Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема человека в истории философской мысли



Для философии тема человека является постоянной и центральной. Часть философии, в которой подробно рассматривается проблематика человека, называется философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек, для этой части философии - основной вопрос. Такое представление о человеке можно сформулировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук (антропологии, анатомии, физиологии, психологии и др.). Философия, в отличие от других наук о человеке, стремится к постижению человека как целостного существа, взятого в единстве всех его сущностных сил.

Вопрос о сущности и природе человека присутствует во всех философских школах и направлениях.

Проблема человека была уже обозначена в философии древнего мира. В ту эпоху основой философского мышления был космоцентризм. С позиции космоцентризма все существующее рассматривалось как единственный и необъятный Космос, а человек представлялся как его органическая часть, живущая по его законам. Подлинная мудрость человека состояла в том, чтобы жить в согласии с огромным и таинственным миром Космоса.

В философии средневековья господствовал теоцентризм как тип мировоззрения. Здесь Бог рассматривался как центр мироздания, а человек как одно из его созданий, тварное существо. Все зло в мире произошло от свободной воли человека. Зло есть результат греха, результат произвольных поступков под влиянием плотского начала. Спасение человека возможно, но лишь через смирение и покорность своему Богу.

Философия средних веков считала, что человек представляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, человек изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Тело его (плоть) бренно, смертно, а душа бессмертна. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя.

Философия эпохи Возрождения давала совсем другую трактовку человека, превратив его в предмет культа и поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как тип философского мировоззрения, означавший светский подход к пониманию человека.

Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в древности. Гуманизм эпохи Возрождения носил оптимистический характер, поскольку содержал в себе веру в силы и возможности человека. Человек, с позиций данной эпохи, красив, добродетелен и свободен.

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механицизма, как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже является механизмом, сложной машиной. Эта машина представляется порождением длительной эволюции природы. Главное качество человека - это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменить мир с помощью силы знания. Подобное восприятие человека является рационалистическим. Наиболее полно оно было представлено в творчестве французских просветителей XVIII в. (Вольтер, Гельвеций Дидро, Руссо и др.). Важным положением рационалистической антропологии была идея о необходимости такого переустройства общества, чтобы в нем смогли полностью раскрыться все задатки и способности человека.

В философии марксизма человек рассматривался с позиций социоцетризма как типа философского мировоззрения. Он признавал социальную обусловленность человека, а основной формой существования человека является его трудовая деятельность (практика). Человек по своей природе универсален, т.е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности.

Проблема человека занимала важное место в русской религиозной философии. Будучи по своей сути православной она обращалась в первую очередь к душе человека. Русская религиозная философия всегда призывала к подвижничеству, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести.

В этой философии человек рассматривался как живое противоречие. В связи с этим И. А. Бердяев писал, что человек есть «двойственное» и

противоречивое существо, «существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабское, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму». Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете, призвание (миссию) человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

Другим направлением в русской философской мысли, рассматривавшем проблему человека, была «этика жизни» или «живая этика», разработанная представителями буддистской мысли. Наиболее видным представителем этого направления являлся русский художник и философ Н.К.Рерих. Согласно Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня. В этот период возрастает роль психической энергии и вообще космической энергии. Человек, по Рериху, является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим космическим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемыми запасами космической энергии, еще не освоенной в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.

Большой интерес к теме человека проявляла и зарубежная философия XX века. В ней наблюдалось многообразие философских трактовок и концепций по этой проблеме.

В заключении этого вопроса важно отметить, что краткий обзор проблемы человека в истории философии свидетельствует о необычайной сложности этой проблемы и неоднозначной ее трактовки различными философами.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 5468 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...