Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Платона. 7 страница



2. Гносеологическая хар-ка. Вся эта классическая картина мира предст.в сознании некоторого всемогущего существа (Абсолютного Субъекта), в его разуме. Мысленно это существо как бы может заглянуть в любую точку бесконечного пространства и времени, повернуть время вспять, попасть в любое прошлое и будущее, увидеть за всяким процессом его «скелет», состоящий из атомов. Если бы это существо могло знать все законы мира, оно имело бы возможность совершенно точно определить любое состояние мира в любой момент времени. Возможно абсолютно точное знание одновременно обо всех параметрах познаваемого объекта.процесс познания может быть сделан совершенно нейтральным по отношению к познаваемому объекту. В отношениях между вкладами объекта и относительного, способного заблуждаться, субъекта в итоговый процесс познания предполагается возможность непрерывного перехода, позволяющего постепенно, сколь-угодно мало и контролируемо уменьшать влияние субъекта познания на объект. Идеал объективного знания - идеал объектного – для достижения подлинной объективности необходимо удалить из процесса познания все то, что относится к субъекту познания. =>и субъектное здесь отождествляется с субъективным. Такая установка объектной объективности приводит к невозможности распространения научного знания на саму науку, поскольку наука создается субъектами. Возникает несоизмеримость между наукой и философией науки. Первая опирается на идеалы объективности, вторая существенно субъектна и значит – субъективна.

3. Аксиологическая хар-ка. В классич.научной рациональности происходит абсолютизация ценности истины сравнительно с другими видами ценностей (добром, красотой и т.д.). Все остальные ценности -как подчиненные истине, так или иначе выводимые из нее. Такая ценностная установка особенно характерна для науки эпохи Просвещения. Позднее она несколько смягчается, принимая вид ценностного дуализма – истина существует сама по себе, все прочие ценности - сами по себе. Наука существует отдельно от других сфер культуры. Подлинный ученый не должен вмешиваться в политику или религию, сохраняя нейтралитет по отношению к вопросам использования научных достижений в тех или иных вненаучных целях. итог: в основании класс.научн.рац. лежит повышенная несовместимость между различными полярными началами:- в онтологии: между пространством и временем, между пространством и тем, что его наполняет, между необходимостью и случайностью;- в гносеологии: между относительным субъектом и объектом познания, между наукой и философией науки;- в аксиологии: между истиной и другими видами ценностей, между наукой и иными формами культуры;

Такая несовместимость либо приводит к повышенному отождествлению различных определений в рамках одной полярности (например, к обратимости времени и неразличимости всех моментов времени внутри абсолютного времени), либо к повышенной несоизмеримости определений из разных полярностей, особенно из объект-субъектных полярностей, на одном полюсе которых находятся образования из физического мира, на другом – из мира психического. Даже в физических полярностях один из элементов (например, пространство или необходимость) больше тяготеет к объектному полюсу, другой (например, время или случайность) – к субъектной реальности.

