Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Исторические типы философии.
Существует несколько исторических типов философии: философия народов Древнего Востока (4-2 тыс. н.э.): Египет, Вавилон, Ассирия; философия Древней Индии (3-1 тыс. до н.э.); философия Древнего Китая; античная философия (7в. до н.э.– 4 в.н.э.); философия Средневековья (5-15 в.в.); философия Нового времени (16-17 в.в.); немецкая классическая философия (18-19 в.в.); марксистская философия (19-20 в.в.); русская философия (19-20 в.в.). В известном смысле – это условность.
Самые древние философские учения (как, видимо, и сама человеческая цивилизация) возникли в Египте, Вавилоне, Месопотамии, Ассирии. Естественно, здесь речь не может пока идти о чисто философских понятиях – на рубеже 4-3 тысячелетия до н. э. у народов этого региона появляется письменность, что свидетельствует о зачатках абстрактного мышления и такого типа сознания, которое уже было способно к обобщению, идентификации человеком себя и других людей.
Известно, что письменность как средство общения между людьми, появилась на стадии разложения первобытнообщинного строя и зарождения строя рабовладельческого. Это стало возможным в долинах рек Нила, Евфрата, Инда, Хуанхэ, Тигра. Именно здесь ученые обнаружили первые письменные памятники. Их количество неодинаково для различных эпох и территорий. Они разнообразны по форме и содержанию. Некоторые из письменных источников сохранились очень плохо. Поэтому ученым часто приходится реконструировать эти надписи (обычно на камне, стенах храмов, усыпальниц и.т.д.).
Из этих письменных источников следует, что хотя сознание людей того времени основывалось на мифологических представлениях, тем не менее, это сознание уже давало возможность в явлениях природы и общественной жизни вычленить необходимые и устойчивые, повторяющиеся связи, а также их упорядоченность. В ходе хозяйственной деятельности люди отмечали периодичность физиологической деятельности живого организма, ритмичность производственных действий, повторяемость и цикличность смены дня и ночи, времен года, обработки земли, возделывание культур и уборки урожая. Сознание человека было способно соотносить свои действия с окружающей действительностью.
У народов Древнего Востока указанного периода еще не было целостных и упорядоченных философских систем со своим понятийным аппаратом, но значительного развития достигло строительное искусство, камнеобделочное и гончарное ремесло, а также обслуживающие это производство отрасли науки: астрономия, математика, геометрия. В Древнем Египте, например, раньше, чем у других народов, была определена продолжительность года в 365? дней, вычислено отношения длины окружности к диаметру, точная формула для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадь треугольника, прямоугольника, трапеции, круга.
В развитии древнеегипетской мысли можно проследить путь, ведущий от религиозного к философскому истолкованию мифов. Более того, с развитием древнеегипетского государства изменялись и сами мифологические представления. Так, например, культы многочисленных местных богов хоть и сохраняли своё значение, тем не менее, почитание некоторых из них распространялось за пределы отдельных номов (областей) и даже приобретало общеегипетское значение. С утверждением 5-ой династии Древнего царства, происходившей из Гелиополя (центра почитания Бога Ра), он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и, особенно со времени правления 17-ой (Фиванской) династии в качестве главного божества утверждается другой Бог солнца - фиванский Амон. Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тысячелетия до н.э. древнего бога - покровителя умерших Анубиса – вечно снующего по кладбищу шакала.
Первоначально мифы существовали как передаваемые из уст в уста рассказы. В них речь идет о добрых и злых делах, о преодолении необычайных опасностей при помощи сверхъестественных сил.
Мифы интерпретируют все по образцу и подобию человека. Побуждения животных сходны с мотивациями поведения людей, растения разговаривают, у камней обнаруживаются те или иные желания. Очень интересным здесь является исходный принцип: незнаемое объяснять посредством сходства с уже известным в форме умозаключения по аналогии.
В этой связи, мифы объясняли даже то, что объяснения не имеет: преодоление смерти и обретение бессмертия.
Специфика мифологического мировоззрения проявляется и в том, что некоторые черты мифа сохранялись в более поздние времена и сохранились и в современном цивилизованном обществе. Например, миф о превосходстве одной расы над другой, миф о мировом господстве, миф о мировой революции, миф о надмировои религии.
Таким образом, мифологическое мировоззрение, однажды возникнув и пройдя через столетия и тысячелетия, имеет особенность сохраняться в сознании людей наряду с философскими и научными знаниями, строгой научной логикой и общественной практикой.
Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе (бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора, покровитель и судья мертвых). Изначально считалось, что мир представлял собой первозданную пучину вод – хаос. Из хаоса вышли боги создававшие небо, землю, людей, животных, растения. Первым богом было солнце, выступавшее обычно в роли Демиурга, основатели творца мира.
В другом мифе говорится, что из вод вышел холм, на котором появился цветок лотоса, а оттуда вышло дитя (солнце – Ра) "…осмотрел землю пребывающую во мраке".
