![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
При передаче земли одним лицом другому (через сделку), т. е. при вполне частном отношении, пожалование становилось закрепляющим сделку актом, свидетельствующим о неполном объеме права распоряжения землей, принадлежащего отчуждателю и приобретателю.
Вотчины по праву XVI—XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения: дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие.
Особенности юридического взгляда на обладание вещами (в первую очередь недвижимостью), характерные для данной эпохи с присущим ему предпочтением фактического обладания над «теоретической» правоспособностью Присущие ему атрибуты (наследственный характер, сложный порядок отчуждения, особый режим эксплуатации) в ходе экономической и правовой эволюции различных форм землевладения (в том числе поместных) чувствительно воздействовали на правовой статус и режим этих смежных форм.
Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или из частных земельных фондов князей. Последние складывались чаще всего из приобретений, осуществлявшихся в ходе и результате различных сделок: купли, получения в дар или по завещанию (исключение здесь составляло законодательство Новгорода, запрещавшее князьям приобретать земли в частную собственность в пределах новгородских территорий). При этом законодатель и практика различали правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных («казны»). Такое разделение сохранялось достаточно долго, пока в лице верховного субъекта собственности не слились государство и князь (как персона). Тогда на смену старому разделению пришло новое: государственные «черные» земли и дворцовые земли
Правовой статус церковных вотчин был, естественно, обусловлен особым характером субъекта собственности. Субъект здесь не был достаточно консолидирован, так как церковными имуществами (в том числе землей) в XVI—XVII вв. пользовались и распоряжались отдельные церковные учреждения: монастыри, епископаты, приходские церкви
Уже с XVI в. государство приняло меры, направленные на сокращение церковного землевладения. На Стоглавом соборе был сформулирован принцип, согласно которому все земельные приобретения церкви (прежде всего, монастырские) нуждаются в обязательном санкционировании со стороны государства. На Соборе 1572 г. было запрещено богатым монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. запретил также приобретения по завещаниям, купчим и закладным грамотам. Собор 1584 г., подытожив все это, сформулировал общий вывод, согласно которому церковь приобретала характер юридического субъектаю
Следующим этапом в процессе ограничения церковного землевладения стали прямые попытки секуляризации церковных земель, проводимые Иваном IV и Лжедмитрием I. Они основывались на концепции, рассматривавшей в качестве субъектов монастырской собственности не персонал монастырей, а сами учреждения, институты. Такая идеологическая установка отражала реальный процесс усиления государств
Общинные земли как объект вещных прав находились во владении, пользовании и распоряжении коллективного субъекта — волости или посада (городской общины). То, что община пользовалась не только правом владения, но и распоряжения землей, доказывалось фактом раздачи земли новым поселенцам.
На право распоряжения общины своими землями указывало также наличие широких правомочий в исковой области и в сфере приобретения сторонних земель для самой общины. В городах такие права реализовывались в процессе общинного выкупа земель у «белолистцев», т. е. лиц, купивших общинною землю, но не вступивших в члены общины
Так как члены городских общин имели право распоряжаться только принадлежавшими им строениями в городах, то они могли отчуждать их по своему усмотрению. Однако вместе со строениями к белолистцам отходили и земельные участки, на которых были возведены постройки. Наконец, Соборное Уложение прямо предписывало белолистцам выселяться с территории, принадлежавшей городской общине (гл. XIX).
Борьба между коллективами (общинами) и частными собственниками возобновилась в конце XVII в., когда законодатель сделал ряд уступок частным лицам, вернув членам городской общины полное право собственности на строения и снова разрешив отчуждать посадские дворы белолистцам (правда, при условии принятия ими на себя тягла
По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые, выслуженные и купленные.
В отношении родовых вотчин права рода в древнейшие времена включали общие для всех его членов правомочия повладению, пользованию и распоряжению. В XVI—XVII вв. единый комплекс родового имущества постепенно распадается на составные части, по отношению к которым отдельные представители рода наделяются только правом пользования и владения, а право распоряжения остается за родом.
Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, причем в качестве покупателей они имели явное преимущество перед другими лицами. Так, приобретенное отдельным членом рода имущество становилось частной, а не родовой собственностью.
Права, связанные с родовыми вотчинами, составляли наиболее стабильную часть в комплексе имущественных прав их владельцев. Уже к XVI в. родовые права на имущества ограничивались, главным образом, правом родового выкупа и правом родового наследования. Право родового выкупа впервые было официально закреплено в Судебнике 1550 г. (ст. 85), а затем подтверждено Соборным Уложением 1649 г. (гл. XVII) и первоначально распространялось только на имущество, отчужденное посредством возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены. Только во второй половине XVII в. оно было распространено на безвозмездные сделки.
выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указывалось в Соборном Уложении (гл. XVI). Особое внимание законодатель уделял регламентации круга лиц, которые допускались к выкупу проданной или заложенной вотчины: отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке
Поместное землевладение складывалось в качестве особой, но в правовом отношении недостаточно определившейся формы землевладения уже в XVI—XVII вв. В тот период поместные выделы осуществлялись из княжеских (дворцовых) земель в пользу непосредственно связанных с княжеским двором лиц.
Поместья давались за самые различные виды государственной службы, поэтому необходимо было ввести определенные эквиваленты для оценки соответствующих заслуг. Нивелирующее влияние, которое оказала выработка практикой достаточно рутинного и стандартного порядка, связанного с регламентацией размеров и объектов, включенных в него, уже в XVI в. усиливается дополнительными факторами. Военная реформа середины века, уравнявшая порядок верстания военнослужащих с вотчины и поместья (независимо от вида землевладения, а в зависимости от его размеров), была существенным шагом в этом направлении.
Подошла очередь для правовой интерпретации статуса самого субъекта поместного землевладения, т. е. для определения, является ли таковым только лицо, получившее за свою службу поместье, или поместные права распространяются и на его близких.
Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с пятнадцати лет. По достижении этого возраста поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию поместьем. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия, с середины XVI в. поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него «на прожиток.
Сближение правового статуса вотчины и поместья, завершившееся к середине XVII в., указывало на консолидацию имущественных прав, принадлежавших различным группам господствующего класса.
Вотчина (см. гл. XVII Уложения) и по Соборному уложению все еще
представляла собой привилегированное землевладение. Вотчинники
имели более широкие права распоряжаться своими землями: могли про-
дать (с обязательной регистрацией в Поместном приказе), заложить,
передать по наследству (хотя и с некоторыми ограничениями).
Соборное уложение устанавливало право родового выкупа - срок 40
лет для выкупа проданной, выменянной, заложенной родовой вотчины.
Точно определялся круг родичей, имевших право на выкуп (при этом
исключались прямые потомки - дети и внуки). На купленные вотчины
(не родовые) право родового выкупа не распространялось. Введенные
ограничения этого старинного, феодального института ставили в лучшее
(по сравнению с прежними временами) положение приобретателей зем-
ли, давали возможность вывести родовую вотчину из владения старин-
ного рода бояр и передать ее новым владельцам.
25) Уложение 1649 г.: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды наказаний. Усиление инквизиционного процесса.
Появление групы преступлений против порядка управления связано с общими процессами государственной централизации.
Объектами преступления Соборное Уложение считало церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность. Впервые в истории русского законодательства в светскую кодификацию были включены преступления против религии, ранее находившиеся в юрисдикции церкви. В системе преступлений они были поставлены на первое место.
Система преступлений по Соборному Уложению выглзде- ла следующим образом:
а) преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме;
б) государственные преступления: любые действия (и даже умысел), направленные против личности государя или
его семьи, бунт, заговор, измена (по этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие);
в) преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без имеющегося разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, «ябедничество» или ложное обвинение (в последнем случае к «ябеде» применялось то наказание, которое было бы применено к человеку, ложно им обвиненному, — здесь явно действовал древний принцип талиона «око за око, зуб за зуб», т. е. модификация кровной мести);
г) преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденого, чужого, неоформленного должным образом), недозволенная запись в заклад (к боярину, в монастырь, к помещику), обложение пошлинами освобожденных от них лиц;
д) должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах и пр.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части);
е) преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья (тяжелого телесного повреждения), побои, оскорбление чести (в виде обиды или клеветы, распространение порочащих слухов); не наказывалось убийство изменника или вора, пойманного на месте преступления.
ж) имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без
насилия), поджог (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества;
з) преступления против нравственности: непочитание детьми родителей (отказ содержать престарелых родителей), сводничество, «блуд» жены (но не мужа), половая связь господина с рабой.
Самыми распространенными видами наказаний были смертная казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы
Целями наказания по Соборному Уложению были устрашение и возмездие; изоляция преступника от общества со^ ставляла дополнительную и второстепенную цель.
Для системы наказаний были характерны следующие признаки:
1. Индивидуализация наказания. Жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние. Однако пережитки архаической системы наказаний были еще живы и выразились в сохранении института ответственности третьих лиц:
помещик, убивший чужого крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого крестьянина; сохранялась процедура «правежа», в значительной мере поручительство походило на ответственность поручителя за действия правонарушителя (за которого он поручился).