80.Неклассич науч рационал. 1)Онтологич.хар-ка некласич.науч.рациональности.Вскоре после возникновения классич.картины мира в нее стали вноситься те или иные изменения.Во-первых,постепенно наука смогла понять,что материя м/быть организована не только в виде атомов и их скоплений,но и в виде как бы материальной тончайшей жидкости-материал.поля,кот.заполняет все бесконечное пространство и порождается материал.телами.Это поле вибрирует в виде волн,и волны могут действовать на другие волны и тела.Затем посыпалась просто лавина новых дополнений и изменений в классич.картину мира в период научной революции конца 19-начала 20в.Оказалось,что о материи нельзя говорить,что она-это только поле и волны или только частицы.Частицы и волны -это две стороны единой материи,и она может себя проявить в одних условиях как волна,в других–как частица.Волна и частица-это что-то несовместимое с точки зрения классич.картины мира,а здесь эти противоположные начала нужно было как-то объединить.В теории относительности Эйнштейна пространство и время были объединены в составе четырехмерной целостности-пространства-времени.Пространство-время позволяет пространству превращаться во время,а времени -в пространство.Далее ученые поняли,что пространство и время зависят от тех тел,кот.их наполняют и в них движутся.Как движется тело,такое во многом и будет пространство и время для этого тела.Силы,действующ.между телами,были представлены как искривления пространства-времени.Каждый атом оказался делимым на еще более мелкие частицы,а эти частицы вели себя уже очень странно-они могли одновременно с какой-то долей вероятности находиться в любой точке пространства.Их сво-ва могли принимать значения только из некот.дискретного набора,что обозначают термином «квантование величин».У физич.вселенной были открыты различные конечные пороги(минимальный квант действия или максимальная скорость перемещения в пространстве).Элементарные частицы уже нельзя было зарегистрировать,не изменив их состояния,а сказать о том, что будет происходить с такой частицей в конкретном измерении,никогда нельзя совершенно точно.В самых основаниях мира,в элементарных частицах,из кот.состоят атомы,закралась случайность и вероятность,кот.лишь постепенно превращалась в необходимость только для большого кол-ва частиц. Оказалось, что вещество и энергия могут переходить друг в друга.Материя стала рассматриваться как начало активное,содержащее свою активность и закон (форму) этой активности внутри самой себя.Изменился и образ времени.Было обнаружено,что в мире есть процесс (возрастание энтропии в изолированных системах),кот.никогда нельзя повернуть вспять,в связи с чем время стали понимать как необратимое изменение, выражающее себя в этом процессе.2.Гносеологич.хар-ка неклассич.научной рациональности.Во 2пол. 20в возн.новая наука-кибернетика,она вводит понятие «информации»,кот.является сегодня таким же фундаментальным,как «материя» и «энергия».Все больше становится ясным,что проникают друг в друга не только вещ-во и энергия,но энергия и информация.(падающий на сетчатку глаза луч света (энергия)порождает зрительный образ(информация) в мозге животного).Многие природ.процессы оказались обязанными своим сущ-ем некот. неопределенности,пытаться уменьшить эту неопределенность и точнее узнать процесс оказалось невозможным-мир перестал быть таким прозрачным для разума, как это представлялось в классич.картине мира.Оказалось также,что для объектов квантовой физики невозможно одновременное и одинаково точное знание обо всех свойствах.Такое знание должно быть ограничено только некоторым «полным набором» свойств, представляющим из себя лишь часть всех свойств объекта.Св-ва из разных полных наборов называют«дополнительными»-их нельзя знать одновременно и сколь-угодно точно.Рождается более синтетический образ объективного знания,включающ.в себя ссылку на те или иные условия наблюдения,на субъекта познания и его отношения с объектом.3.Аксиологич.хар-ка:Все более начинают говорить о моральной ответственности ученых за результаты науч.познания(истина перестает рассматриваться как господствующая или нейтральная ценность относительно иных видов ценностей).Все ценност.научные,нравственные,политич.-начинают рассматриваться в рамках единой ценностной системы, позволяющей со-измерять и со-относить между собою отдельные ценности и нормы.Наука начинает рассматриваться как часть культурной и обществ.жизни,активно взаимодействующая с другими формами культуры.Идеал ученого постепенно изменяется от беспристрастного зрителя к активному участнику общественных процессов.Все те изменения,кот.добавила науч.революция в классич.картину мира, связаны в конечном итоге с идеей сближения полярных начал.Сближение полярных начал между собой одновременно приводит к ослаблению отождествления разных состояний внутри каждой из ранее изолированных полярностей. (последовательные состояния элементарной частицы во времени уже не вытекают друг из друга непрерывно, но как бы «прорываются» от одного к другому через вероятностные скачки)Все эти полярные определения теперь постепенно начинают осознаваться современной наукой как различные проявления одного. И это одно не есть теперь уже ни только пространство или время, энергия или вещество,закон или хаос, энергия или информация.Это одно есть некот.материя-энергия-информация-пространство-время-закон-случай.Это некот.единое начало,в кот.уже соединяется то,что ранее казалось несовместимым. Такого рода состояния проявляют себя, например, в таких объектах, как элементарные частицы, активное состояние вещества в процессах перехода от одной структуры к другой,в сложных развивающихся во времени природных процессах,многих процессах в живых организмах и человеческом обществе.Во всех этих процессах и явлениях мы видим некоторый новый образ объекта, приближающийся по многим своим признакам к живому организму, но в то же время распространяющийся и на такие объекты, которые мы сегодня живыми не считаем. Для таких объектов в современной науке еще нет одного устоявшегося названия.Мы будем называть их «метаобъектами».(«мета» означает «над») это своего рода над-объекты,или мета-объекты,по отнош-ю к классич.научному образу объекта.Метаобъекты разных видов-это и элементарные частицы,и активное состояние вещ-ва,природные процессы с развитием,и т.д. В метаобъекте синтезирована хотя бы 1 пара противоположностей(«пространство-время», «необходимость-случайность», «энергия-информация») Другие синтезы могут либо отсутствовать, либо быть выражены не так ярко.Характерной особенностью этих объектов явл. сво-во «самоподобия»(любые части этого объекта подобны целому).в структуре фракталов выражен синтез части и целого,приводящий к возникновению особого вида «самоподобных структур». фрактал уже можно рассматривать как метаобъект по отнош-ю к классич.образу объекта,в кот.целое и части явл.несовместимыми противоположностями. В то же время фрактал можно рассмотреть только в пространстве, без учета временных изменений, в связи с чем в таком образе метаобъекта не будет выражен синтез пространства и времени. С другой стороны, можно рассмотреть и такой фрактал, который будет обнаруживать самоподобие структуры не только в пространстве, но и во времени (таковы, например, живые организмы), причем, пространство и время будут в этом случае тесно связаны в единое пространство-время. В случае такого метаобъекта мы будем иметь синтез не только для противоположностей «целое-часть», но и для пары противоположностей «пространство-время»=>возможны метаобъекты,содержащ.как бы различную степень синтетичности.

