Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация международных договоров



по кругу участников

24 Международное право. Право войны и мира.

Право войны

отдел международного права (см.), имеющий своим предметом обусловленные войной отношения между государствами. Война, значительно изменяя обычные в мирное время отношения между народами, рано привлекла внимание исследователей и побудила их выделить международное право в особую область правоведения (Альберико Джентили, в конце XVI века). С тех пор в научных системах война рассматривается как средство восстановления нарушенных и выяснения спорных правоотношений, т. е. как юридический процесс между государствами. Основанием такого взгляда было общераспространенное у первобытных народов, господствовавшее и в средневековой Европе представление, что правовые споры могут и должны решаться путем физического состязания. Войны, которые велись в защиту права, считались справедливыми, законными (bellum iustum, bellum legitimum); все остальные признавались правонарушешем и в свою очередь служили законным поводом (iusta causa) для объявления войны. Широкие рамки "естественного права" давали, однако, возможность включить любую войну в разряд справедливых. С победой положительно-правовой школы войны в защиту интересов хотя бы наиболее жизненных, но не получивших еще юридической санкции, должны были перейти в разряд незаконных. Такой взгляд на правомерность войны, в зависимости от вызвавших ее причин, продержался до последнего времени и служит объяснением существующего доныне обычая оправдывать предпринятую войну ссылкой на совершенное противником правонарушение. Но разделение войн на справедливые и несправедливые в настоящее время оставлено, как не имеющее никакого юридического значения: каковы бы ни были причины войны, ее последствия и применяемое к ней П. войны одинаковы. Вместе с тем должно было потерять почву и представление о войне, как о юридическом процессе. Даже войны, предпринятые в защиту права, не ограничиваются восстановлением правовых отношений в прежнем виде, но, в случае удачи, идут дальше первоначальной цели и приводят к созданию нового права. Поэтому, вернее было бы уподобить войну не юридическому процессу, а насильственному перевороту в существующем правопорядке. Подобно революции, война может иногда служить охраной права от посягательств со стороны тех, над кем нет высшей юридической власти; но чаще она ведет к разрушению старых правовых отношений и замене их новыми, находящимися в большем соответствии с изменившимся отношением политических сил. Продолжающееся поныне обращение к войне, как правосозидающей силе, служит доказательством, что державы еще не в состоянии заранее рассчитать свои силы и соответственно им идти навстречу новым запросам правовой жизни. Когда П. получит способность быстро приноравливаться к интересам и справедливым требованиям каждого члена международной общины, войны могут стать излишними. К достижению этой конечной цели международное П. стремится двумя путями: 1) сокращением случаев произвольного обращения к войне (замена войны другими средствами) и 2) ограничением произвола при выборе самих средств войны (гуманизация войны). Писатели высказываются в пользу того или другого пути, в зависимости от усвоенного ими взгляда на природу войны. Одни видят в войне вечное божественное установление (Жозеф де Мэстр), благодетельно двигающее человечество по пути прогресса и не допускающее его погрязнуть в эгоизме и заботах о материальном благосостоянии (граф Мольтке, Меркель, Людер и другие германские публицисты после войны 1870—71 гг.). Идеализируя войну, они не находят нужным и возможным стремиться к ее устранению и довольствуются ее гуманизацией, не заходя и в этом направлении очень далеко. Другие, держась более реального взгляда на природу войны (большинство интернационалистов) требуют, помимо гуманизации, постепенной замены войны иными средствами борьбы, причем некоторые считают это достижимым и при настоящих условиях международной жизни (утописты вечного мира), другие — лишь в отдаленном будущем.

