Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Право как ценность и элемент общего благо



Общее благо в юридическом контексте можно понимать как феномен, возникающий в результате функционирования права в качестве социального института. По своей сути оно обозначает качественные характеристики вещи или явления как общечеловеческой ценности. Для философско-правового осмысления общего блага, предстающего, по словам Гегеля, в виде «права как добра для всех», необходимо выделить его сущностные свойства.

Во-первых, это ценность, т.е. свойство предмета, процесса или явления быть значимым для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

Во-вторых, общее благо — не просто ценность, а общечеловеческая ценность. Это означает, что его требования распространяются и признаются всеми людьми, независимо от пола, возраста, партийной, этнической или религиозной принадлежности.

В-третьих, «общее благо» есть высшая ценность. В силу этого оно обладает всеми характеристиками, которые присущи высшим ценностям, и прежде всего неутилитарностью, т.е. ценность общего блага определяется не практическим применением для чего-то иного, а, напротив, все иное приобретает значимость лишь в контексте общего блага.

Прежде всего речь идет о свободе. В философско-правовом контексте эта субценность представляет собой конкретизацию энгельсовского понимания свободы как действия на основе познанной необходимости, как сведения к минимуму зависимости человека от внешних факторов. Далее, философско-правовой аспект «общего блага» включает такую субценность, как равенство. Оно предполагает соразмерность, эквивалентность свободы, которой располагают разные люди.

Наконец, философско-правовой аспект общего блага неразрывно связан со справедливостью как субценностью — общезначимым соответствием должного и сущего, наличием и обеспечением неотъемлемых прав человека как разумного и правового существа.

В истории философско-правовой мысли представления о справедливом менялись, сообразуясь с уровнем цивилизованности, от безусловного следования традиции рода до попыток уравнять потребности и интересы индивидов и обеспечить всех равными материальными и духовными благами по карточной системе.

Ценностные различия общего блага и права заключаются в том, что благо выступает как ценность-цель, а право — как ценность-средство, ис-пользуемое для достижения других, более значимых ценностей. В свою очередь, элементы права — равенство, свобода и справедливость — служат ценностями-средствами, обеспечивающими существование самого права.

35. Правовая реальность и её структура.

По своей структуре философия права близка к структуре общей философии. В ней могут быть выде­лены следующие основные разделы:

1) онтология права, в котором исследуются про­блемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе; без четкого уясне­ния онтологической природы права, смысла и содер­жания понятия правовой реальности, знания основ­ных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом;

2) антропология права, в котором рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права чело­века в конкретном социуме, соотношение личности и права и.т.д. В рамках права такого раздела, как пра­вовая антропология, вопрос об общем критерии пра­вомерности, рассматриваются антропологические основы правопорядка в целом и прав человека в осо­бенности;

3) гносеология права, в котором исследуются осо­бенности процесса познания в сфере права, основ­ные этапы, уровни и методы познания в праве, проблема истины в праве, а также правовая практика как критерий правовой истины;

4) аксиология права, в котором исследуется ценность как определяющая характери­стика человеческого бытия, способ бытия ценностей, анализируются основные правовые цен­ности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. К сфе­ре интересов правовой аксиологии также иногда от­носят вопросы соотношения права о иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религи­ей, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел, в котором рассматриваются фи­лософские проблемы конституционного права (пра­вовая государственность, разделение властей, кон­ституционная юрисдикция), гражданского права (договор и уравнивание убытков и. выгод, собствен­ность), процессуального и уголовного прав и других отраслей права.

философия права, ра­нее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоя­тельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значе­ния (наряду с теорией права и государства, социологией права, ис­торией правовых и политических учений, отечественной и зару­бежной историей права и государства).

4. Функции философии права. Значение философии права в подготовке будущих юристов

Как и любой философской дисциплине, философии права Присущ ряд функций. Среди них важнейшими являются: мировоззренческая, методологическая, отражательно-информационная, аксиологическая, воспитательная.

Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из спо­собов человеческого бытия, определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности и значимости в жизни человека и обще­ства в целом или, другими словами, формирует пра­вовое мировоззрение человека.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2134 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...