81.Фил.и мед-на. У кажд науки есть своя фил. Со сменой фил измен во многом и частное науч знание.Это относ и к медицине.Особенно хорошо зависимость мед-ны от фил видна на примере различий запад и восточ мед-ны.Глав различ этих мед традиций-это их фил основания.Запад мед-на принимает фил материализма,откуда вытекает,что чел-это только его физич тело.Сл-но,все основе причины и механизмы заболеваний также имеют чисто материал природу.Сл-но,только материальным должно быть и лечение(хирургия,фармакотерапия).Восточ медицина принимает во многом фил идеализма,полаг,что у чел множ-во тел,и физич тело представ из себя лишь самое"плотное"из этих тел.Все остальные"тонкие"тела выходят за границы материально-физич мира и явл глав для активности человека.Именно в этих"тонких"телах лежат основ причины и механизмы всех заболеваний,и они лишь позднее прояв себя на ур-не физич тела в форме тех или иных физич недугов.Отсюда вытекает,что лечение болезни,ставящее перед собою цель воздействовать в перв очередь на первопричины болезни,должно быть лечением над-физическим,оперирующим с тем,что сегодня получ название "энергоинформация"(иглоукалывание,гомеопатия).Так медицина оказывается глубоко зависящим от фил предпосылок знанием.