1. Замена и устранение войны с давних времен составляло мечту моралистов и философов (см. Мир вечный). Международное П., после безуспешных попыток ограничить обращение к войне случаями правонарушений ("справедливая война"), и притом наиболее тяжелых (нарушение так назыв. основных прав государств), обратилось к другим средствам. Оно установило для некоторых случаев обязательное обращение к добрым услугам или посредничеству третьих держав (напр., в случае столкновения с Турцией или по поводу владений в бассейне реки Конго). Сделан ряд попыток ввести обязательное обращение к международному суду, который со временем может заменить все войны, возбуждаемые правовыми спорами (см. Третейский суд). Наконец, новейшее международное П. ограничило случаи произвольного обращения к войне, создав так назыв. вечно нейтральные государства и гарантировав их нейтралитет (см. Нейтралитет). За указанными незначительными и немногочисленными исключениями, государства пользуются в настоящее время неограниченным правом по своему усмотрению обращаться к войне для защиты своих прав или интересов.

2. Гуманизация войны. Не имея пока возможности устранить войну из своей области, международное П. считается с ней, как с существующим фактом, и заботится о том, чтобы смягчить ее наиболее грубые проявления и вредные последствия. Совокупность этих мер составляет П. войны в тесном смысле, или так наз. законы и обычаи войны (Kriegsmanier). Последние создаются взаимодействием противоположных факторов — военных соображений и требований гуманности. Война имеет своей ближайшей целью отнять у противника возможность дальнейшего сопротивления и этим путем заставить его признать чужую волю. Цель эта не меняется, но к достижению ее ведут различные средства. Все попытки вывести П. войны из понятия военной цели (Людер, Иенс и др.) оказались безуспешными: для этой цели все средства безразличны, и грубейший произвол может найти в ней свое оправдание. К такому же произволу ведет широкое толкование, даваемое понятию военной необходимости (raison de guerre, Kriegsraison). Понятие это должно быть ограничено случаями необходимой обороны и служить оправданием не правонарушения, а лишь его ненаказуемости; в противном случае, произвольно отступая от П. войны, воюющие стороны всегда могут сослаться на это легко растяжимое понятие. Действительные ограничения военного произвола надо искать не в самой войне, а вне ее. Их ставят требования гуманности, прогрессивно возрастающие вместе с общим культурным ростом человечества. П. войны может служить, поэтому, верным показателем культурного развития. В каждую данную эпоху его состояние определяется взаимным отношением указанных выше двух факторов; всякое изменение в их соотношении имеет своим последствием изменение П. войны. Рост последнего обусловлен ростом гуманности и культуры; их завоевания постепенно суживают сферу войны и в будущем могут привести к полному уничтожению войны в ее современной форме.

Право войны (лат. Jus ad bellum) — исторически право суверена и позже — государства на ведение военных действий, один из признаков суверенитета. В настоящее время ограничено международным правом и представляет собой ряд критериев, с которыми нужно соотноситься прежде, чем участвовать в войне, чтобы определить, допустимо ли вступление в войну; то есть, определить — является ли применение вооруженной силы справедливой войной.

Исторически, в качестве ограничения права войны выступали соглашения о ненападении, в том числе — многосторонние. Три самых известных примера в XX веке — Пакт Бриана — Келлога, объявивший вне закона войну как инструмент национальной политики; определение Нюрнбергского трибунала «преступлений против мира», объявившее агрессию международным преступлением, которое подлежит преследованию по суду; Устав Организации Объединенных Наций, который обязывает страны искать разрешение споров мирным путем и требует разрешения ООН прежде, чем одна страна сможет начать любое использование силы против другой, если только это обязательство не нарушает права на самооборону против вооруженного нападения.

