Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Юридическая школа в Российской социологии



Гамбаров, Ильин, кавелин, Чичерин, Коркунов. Предмет изучения- Разумная действительность, Идея правового гос-ва. Трактовка общества как единого организма. Противоречия между обществом и гос-вом. Коркунов: принципиальное различие понятий закон и указ. Главные гарантии правового гос-ва- наличие административной юстиции, несменяемость судей, право суда проверять юр. силу правительственных распоряжений. Предмет юр.отношений- государственная власть, как система субъектно-объектных отношений господства. Публичная власть-объективный результат коллективного осознания зависимости со стороны субъектов. Гос-во как комплексная система связей между индивидами и должностными лицами, которые сообща реализуют публичную власть. Представители <юридической школы> - государственники. Согласно К.Д Кавелину, вся русская история - по преимуществу государственная, политическая; официальная идеология государства выражена в праве, не в религии. В своей первой крупной работе о юридическом быте Древней Руси он утверждает, что в отличие от Запада в России церковь не имела светской власти и в мирском отношении была зависимой от государства. Если христианство повлияло здесь на общество, то это выразилось в том, что оно пересоздало семейный быт, истребив многоженство и наложничество.

Б.Н.Чичерин видит в государстве, а не в церкви <вечный и верховный союз на земле>, осуществление нравственной идеи, высшее назначение народа. Нравы общества он рассматривает прежде всего в их соотношении с юридическими установлениями. Религия - одна из <духовных сил>, воздействующих на общество, на смену и замещение политико-юридических форм, экономических воззрений, классовую структуру, государство, образование. В работах Чичерина религия, в особенности христианство, занимает немалое место. Христианство рассматривается как общечеловеческая религия, преимущественно - в этическом аспекте. В этой связи Чичерин выделяет протестантизм как выражение не столько <народного>, сколько общечеловеческого начала.

Социологическая школа права (А.С.Муромцев, В.И.Сергеевич, М.М.Ковалевский и др.) исходила из идеи универсальной роли права как регулирующей системы человеческого общества, единого регулирующего механизма общественного развития. Отсюда признание всеобщности рациональных правовых норм и на этой основе - идея взаимовлияния культур, единства юридической традиции Европы и России как приоритетной культурной традиции, восходящей к римскому праву как первооснове (а не к христианской религии).

Анализ права как социального явления, доступного не только сравнительно-историческому, но и социологическому изучению, намного опережает развитие такого подхода в отношении религии.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 706 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...