82.Фил-этич.проблемы в мед-не. Современный культурный и научно-технический прогресс, сверхдинамичное развитие медицинской науки и практики, биотехнологии в мировом здравоохранении =>поставило перед фил мыслью новые морально-этические вопросы. важно-философское осмысление нравственных оснований вступления ученых и врачей на нетрадиц. участки мед.науки и практики.Генезис морально-этических взглядов в естествознании и медицине нач. очень давно(за 4 тысячелет.до н.э)-высоко ценилась морально-этическая сторона воздействия на больного.Среди заповедей др.медицины-призыв велик.греч. врача Гиппократа «не навреди», обращ. ко всем медикам. развитие медицинского искусства находится в прямой зависимости от образованности и воспитанности людей, уровня общей культуры народа, нравств. принципов справедливости в обществе. справедливость -«никому не вредить и приносить пользу»(Цицерон).Упадок греч. и римс.философско-этической культуры àпериод застоя и в мед.теории и практике. морально-этические аспекты медицины практ-ки во всех велик. философ. системах прошлого хар-ся 2 особенностями: доктринальностью и назидательностью. Доктринальность любой этики озн, что последняя является составной частью общей философско-моральной системы(учения Гиппократа и Галена-этико-философская направленность воззрений)à целостная программа нравственного поведения врача.19 в врач В.В.Вересаев: «Как это ни печально,но у нашей науки до сих пор нет этики.Необходима этика в широком фил. смысле.Узкие вопросы врачебной практики должны решаться именно с фил точки зрения, и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать наст мед.этику».Сегодня моральные требования в мед.среде радикально изменились. Причина- новые медицинские технологии – ген.инженерия, трансплантология, искусств.оплодотворение и др. Немало острейших философско-этических проблем порождают современные биомедицинские эксперименты, провод. на животных, клонирование. Эти технологии оперед.развитие традиц.морали и научной этики-->мировая общественность вынуждает вырабатывать новые этические принципы и критерии нравственных оценок в мед. и науке, создав.нов. моральные контрольные структуры, действие кот.должно быть направлено на объяснения безопасности для каждого члена общества новых технологий.

83.Феноменолог жив-го. Кажд чел из повседневного опыта облад представлением о жизни.Только по отнош-ю к живому мы употребляем такие термины «рождение»и«смерть».У живого сущ-ва есть свое время, кото.длится между рождением и смертью.Жживое способно расти,и его рост сильно отлич от роста неорганич объектов(кристалл растет,лишь прибавляя новые части к уже существующим старым).Сл-но,у живого есть свое пространство. Сл-но разделение на внутрен и внеш среду,что столь хар-но только для живого организма.Жив организмы также имеют защитные оболочки и поверхности,обладимунными системами,призв сохранить неприкосновенность внутр прост-во жив.тела.Странной явл форма живых существ,ее нужно все время ремонтировать и восстанавливать.Необыч явл и геометрия органич формы,сравнительно с формами неорганич-ми.Органических формы-их геометр преимущ криволин,в ней господ плавные линии,образ-ся непрерывные переходы.Такой переход от одного направ-я к др выраж множ-во промежут сост-й,соизмеряющ эти направ-я между собой,погружающ их в некотор единое целое.Резкие углы выраж геометрию,в кот.части господ над целым.Только живое способно питаться.Сл-но,только у живого есть своя энергия,кот.может заканчив и кот. нужно пополнять.Одно из фундаментальных св-тв живого–св-во размножения.Выдел:1)размнож-е как избыток роста,превышающ некотор.меру единичности организма–когда величина тела жив организма какбы переливается через край какого-то запаса единичности,и вливается в нов жив форму(рост растений)2) размнож-е путем освобожд-я части от господства целого(гидру разрезают на части,и из кажд части возник новая гидра)3)половое размнож-е.Во всех этих видах размнож-я можно заметить одно св-во- взаимопроникновение целого и части(часть может становиться целым,а целое–частью).Сл-но,для живого хар-но некотор 3-е сост-е –сост-е,кот.можно назвать термином часть-целое. Живое способно к самодвиж-ю.В кажд момент врем живое тело в процессе ходьбы делится на более причинную-опорную и более производную-движущуюся части,как бы на часть-причину и часть-следствие.Живое приобрет относит-ую автономность от воздействий среды.Крайней формой автономности живого явл его возмож-ть рождать и уничтожать движение.У живого есть своя энергия,кот.может начинаться и заканч.В живом мы чувствуем свой собствен внутрен мир.Живое–это малый мир(«микрокосм»внутри«макрокосма»),со своим пространством-временем,своей собствен материальностью и активностью,согласующ,но не подчиняющ полностью физико-химическим законам.Но если живое не сводимо полностью к законам среды,то,сл-но,за живым стоит некотор свой собствен принцип,определяющ автономное бытие живых форм.Этот принцип- Принцип Жизни.

