделенные этому процессу. Другими словами, тот же Task State Segment (сегмент состояния задачи) используется как основа для дескриптора процесса. Каждый тред (в случае использования так называемой «плоской» модели памяти мо­жет быть оформлен в виде самостоятельного сегмента, что приводит к тому, что простая (не многопоточная) программа будет иметь всего один сегмент кода в виртуальном адресном пространстве.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1104 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...