Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какие существуют исторические типы стратификации?



Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой. В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме. Рабство – система расслоения общества, основанная на различиях в принадлежности индивида к этнонациональным и территориальным общностям (роду, племени, общине). Древнеиндийский термин «даса» - «раб» означал первоначально «враг», «чужак», «варвар». Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую, и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Во-вторых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. В-третьих, нарушение закона, когда казнь убийцы или грабителя заменяли рабством, то есть виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или неоплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям более низкого статуса.

По своему положению раб является лицом несамостоятельным, полностью зависимым от своего господина, хотя на разных стадиях развития рабства степень этой зависимости менялась. Первоначально в условиях патриархального рабства раб приравнивался по своему положению к младшим членам семьи, не имел права голоса на собрании общины, не носил оружия, выполнял самые непрестижные и тяжелые работы. Обычно через определенное время рабу давали свободу или принимали в члены общины.

Положение изменилось тогда, когда рабский труд стал использоваться в массовых масштабах для производства продуктов и ремесленных изделий на продажу, и когда рабы тоже стали товаром. Раб уподоблялся вещи, с которой собственник мог распоряжаться, как ему заблагорассудится. Раба можно было убить, отдать в наем в публичный дом, заставить выступать в качестве гладиатора и т.д.

Традиционно рабство рассматривается как наиболее выраженная, крайняя форма неравенства, при которой одни индивиды принадлежат другим как собственность и с помощью физического насилия принуждаются к труду. Но при этом следует иметь в виду, что подобные крайности, как правило, не распространялись на соплеменников и сограждан. При рабовладельческом строе именно этническая принадлежность определяла место индивида в системе разделения труда, объем гражданских и политических прав, характер экономических отношений, в которые он мог вступить.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники, превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Касты. Термин «каста» - португальского происхождения. Классической страной кастового строя является Индия, где эта система стратификации была отменена лишь в 50-х гг. ХХ века. В кастовом строе важнейшим фактором, определяющим положение человека в обществе, является жесткая, передаваемая из поколения в поколение система разделения труда. Каста представляет собой замкнутую социально-профессиональную группу, в пределах которой передаются профессиональные знания, навыки и привилегии.

Особенностью кастовой системы стратификации является ее тесная связь с господствующей в обществе религиозной доктриной. Все современные мировые религии в той или иной форме оправдывают социальное неравенство, но в индуизме необходимость расслоения общества вытекает как бы из самой человеческой природы. Неравенство между кастами древние индийцы объясняли естественным различием между людьми по степени их природного благородства и душевной чистоты. Высшей и самой «чистой» кастой считались брахманы, выполнявшие жреческие функции и хранившие знания; вторыми по степени чистоты были кшатрии – воины, занимавшиеся наряду с военным делом еще и государственным управлением; третья группа – вайшьи – свободные общинники, для которых допускалось занятие земледелием, скотоводством, торговлей, ростовщичеством и т.д.; низшей по степени чистоты кастой являлись шудры – неполноправные члены общины, исполнявшие самую грязную и непривлекательную работу.

Самым тяжелым наказанием было исключение из касты. Люди, исключенные из своей касты, получали статус «неприкасаемых», потому что даже прикосновение к ним оскверняло представителей четырех основных каст и требовало очистительных действий. «Неприкасаемые» лишались практически всех гражданских прав.

Кастовая система стратификации, как и рабство, характеризуется жестким ограничением социальной мобильности между слоями. Представитель касты был ограничен в возможности изменения профессии, в выборе брачного партнера (супруга следовало выбирать только из своей касты), в возможности общения с представителями других каст (вплоть до запрета совместно принимать пищу). При жестком ограничении индивидуальной мобильности членов общества они в то же время могли изменить социальное положение вместе с повышением или понижением статуса своей касты.

Сословия. Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например, в Японии. Сословиесоциальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В России со второй половины 18 века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство.

Права и обязанности каждого сословия закреплялись юридически и освещались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Различные сословия отличались друг от друга по образу жизни, уровню образования, традиционному воспитанию, культуре, принятым нормам поведения. Браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым занятиям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Например, государственные и военные чины получали только дворяне; духовенство имело монопольное влияние в области идеологии, в сфере образования и распространения знаний; главной функцией самого многочисленного третьего сословия (купечество, крестьянство и мещанство) была уплата податей-налогов. Два высших сословия – дворянство и духовенство – налогов не платили.

Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри сословий. В то же время границы между сословиями не были такими непреодолимыми, как границы между кастами. Дворянство, в том числе дворянство наследственное, можно было заслужить в награду за особые заслуги, богатые представители третьего сословия могли купить титул у обедневших аристократов, допускались межсословные браки.

Классы. Формирование классовой системы стратификации связано с возникновением современного индустриального общества и распространением капиталистических производственных отношений.

В условиях классового деления общества важнейшим признаком, определяющим положение человека в социальной иерархии, является уровень дохода, владение собственностью или контроль над ней. Экономические возможности индивида – наличие или отсутствие материальных или финансовых ресурсов, положение на рынке труда – оказывают существенное влияние на его образ жизни и отношение к нему других людей.

В отличие от кастовой и сословной стратификации, классыне закрепляются с помощью правовых и религиозных норм, поэтому границы между классами не бывают столь же четко очерчены, как границы между сословиями или кастами.

В классовой системе стратификации принадлежность к классу не определена от рождения и не наследуется, что коренным образом отличает ее от предшествующих типов стратификационных систем. Предписанный, т.е. полученный от рождения, статус личности уже не оказывает определяющее влияние на судьбу индивида. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться.

Все охарактеризованные типы стратификационных систем не существуют в чистом виде. Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Различные типы стратификационных систем предоставляют большие или меньшие возможности для перемещения членов общества внутри социальной структуры, для социальной мобильности.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...