25 Международное частное право

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

термин, впервые появившейся в литературе, науке и практике в 1834 г.; в истории и доктрине связывается с именем члена Верховного суда США Джозефа Стори, который использовал его в труде "Комментарий о коллизии законов". С 1841 г. термин "МЧП" стал фигурировать в работах ученых Германии (Шаффнер). а затем и Франции (Феликс). В отечественной науке разработка проблем МЧП началась сравнительно поздно, во второй половине XIX в. Первой специальной работой, посвященной МЧП. был труд Н.П. Иванова под названием "Основания частной международной юрисдикции" (1865). В фундаментальном курсе международного права Ф.Ф. Мартенса "Современное международное право цивилизованных народов" (1896) были осуществлены разработка, систематизированное изложение вопросов МЧП. Под ним автор подразумевал совокупность юридических норм, определяющих применимость к данному правоотношению заинтересованного лица. действующего в области международного оборота, права или закона отечественного или иностранного государства. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе до сих пор не существует единодушно принятого определения МЧП. Ученые из разных стран на различных этапах развития науки МЧП оспаривали все элементы, составляющие это понятие: и "международное", и "частное", и "право". В.М. Корецкий в "Очерках международного хозяйственного права"(1928) упоминает не менее 50 различных видов названий, отнюдь не всегда расходящихся между собой лишь в мелочах, например: "международное гражданское право", "международное положение частных лиц", "действие и применение законов различных государств согласно принципам международного права", "общее частное право иностранцев". "выбор права", "междучастное право", "разграничивающее право", "конфликты прав", "международное положение частных лиц", "теория конфликтов законов в области частного права", "международное хозяйственное право". Наиболее общим моментом, отражающим позицию российской доктрины в этой области, является взгляд на МЧП как совокупность (систему) норм. регулирующих общественные отношения ци-вилистического характера, хотя и относящихся к различным отраслям внутригосударственного права, а не только к собственно гражданскому праву (семейному, трудовому, торговому, земельному, хозяйственному и т.д., в зависимости от существующей в данном государстве разбивки объективного права на отрасли), но лежащих в сфере международного хозяйственного (гражданского) оборота (в широком смысле слова). Во многих определениях, даваемых учеными. фигурирует такой признак рассматриваемых отношений, как "иностранный элемент" (И.С. Перетерский. С.Б. Крылов, Л.А. Лунц. Г.К. Матвеев. М.М. Богуславский. С.Н. Лебедев и др.). Нельзя согласиться, что этот признак является конститутивным для объекта регулирования данной совокупности норм: просто присутствие так называемого "иностранного элемента" - скажем, наличие в отношении иностранного участника - далеко не всегда обеспечивает включенность в орбиту регулирования, иными словами, действие именно МЧП. В частности, бытовые сделки, совершаемые иностранными гражданами за границей,

повсюду в мире регулируют гражданским правом государства, где совершается сделка, а не его МЧП. "Иностранный элемент" присутствует, а МЧП - нет. Решающим, конститутивным фактором в этом отношении выступает проявление юридической связи данного отношения с правовопорядками двух или более государств.

Значительное число споров в науке МЧП возникало и продолжает возникать и по вопросу о месте в юридической системе и правовой природе МЧП. Палитра взглядов чрезвычайно широка: от квалификации его международно-правовой природы до принципиального отрицания вообще качеств, свойственных собственно праву как таковому. Наиболее ярко выражены в данном отношении три направления в отечественной правовой науке. Это международно-правовая концепция правовой природы МЧП (ее сторонниками были В.Э. Грабарь. С.А. Го-лунский, A.M. Ладыженский. С.Б. Крылов. М.А. Плоткин. а также Ф.И. Кожевников. С.А. Малинин. Л.Н. Галенская, И.П. Блищенко и др.): концепция МЧП как внутригосударственного права (И.С. Перетерский, Л.А. Лунц. В.М. Корецкий, М.И. Брагинский, И.А. Грин-гольц, В.П. Звеков, С.Н. Лебедев, Г.К. Матвеев, А.Л. Маковский, М.М. Богуславский, B.C. Поздняков, А.А. Рубанов, М.Г. Розенберг, О.Н. Садиков и т.д.); наконец, третья группа позиций формируется вокруг взгляда на МЧП как комплекс норм. вбирающих в себя как международно-правовые, так и национально-правовые нормы (А.Н. Макаров, в известной степени Г.И. Тункин, Р.А. Мюллерсон. воспринявший в 80-е гг. XX столетия точку зрения Макарова и придавший ей современное звучание, М.Н. Кузнецов, В.Г. Храбсков и др.).