84.Феномен.призн.:облад простр-вом и врем. Только по отнош-ю к живому мы употреб такие термины,как"рождение"и"смерть".Употреб их к камню нельзя.Когда камень возникает,отколовшись от скалы,или исчезает,распавшись на кусочки,мы вряд ли можем серьезно сказать,что камень"родился"и"умер".Для неживых объектов мы говорим лишь о"возникновении"и"уничтожении".Можно предполаг,что"рождение"-это"сильное возникновение",а"смерть"-"сильное исчезновение".Рождение как"сильное возникновение"предполаг,что живой организм по-настоящему возникает,в то время как возникнов камня означ возникновение его как отдельной целостности.Рождение жив организма запускает собствен время этого организма,как и смерть завершает это собственное время.Сл-но,у жив существа есть свое время,кот.длится между рождением и смертью.Неорганич тело своим временем не облад.Живое способно расти,и его рост в общем случае сильно отлич от роста неорганич объектов.(Кристалл растет прибав нов части к уже существующ старым.Живого рост-здесь растут все части тела,кажд раз обнов как бы все прост-во,захвачен телом живого организма.Сл-но,у жив есть свое прост-во.Наличие своего прост-ва подтверж-ся также раздел на внутрен и внеш среду,что хар-но только для жив организма.Прост-во внутри камня не отлич от внеш прост-ва,оно часть общ физич прост-ва.Прост-во внутри тела жив организма сильно отлич и сильно защищается живым от посягательств внеш прост-ва(жив организмы имеют защит оболочки призван сохран неприкосновен внутрен прост-ва.

85.Феномен.призн.:целое и часть и феном.жизни.1) У живого растут все части тела,кажд раз обнов как бы все простр-во,захваченное телом жив организма.Неживое растет частями(кристалл растет,лишь прибавляя нов части к уже сущ-щим старым). 2) Специфика живой формы.Неорганич формы угловатые,в них господств прям линии,резкие скачки,образующ углы.Угол выраж-т резкий скачок от одного геометрич кач-ва к др.,что выраж геометрию,в кот.части господств над целым.У органич форм геометрия преимуществен криволинейная,в ней господств плавные линии,непрерывные переходы.,что выраж-т множ-во промежуточ сост-й,соизмеряющих эти направ-я между собой,погружающих их в некотор единое целое,т.е.целое господствует над частями. 3) Размножение:а)вегетативное-когда часть отделяется от целого и становится самостоятельной(растения);б)размнож путем освобождения части от господства целого -достраивание части до целого после его разделения(когда гидру разрезают на части,и из кажд части возник новая гидра.Получается,что в частях целого потенциально содержится целое);в)половое размножение- сливаются 2 дополнительных целых,образуя новую целостность. Во всех этих видах размножения сущ.одно св-во -взаимопроникновение целого и части–часть может становиться целым,а целое–частью. 4) Самодвижение;ходьба на 2 ногах.Когда 1 нога движется,вторая служит ей опорой, и наоборот.Т.о.,в кажд момент врем жив тело в процессе ходьбы делится на причинную-опорную и производную-движущуюся части,как бы на часть-причину и часть-следствие.Но такое деление постоянно может меняться,т.е.причин части,могут быть следствиями,и наоборот. В живом есть не только синтетическое состояние часть-целое, но и синтез причина-следствие. Такое причинно-следственное единство способно в любой момент поляризовать себя на части-причины и части-следствия. Части-причины начнут определять собою части-следствия.Но несмотря на все изменения,живое вновь и вновь восстанав себя как единство и переход любых своих следствий в любые причины,существуя как единое состояние«причина-следствие». Феномен жизни. Мы легко чувствуем разницу живого и неживого,но нам очень трудно объяснить эту разницу.Жив.организмы способ двиг-ся сами,а нежив-могут двиг-ся только под воздействием внеш сил.Чтобы объяс-ть процессы в нежив природе,нужно задать вопрос«почему?»;в то время как объяснен процессов в жив природе формулир через вопрос«для чего?».Когда мы спраш«почему»,мы предполаг некот.причину,кот.предшествовала во врем слудствию.Когда мы спраш«для чего»,мы предполаг,что процесс совер-ся ради какой-то цели,и сама эта цель предполаг-ся осущ-мой после процесса.

