Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личность как социальная система



Структура таких сложных явлений, как личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и, в то же время, подвержена различным изменениям - прогрессивным и регрессивным. Разрушающие явления в структуре личности приводят к разного рода отклонения, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности. Не останавливаясь особо на биологической и психологической структурах, рассмотрим социальную структуру личности.

Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность.

В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (при этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все остальное);

2) объективные социальные потребности личности (личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение);

3) способности к творческой деятельности, знания, навыки;

4) степень овладения культурными ценностями общества, духовный мир личности;

5) нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность;

6) убеждения, связанные с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.

Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Социальная структура личности постоянно изменяется, так как меняется ее социальное окружение. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Следовательно, социализация может рассматриваться как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.

Говоря о социальном типе личности, социологи подразумевают, что в нем запечатлены характерные черты породившего его общества. Но это не значит, что все советские люди подходят под единый стандарт. Достаточно того, что 30-40% населения разделяют взгляды, ценностные ориентации, набор черт поведения, отраженных этим типом. Но это особые взгляды, ориентации и поведение. В них сфокусировано то, что советская власть - через социальные институты, идеологию и пропаганду - стремилась навязать всему населению: патриотизм, идейную преданность, классовую нетерпимость и многое другое. Портрет социального человека в социалистическом обществе выглядит так: массовый (как все), противопоставленный всему элитарному и своеобразному, «прозрачный» (т.е. доступный для контроля сверху), примитивный по запросам (уровень выживания), созданный раз и навсегда, далее неизменный, легко управляемый. Таковы типичные характеристики одновременно и личности, и поведенческих структур общества.

Подобные черты - не просто эмпирически наиболее распространенные, типичные или часто наблюдаемые признаки. Они взаимосвязаны, составляют единое целое. Именно эти свойства специально поощрялись, насаждались, навязывались советским людям через социальные институты, средства пропаганды, семью, трудовой коллектив. Они целенаправленно воспитывались. Таковы образцы «правильного», «должного» поведения. Люди принимали их не добровольно, а вынужденно.

19.Социализация личности, её формы.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

П о мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях. жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

Рассмотрим различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:

мазохистский - рецептивный,

садистский - эксплуатируемый,

деструктивный - накопительский,

конформистский - рыночный,

продуктивный - духовный.

Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах.

20.Понятие девиации, её типология.

Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм встречаются среди подростков довольно часто. Характер нарушения поведения у детей и подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, наркотизации, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.

Что же понимается под девиацией с психологической точки зрения? Дело в том, что психиатрический и психолого-педагогический аспект проблемы нарушения поведения изучен недостаточно. Одним из выражений этого является разнобой в терминологии данной группы расстройств:

«нарушение поведения»;

«патологическое поведение»;

«аномальное поведение»;

«девиантное поведение».

Многочисленные попытки систематизации нарушения поведения недостаточно успешны, что прежде всего связано с отсутствием четких диагностических корректив. В принятой классификации выделяют:

антисоциальное, т.е. невыполнение нравственных норм поведения в обществе;

антидисциплинарное, т.е. нарушение режима и дисциплины, принятых в учебно-воспитательных учреждениях;

делинквентное, т.е. потивоправное;

аутоагрессивное.

В клинической и педагогической практике часто встречаются патохарактерологические реакции, которые проявляются, в основном, интуативно обусловленными нарушениями поведения:

побеги из дома и бродяжничество;

ранней алкоголизации, наркоманией и токсикоманией;

суицидальным поведением;

транзиторными сексуальными девиациями.

Типология девиантного поведения, предложенная Р. Мертоном (194 9), рассматривается многими специалистами как одна из наиболее удачных. Согласно Мертону, девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Это определение лежит в основе его типологии девиантных поступков.

Конформизм — единственный тип недевиантного поведения. Он поддерживает и цели деятельности, и средства их достижения.

Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально неодобряемые способы их достижения (напр., рэкет, шантаж).

Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.

Ретритизм (бегство от действительности) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (пример: бродяги, наркоманы).

Наконец, бунт. В отличие от ретритизма бунтарь не только отрицает то и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые, развивает «новую идеологию».

Концепция Р. Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две стороны одной проблемы. В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов.

В конце XIX в. стала приобретать известность биологическая концепция девиации. Итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Криминальный тип, например, можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. У.Х. Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела (1940). Наиболее склонен к девиации, согласно Шелдону, мезоморфный тип: «тяжелые», «мускулистые», «атлетические». Биологические концепции, популярные в начале XX в., сейчас постепенно вытесняются другими.

Психологические и психиатрические концепции делают акцент на личностных факторах, особенно неправильной социализации в детстве. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов. Не было выявлено ни одной психологической черты, например эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость, которые могли быть наблюдаемы у всех преступников. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность любого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих психологических и социальных факторов.

Социологическая трактовка девиации учитывает социальные и культурные факторы, влияющие на нее. Впервые социологическое объяснение девиации предложено Э. Дюркгеймом («Самоубийство», 1897), который полагал, что социальная дезорганизация — причина девиантного поведения.

Практика свидетельствует, что социально одобряемые средства достижения таких целей, как, например, образование, богатство, недостаточны для большинства населения. Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.

Динамизм социальных процессов, происходящих в современной России, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций. Наряду с ростом позитивных девиаций (например, политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество) усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая девиантность, аморальность поведения. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь социальных служб.

21.Социальный контроль: понятие, его действие.

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 5852 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...