Указанные концепции не являются монолитными, однако общим стержнем каждой из них выступает какая-либо одна идея. Например, ряд ученых (Перетерский, Лунц, Богуславский, Матвеев. Звеков, Зыкин и т.д.) считают, что МЧП - самостоятельная отрасль внутригосударственного права в системе отраслей российского права: другие (О.Н. Садиков, М.И. Брагинский, И.А. Грингольц) считают его частью гражданского права, тем не менее не выводя его за национально-правовые, т.е. внутригосударственные рамки. Одни "международники" полагают, что МЧП - отрасль международного права (С.А. Малинин), другие - что МЧП есть часть международной системы права, т.е. международного права в широком смысле слова. Ю.М. Колосов придерживается концепции о принадлежности МЧП к третьей - особой - системе права, которая существует наряду с системами внутригосударственного и международного права. Известна точка зрения Г.И. Тункина о том, что МЧП не является ни особой системой, ни отраслью права, хотя и имеет свой специфический предмет регулирования - "выходящие за рамки системы одного государства отношения между субъектами различных национальных правовых систем".

МЧП в большинстве случаев признается самостоятельной правовой отраслью. Особой категорией, определяющей своеобразие, а значит, и самостоятельностьМЧП, помимо объекта регулирования, методов и принципов регулирования - известной триады, формирующей отрасль права как таковую, - являются коллизионные нормы. Коллизионная природа МЧП продолжает оставаться его существенной особенностью. Воздействие на регулируемый объект в МЧП обеспечивается с помощью двух методов - коллизионно-правового и материально-правового. Коллизионный метод регулирования - исторически первый в МЧП (см. Коллизионное право). Материально-правовой метод в современном МЧП большинством автором связывается прежде всего с унификацией национально-правовых норм. регулирующих отношения гражданско-правового характера, которые лежат в сфере международного оборота, посредством международно-правового договора. Процессы унификации на многосторонней основе начинают активизироваться в МЧП в основном с конца XIX в., вследствие чего в его нормативном составе укореняется еще одна разновидность материально-правовых норм - единообразные нормы, созданные международными договорами, сфера которой существенно расширяется за счет вовлечения в нее все новых видов международного экономического сотрудничества (лизинга. факторинга, вексельных отношений, торгового посредничества, отношений по перевозке и т.д.).

Вместе с тем некоторые ученые рассматривали и возможность регулирования общественных отношений этого вида с помощью национальных материально-правовых норм. т.е. норм "прямого действия" (И.С. Перетерский, М.М. Богуславский. М.Н. Кузнецов, О.Н. Садиков. Н.И. Марышева. Л.А. Лунц). Однако квалификация их в качестве норм МЧП не соответствует коллизионной природе МЧП, поскольку материально-правовые нормы национального права. хотя и рассчитаны на регламентацию общественных отношений, составляющих объект регулирования, специфичный

именно для МЧП, тем не менее сами не входят в нормативный состав МЧП (более ранние, основные труды Л.А. Лунца, Г.К. Матвеева, А.Б. Левитина. Г.К. Дмитриевой и др.). Таким образом, вопрос о нормативном составе МЧП представляет собой достаточно сложную проблему. В то же время нельзя не отметить, что для отнесения к МЧП национальных норм, специально существующих во внутреннем правопорядке для регулирования особых отношений, лежащих вне сферы юрисдикции одного государства. т.е. отношений МЧП. объект регулирования может служить самодостаточным критерием - в противном случае у такого рода норм не оказывается собственной отраслевой "обители".

МЧП как система норм характеризуется определенным своеобразием источников права, регулирующих подпадающие под его действие общественные отношения. Традиционным для отечественной науки выступало положение о двойственности источников МЧП. что выражалось в их делении на международные и национальные (Мартене, Макаров, Ко-рецкий, Перетерский, Лунц, Богуславский, Мюллерсон, Кузнецов и др.). Кмеж-дународным принято относить договоры и обычаи, к национальным - внутригосударственный (национальный) закон (включая и подзаконные акты), а применительно к практике ряда-соответствующих государств - судебное решение (прецедент).