86.Феномен.призн.:самодвиж-е. Живое способно к самодвижению.Когда живой организм перемещается в простр-ве,то он движет себя собою.Рассмотрим с этой точки зрения живую ходьбу на 2 ногах.Когда одна нога движется,вторая служит ей опорой.Т.о.,в кажд момент времени живое тело в процессе ходьбы делится на более причинную-опорную и более производную-движущуюся части,как бы на часть-причину и часть-следствие.Но такое деление не фиксировано,а постоянно может себя переопределять.Так в живом способны перетекать друг в друга не только часть и целое,но и причина со следствием.Так обеспечено самодвижение живого.

87.Феномен.призн.:жив.форма. Странной явл и форма жив существ.Эта форма постоян сыпется и разваливается,ее нужно все время восстанав-ть,нужно затрач много энергии только для сохран этой формы в преж виде.Необычной явл и геометрия органич формы,сравнительно с формами неорганич.Неорганич формы как правило угловатые,в них господствуют прям линии(формы кристаллов.У органич форм геометрия преимуществен криволинейн,в ней господств плавные линии,непрерыв переходы.Сл-но,в органич форме нет резких скачков.Угол выражает резкий скачок от одного геометрич кач-ва к др.Непрерыв переход от одного направ-я к др.выраж множ-во промежуточ сост-й.Т.о.,рез углы выраж геометрию,в кот.части господств над целым.Плавность и криволинейность выраж формы,в кот.господств целое растворяет в себе отдел части.

88.Феномен.призн.:способ-ть к питанию. Только живое способно питаться.Это удивительный процесс.Было бы странно предполагать,что камень питается.Только живое сущ-во обладает этим кач-вом.Живое питается,чтобы пополнить запасы своей энергии.Сл-но,только у живого есть своя энергия,кот.может заканчиваться,кот.можно и нужно пополнять.Неорганический объект не обладает своей энергией,он растворен в океане общей физич энергии.Поэтому ему и не нужно получать какую-то спец энергию.В процессе питания живое ищет и находит подходящую энергию,кот.в пищеварении оно окончательно превращает в свою энергию.

89.Осн.феноменологич.признаки живого:проблема облад.собств.внутр.миром. У живого есть не только свое время,но и свое пространство. Наличие своего пространства подтверждается также разделением на внутр.и внешн.среду,что характерно только для живого организма.Пространство внутри камня в принципе не отличается от вн. пространства, оно лишь часть общего физического пространства. Другое дело, пространство внутри тела живого организма. Это пространство сильно отличается и сильно защищается живым от посягательств внешнего пространства. Например, живые организмы имеют защитные оболочки и поверхности, обладают иммунными системами, призванными сохранить неприкосновенность внутреннего пространства живого тела.

