Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные направления в развитии социологии 19 века



Становление социологии как самостоятельной науки происходило на фоне длительного развития, последствия которого оказывают влияние и сегодня. Это развитие было обус-ловлено четырьмя предпосылками:

1) идеей естественного общественного порядка, который обладает собственной рациональностью и поэтому не может быть подчинен государству как политически-институцио-нальному порядку, а противостоит ему и считается отдель-ным от него;

2) развитием рыночной экономики, носителем которой яв-ляется не государство, а гражданское общество;

3) идеей историзма как основой интереса к смыслу и направленности исторического процесса;

4) разработкой современной концепции науки и научно-го прогресса.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)- основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии <О разделении общественного труда>, <Правила социологического метода>, <Самоубийство> и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала <Социологический ежегодник>, вокруг которого сложилось влиятельное научное направление - французская социологическая школа.

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие социальную реальность социальные факты, подразделяя их на <морфологи-ческие> и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. (<матери-альный субстрат> общества), ко вторым - традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. (<коллективное сознание> общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как на-уку об институтах, их возникновении и функционировании.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: соци-альную морфологию, социальную физиологию и общую социо-логию.

Особое место в истории социологической мысли занимает учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правило имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений.

Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в. Наиболее существенные положения со-циологической теории марксизма сводятся к следующему:
понимание общества как социальной системы, включаю-щей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете эко-номической.

в рамках социологической теории марксизма возникла ОДна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отноше-ний между экономическими классами;
важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность:- это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный харак-тер.
Макс Вебер (1864-1920)- выдающийся немецкий социо-лог, экономист, историк, создатель <понимающей> социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер из-ложил в работах <Протестантская этика и дух капитализма>, <Основные социологические понятия>, <О некоторых категориях понимающей социологии>, <Хозяйственная этика мировых религий> и др.
Свою социологию Вебер называл <понимающей>, поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, <понять> <причинно объяснить> их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как <общество>, <государство>, <народ> и др
Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие <идеальный тип>, ставшее центральным в его методологии. <Идеальный тип> - это мыслительная логическая конструкция, с помощью которой исследователь дол жен изучать явления (через определение степени отклонена этих явлений от данного <идеального типа>).
Вебер выделил четыре <идеальных типа> социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционое и аффективное:

Ф. Теннис (1855–1936) является представителем немецкой формальной социологии. В книге «Община и общество» использует немецкие термины «гемайншафт» (община) и «гезельшафт» (общество), чтобы провести разграничение между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи. Понятие «гемайншафт» применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие «гезельшафт» – к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Гемайншафт предполагает, что люди живут в соответствии с «общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа «гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде; 2) Гемайншафт придает основное значение обычаям, в то время, как Гезельшафт основано на формальных законах; 3) Гемайншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Гемайншафт опирается на религиозные, Гезельшафт – на светские ценности; 5) В основе Гемайншафт лежит семья и община, в основе Гезельшафт – крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 601 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...