И еще один миф: о самом страшном враге бога Солнца Ра – владыке подземного царства огромном змее Апопе. Чтобы воспрепятствовать свободному плаванию Ра по Нилу, Апоп ночью выпивает всю воду Нила. Между Ра и Апопом начинается борьба, победа в которой неизменно остается за Богом Ра: Апопу приходится изрыгать воду обратно. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном своде.
Зарождение философской мысли Древнем Вавилоне было тесно связано, с одной стороны, с первыми шагами науки о мире – астрономии, математики, космологии, а с другой стороны, с формированием рационального отношения к природе, людям, обществу. И хотя философия еще не выделилась в особую форму общественного сознания или, тем более в науку, – тем не менее, люди уже имели представление о взаимосвязях, взаимозависимости, отношениях, пределах своего знания. Развивающееся хозяйство человека Древнего мира требовало не только расширения объема знания, но и соответствующей терминологии и способности анализа этих знаний.
Вавилонские математики положили начало алгебре и геометрии, знали методику приближенного извлечения квадратных корней, решения квадратных уравнений. Естественно, без абстрактной формы мышления при этом обойтись невозможно. Именно древние вавилоняне изобрели шестидесятеричную "позиционную систему" письменного исчисления. От этой системы идет современный счет времени (час равен 60 минутам и 1минута равна 60 секунд).
Мировоззрения вавилонян, как впрочем, и других народов Древнего Востока, неотделима от мифологии. Мифические сказания о возникновении богов и их биографии ("теогония") постепенно превращаются в убеждения о происхождении мира ("космогонию"). При этом небесные светила рассматривались не только как средство и мера исчисления времени и астрологических предсказаний, но и как силы творящие мир и постоянно воздействующие на него. Главным светилом, "отцом богов", у вавилонян считалась Луна. Звезды - мелкие божества, которые светят только ночью. А Солнце у них рассматривалось как источник тьмы, как сила подземного мира, приносящая смерть, так как его гасит сияние небесных светил. Луна, умирая, воскресает к новой жизни. Поэтому она - образ вечной, неугасимой жизни.
Основой высокого уровня математического мысли Древнего Вавилона была своеобразная математическая культура. 3 тысячелетие до н.э. – это время удивительного прогресса древних вавилонян в наблюдениях за движениями звезд, затмениями, периодами обращения планет. В результате таких наблюдений были созданы звездные календари, а вавилонская числовая система устоялась настолько, что даже во II веке нашей эры Птолемей использовал при вычислениях уже упоминавшуюся десятеричную систему, а мы до сих пор делим минуту на 60 секунд, час на 60 минут, день в часах состоит из пятой части этого целого, месяц в днях - из половины, а год – примерно из 60 дней, взятых шесть раз.
Эти и другие факты делают понятным, почему с помощью вавилонских математических достижений стал возможен выход за пределы, казалось бы, столь прочных познавательных рамок архаического (старинного, древнего) мышления. Речь идет о лишь самом начале длительного процесса развития, направленного на преодоление недостатков этого типа мышления.
Такой уровень знания и в последующие времена открыл путь к познанию глубинных взаимоотношений и закономерностей, причинно-следственных связей и прогнозировании событий, лежащих за пределами чувство-образного восприятия.
Весьма интересный как по форме, так и по содержанию., миф о Гильгамеше – одном из удачливых правителей города Урука в Шумере (XXYII-XXYI в.в. до н.э.). Согласно мифу, жители города Уруку пожаловались богам на своего буйного владыку, который отбивает женщин у граждан в то время, когда они выполняют тяжелые городские повинности. С этой целью богиня Аруру создает дикого человека Энкиду – могучего человека, защитника диких животных и противника охотников. По воле богов, Гильгамеш и Энкиду должны были в смертельной схватке убить друг друга но, сойдясь в поединке, ни Гильгамеш ни Энкиду победу не одержали. Это делает их друзьями. Гильгамеш и Энкиду вместе совершают множество подвигов: сражаются со свирепым Хумбабой (многоногим и многоруким чудовищем, стражем кедрового леса) и убивают его; с чудовищным быком, посланным богиней Иштар за отказ Гильгамеша разделить ее любовь. По воле богов Энкиду, разгневавший их за убийство Хумбабы, заболевает и умирает (видимо, вместо Гильгамеша). Гильгамеш, потрясенный смертью друга, бежит в пустыню. Затем проходит подземным путем бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Гильгамеш хочет знать, как он этого добился. Ут - напишти рассказывает ему историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после этого из рук совета богов получил вечную жизнь. Но для Гильгамеша, говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберется. Жена Ут-напиштй, жалея Гильгамеша, уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на память. И тот открывает Гильгамешу тайну цветка вечной молодости. С большим трудом Гильгамеш добывает этот цветок, но воспользоваться им не успел: пока купался в реке, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Гильгамеш возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооруженной вокруг города стены.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 659 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!