90.Холизм в биологии и мед-не. Слово «холизм» происходит от греч«holos» (целое),это направление в биологии всегда подчеркивало принципиальное отличие живых организмов от неживых тел.Представители холизма (холисты) считают, что в живом есть некоторое особое качество, которое отсутствует в неживой природе и принципиально отличает живое от неживого. Поэтому, например, в биологии не до конца применимы законы физики и химии, нужны новые, чисто биологические законы, чтобы объяснить поведение живых организмов.

91.Редукцион в биологии и мед-не. Слово «редукционизм» происходит от лат«reductio» - «упрощение», сведение сложного к простому. Представители редукционизма (редукционисты) считают,что никаких принципиальных различий между живым и неживым нет, различие здесь только количественное-живые организмы представляют из себя очень сложные физико-химические системы. Поэтому возможна биология как наука,но законы биологии – это законы физики и химии, лишь проявляющие себя в специфических условиях.Таким образом, для редукционистов биология – одна из прикладных физико-химических наук.

92.Основ виды холизма. 2 наиб.важных направления:1)иррацион.холизм считал, что особое качество жизни непознаваемо, и мы можем только утверждать, что оно есть, но каково оно и каковы его свойства, познать невозможно. Это направление холизма отриц.возможность биологии как науки и превращало биологию в мистику.2) Рацион.холизм, допуская принципиальное отличие живого от неживого, тем не менее полагает, что возможно рациональное, научное познание этого отличия и построение биологии как научной дисциплины.

93.Основ виды редукционизма. Выдел.два направления- сильный и слабый редукционизм Сильный редукционизм полностью отрицает особенности живых организмов даже как физико-химических систем, считая, что для объяснения феномена жизни достаточно классических разделов физики, например, механики.Что же касается слабого редукционизма,то это направление в той или иной степени признает необходимость создания новой неклассич.физики для объяснения феномена жизни, хотя в любом случае это видоизменение не настолько велико, чтобы вообще выйти за границы физики.

94.Тенденц конвергенции(сближения)холизма и редукциониз в истории биомедицины. Позиции слаб.редукционизма-готовность представителей этого направления расширить само понимание физики,если на основе старых законов физики невозможно будет описать те процессы,кот.происходят в жив.организмах.Позиция слаб.редукционизма-как позиция рацион.холизма,спор между ними будет больше касаться терминов.Если для того,чтобы объяснить процессы в живой природе слабые редукционисты готовы изменить саму физику, то кто в этом случае может дать гарантию, что одно из таких изменений наконец не сможет удовлетворить и рац.холистов?Различие будет состоять лишь в том,что слаб.редукционисты будут продолжать называть физикой не старую,а новую физику,а рацион.холисты будут настаивать, что физикой следует называть только старую физику,в то время как то изменение,кот.слаб.редукционисты наз.новой физикой, выходит уже за рамки физики вообще. Таким образом, по существу различие между этими направлениями исчезнет, и останется спор только о словах.Р азвитие биологии и медицины происходило от принятия крайних форм холизма и редукционизма к постепенному сближению их позиций. Постепенно в биологии и расширяются области применения физики и химии, и одновременно изменяются сами эти науки, все более приспосабливаясь к особенностям живых организмов.В целом можно сказать,что происход.сближение рацион.холизма и слабого редукционизма,но своя часть истины содержится в кажд.из этих направлений (как в холизме, так и в редукционизме),и здесь нужно не выбирать,но соединять все то хорошее,что есть в каждой точке зрения.Представления о феномене жизни со стороны всех разновидностей редукционизма и холизма:здесь большими круги-области классич.физики, физики вообще, науки и культуры.Малыми кружками передается место феномена жизни с точки зрения каждого из направлений. Сильн.редукционизм-феномен жизни лежит внутри области классич. физики, слаб.редукционизм-феномен жизни выходит за границы классич.физики,но принадлежит физике вообще.Рацион.холизм-феномен жизни выходит за границы физики вообще,но принадл. научному знанию.Иррацион.холизм-феномен жизни выходит как за границы науки,так и всего того, что может быть познано и создано человеком (культуры).В некот.мере правы все направления, и целостный феномен жизни объединяет в себе все указанные позиции,что передается(рис.) вытянутой областью,охватывающей все маленькие кружки и уходящей в бесконечность.В жизни есть все-и то,что может быть вполне адекватно передано физикой, как классич,так и неклассич;и то,что физике неподвластно,но может исслед.нефизич.научными дисциплинами.