Международно-правовой договор- основная форма унификации национально-правовых норм различных государств (материально-правовых, или коллизионных). Следовательно, принадлежность договора к источникам МЧП выступает краеугольным камнем в учении о нормативном составе МЧП. Однако при этом необходимо уточнить, что международный договор регулирует затрагиваемые МЧП отношения не прямо, а опосредствованно. благодаря механизмам трансформации содержащихся в нем положений в нормы внутригосударственного права. Так. положение п. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются частью правовой системы РФ, выступает "генеральной" трансформационной нормой, которая обеспечивает соблюдение правил, содержащихся в договоре, всеми соответствующими субъектами национального права, в том числе и в сфере, относящейся к МЧП. Сходные положения содержатся в конституциях других государств (Великобритании. Германии, США, Франции, Нигерии и т.д.).

Собственно говоря, принципиальной и основной юридической обязанностью любого государства-участника по всякому международно-правовому соглашению является обеспечение всеми доступными государству средствами того, чтобы соблюдались положения заключенного договора. В реальности исполнение государством своих международно-правовых обязательств осуществляется именно в национально-правовой сфере за счет материальной (в противовес формальной) трансформации, т.е. путем создания каких-либо специальных органов либо их упразднения, издания или отмены соответствующих актов, приведения в соответствие с содержанием и. целями договора внутреннего правопорядка в целом и т.д. Перечень и характер таких средств имплементации (осуществления) международным правом не определяется, поскольку это - область исключительно внутригосударственная. Таким образом, государство как бы дважды "пропускает" международный договор через свою волю: первый раз. когда оно в той или иной форме соглашается на юридическую обязательность для себя данного договора (путем подписания, ратификации, присоединения и т.д.). а во второй - посредством трансформации положений международного договора в национальное право. Однако международный договор не утрачивает своих качеств источника МЧП, поскольку в том, что касается его содержания, юридической обязательности его норм, они уже получили соответствующее волеизъявление рассматриваемого суверена. Непреложным также остается и другой постулат науки международного права, касающийся правовой природы таких обязательств, - международный договор обязывает только государства, а не физических или юридических лиц, несмотря на то что в ряде случаев внешне положения договора могут восприниматься как раз противоположным образом (и это особенно проявляется в международно-правовых соглашениях сферы МЧП, например в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.. или Конвенции о международной аренде оборудования 1988 г.. или вексельных конвенциях 1930г.. подписанных в Женеве, и др.) - как обязательство. взятое на себя и подлежащее реализации именно государством. Заключается же оно в обязании подвластных государству субъектов национального права следовать положениям, сформулированным в договоре (формы и средства такого обязывания определяются самим государством). Таким образом, рассмотрение международного договора в качестве ис-

точника МЧП возможно при непременном условии отказа от формально-юридического подхода к соответствующим квалификациям.

Решение вопроса о международном обычае как источнике МЧП в принципе аналогично тому, как это происходит в случае с международным договором. Л.А. Лунц указывал, что особенно часто применяемые в сфере международного хозяйственного оборота обычаи - это обычаи международной торговли. Всякий раз, когда речь идет о международном обычае в аспекте источника МЧП. необходимо иметь в виду, что он должен быть "освоен" государством, т.е. признан им в соответствии с критериями, свойственными квалификации обычая как такового в качестве источника права.

Наконец, судебное решение (прецедент) как отдельный вид источников МЧП не представляет особых трудностей в смысле квалификации его в качестве такового, если это касается практики государств, устойчиво следующих системе "общего права", а также ряда континентальных стран (Франция, Германия, Венгрия и др.). Для ситуации в РФ в этом плане характерно то, что судебное решение не признается источником права де-юре, хотя де-факто оно таковым является, по поводу чего в юридической литературе высказывались соответствующие соображения.

26 Принципы, общие для романо-германской и англо-саксонской системы права (хз). Презумпция невиновности. Алиби. Отсутствие у закона обратной силы





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...