Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Newpage. {\sf 43. Проблема сущности и существования в философском учении о человеке.}



{\sf 43. Проблема сущности и существования в философском учении о человеке.}

Проблема сущности чел находился в центре фил учений о нем. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение предмета и без этого невозможно вести разговор о его сущности, функциях, значении, в истории антропологии сущность чел, его отличие от животных объясняли, используя такие специфические качества, как плоское ногти, улыбка, ум, религия. При этом сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а из внешних признаков, отличающих его от ближайшего вида, то есть как бы со стороны. Однако с методологической стороны это о подход не правомочен, так как сущность любого предмета определяется способом бытия этого предмета, внутренними законами его существования. К тому же не все отличительные особенности человека явл существенными.

Такой субстанцией, отличающей чел от всего другого, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общ производства. Именно она лежит в основе сущности человека, при этом занимаясь трудовой деят, чел не может не вступать прямо или опосредовано в общ отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общ произ развиваются и общ отношения. Собственное развитие индивида происходит по мере того, как он аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общ отношений.

При этом речь идет именно о совокупности общ отношении: материальных и духовных, идеологических, настоящих и прошлых. То есть понимать человека надо диалектически, его нельзя сводить лишь к человеку разумному, экономическому или играющему, он есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Аккумулирует весь спектр общ отношений и выражает этим свою соц сущность. Кроме того, чел --- дитя истории, он не взялся ниоткуда, а есть результат развития всего человеческого рода, частью которого он является.

Кроме того, он и творец этих отношений и общ. Оказывается и субъектом, и объектом общ отношений. Тождество и ед суб и об. Человек --- это микрообщество, а общ --- это человек в его общ отношениях. Социально-деятельная сущность человека, вне соц отношения и общения как формы их реализации чел не может стать чел.

Но человек не сводим к своей сущности, в своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. Сущность --- общая характеристика рода, то существование каждого индивида. индивидуально. Это есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Единство трех основных начал: биологического, социального и психологического, то есть биопсихосоциальный феномен. Уничтожив хоть один из этих факторов, мы уничтожим человека.

Наиболее полное выражение проблема существования нашла в экзистенционализме. Трактуется как человеческое бытие, 'соотнесенное с трансцендентной реальностью, выходом за рамки индивидуально-реального мира. Конечность существования задана первоначально. В существовании живут вместе, но умирают в одиночку. Инд и общ рассматриваются как противопол образования, наход в конфликте. Подлинное существование --- индивидуальное бытие личности, ее свобода. НЕподлинное бытие -- бытие в обществе. Это позиция экз.

При этом надо помнить, что чел не может сформироваться как личность без общ. Само сущние чел не возможно вне системы общ отношений, а его сущность невозможна без существования. При этом само существование невозможно без сущности, оно всегда существенно. Она присутствует в развивающемся существовании в виде семени, а не в качестве неизвестно откуда взявшегося плода.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...