95-96.Проблема определ.феном жизни.Прим необход.призн жизни и достаточн.признаков жизни. Человек очень хорошо чувствует различие между живым и неживым. Но как только человек пытается объяснить это различие, определить, что такое живое и чем оно отлич.от неживого, как возник.очень много трудностей,кот.соврем.наука до сих пор не смогла полностью разрешить. Н-р,живые организмы способны двигаться сами,а неживые объекты могут двигаться только под действием внешних сил.Чтобы объяснить процессы в неживой природе-«почему?»; в живой -вопрос «для чего?».Вопрос «почему?»предполаг,что была какая-то причина до возникновения следствия, н-р,сила,столкнувшая камень, возникла раньше падения камня.Вопрос«для чего?»,то предполаг,что процесс совершается ради какой-то цели, и сама эта цель предполагается осуществимой после процесса.Н-р,считаем,что паук плетет свою паутину для того,чтобы поймать мух и бабочек и съесть их,то цель этого действия-поймать мух и бабочек, может наступить только после самого действия-создания паутины как средства осуществления этой цели.Ввел различие этих двух видов причин древнегреч.философ Аристотель.Причину,предшествующую во времени своему следствию, он называл действующей причиной, а причину как цель, способную наступить во времени лишь после действия-средства- целевой, или финальной, причиной. Один и тот же процесс можно пытаться объяснить и с точки зрения действующих причин, и с точки зрения финальных причин.Н-р,что камень не только почему-то падает, но и для чего-то падает, т.е. у падения камня тоже есть цель. Такой целью для камня является его стремление достичь своего «естественного места» в мире, находящегося в центре Земли.Вот почему камень стремится падать именно вниз.Соврем.биология изгоняет из объяснения процессов в живой природе финальные причины и пытаясь объяснить их так же,как это делает физика при объяснении процессов в нежив.природе,но, как мы увидим дальше,все обстоит не так просто в науке о жизни.Объяснить различие между живым и неживым и понять, что такое живое и чем оно отличается от неживого, совсем не просто.Сталкиваемся уже не только с чисто научными проблемами,но и проблемами философ,н-р,как-что такое самостоятельное действие и действие, навязанное извне.Всякое определение отталкивается от некоторой интуиции.Так и определение жизни предварит. предполаг,что у кажд.чел-ка есть некоторое интуитивное понимание жизни, возможность опознать некоторую сущность как живую.Пусть L-интуитивное понятие жизни,К-некоторый рацион.признак (критерий) жизни, на основе которого делается попытка выразить L. Между L и К могут быть различные отношения:1.«L влечет K, и неверно,что K влечет L»-признак К явл. необходимым,но недостаточным признаком жизни.Значит,всякая жизнь соответствует критерию К,но обладание этим критерием возможно и для неживых объектов.Н-р, такое К – существование. Любой живой организм существует, но не любое существующее живет.2.«K влечет L,и неверно,что L влечет K»-признак К явл. достаточным,но не необходимым признаком жизни,т.е. все то,что обладает свойством К,явл.живым,но не все живые сущности обладают признаком К.Н-р,такое К-обладание разумом. Всякий обладающий разумом является живым, но не всякая жизнь разумна. 3.«К если только если L»-признак К явл. необходимым и достаточным признаком жизни(в этом случае К можно называть критерием жизни в подлинном смысле этого слова).Главная проблема определения жизни-проблема поиска критерия жизни,т.е. рационального смысла, необходимого и достаточного для выражения интуиции жизни.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...