2. Сословный характер наказания. Он выражался в том, что за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность (так, за аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин — кнутом, гл. X).
3. Неопределенность в установлении наказания. Этот при-
знак был связан с целью наказания — устрашением. В приговоре мог быть указан не сам вид наказания и использовались такие формулировки: «как государь укажет», «по вине» или «наказать жестоко». Если даже вид наказания был определен, неясным оставался способ его исполнения («наказать смертью») или мера (срок) наказания (бросить «в тюрьму до государева указа»). Принцип неопределенности дополнялся принципом множественности наказаний.
В Соборном Уложении применение смертной казни предусматривалось почти в 60 случаях (даже курение табака наказывалось смертью). Смертная казнь делилась на квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю) и простую (отсечение головы, повешение).
Членовредительные наказания включали отсечение руки, ноги, урезание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как дополнительные или как основные. Увечащие наказания, кроме устрашения, выполняли функцию означивания преступника, выделения его из окружающей массы людей.
К болезненным наказаниям относилось сечение кнутом или батогами в публичном месте (на торгу).
К представителям привилегированных сословий применялся такой вид наказания, как лишение чести и прав, варьирующийся от полной выдачи головой (т. е. превращение в холопа) до объявления «опалы» (изоляция, остракизм, государева немилость). Обвиненного могли лишить чина, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд (условно говоря, это напоминало частичное объявление вне закона).
Широко применялись имущественные санкции (гл.Х Уложения в семидесяти четырех случаях устанавливала градацию штрафов «за бесчестье» в зависимости от социального положения потерпевшего). Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника.
Наконец, в систему санкций входили церковные наказания: покаяние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др.
Цель наказания по УложеиИю е. одной стороны устрагаенИе, е. другой возмездИе. УстрашенИе присутствует. в УложенИи на каждом шагу, что видно из того, что УложенИе постоянно
предписывает наказывать преступников публично, „чтоб на то смотря, иным не повадно было так делати
Виды наказаний по УложенИю довольно разнообразны. На первом. месте стоит. смертная казнь, являющаяся самым. сильнын наказашем, но* ае смотря на это, применявшаяся очень часто (около 60 раз.). Масса йреступлеаИй, начиная е. самых. тяжких. й кончая таким сравнительйо безразличным. деянИем., как. куренИе табаку, карались ейер тИю. Смертная казнь по УложенИю имеет. пять видов., а именно: отсечете головы, повешете (обыкновенный вид.), сожженИе, залитИе горла расплавленным. металлом. и зарытНе живым. в. землю (квалифицированный вид). Второй вид по тяжести составляют. телесныя наказатя, разделявжИяся на членовреди тельныя и болезяенаыя. Членовредительнйми были: отсейенНе руки, ноги, цоса, уха и губ., выкалываше глаз. й рванье ноздрей. Они применялись, как самостоятельный й как. добавочный наказатя. Что касается до болезненных. наказанИй, то такими были наказания кнутом. и батогами, применявшийся за массу преступлений и дедивпшгея на простое и нещадное наказание. Третьим. видом. наказатя была ссылка. УлощенИе знает. ее в. двух. видах: в. виде ссылки в украинце города с записыванИем ссылаемаго в какой нибудь чин и в виде ссылки в Сибирь на жить
Четвертым. видом наказатя было тюремное заключено, известное УложенИю в. форме безерочнаго и срочнаго заключейИя. Что касается до срока, то он. различен.: три дня, неделя, *рй недели, шесть недель, месяц., три месяца, пол. года, год., два года, три года, четыре года; иногда срок. вовсе не обозначается, а говорится: посадить в. тюрьму до государева указа или на срок., как. государь укажет.. Постройка тюрем. на основаши УложенИя (но крайней
Наконец., последним. видом. были денежный наказания и конфискация имущества. Первыя, т. е. штрафы играли весьма видную роль в. УложенИи и ими,карались весьма много. неважных. преступлений. Что касается до конфискации икущеетв, то она всегда имела характер. добавочнаго наказания при другом., самостоятельном. наказании. Этот. вид. наказашя, т. е. отнятИе поместИй и вотчин практиковался главным. образом. при государственных. преступлениях.. Кроме перечисленных наказаний, УложенНе знает еще церковныя наказашя, напр. публичное покаянИе в церкви. Этому наказанию подвергались, напр. родители за убийство своих. детей после отбытИя ими годичнаго тюремнаго заключения и т. п.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2444 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!