Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предпосылки возникновения социологии как науки. Позитивизм О.Конта



Социология возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Революции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции немецкой философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О.Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания в обществе и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируется «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы, Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Огюст Конт -французский философ, социолог и популяризатор науки, основатель позитивистского направления, был автором многочисленных работ по социологии.

Поставив задачу - проследить взаимосвязь между личностью, семьей и обществом, О.Конт пытался выяснить, какова степень воздействия семьи на личность, и какая существует взаимосвязь между личностью и обществом. О.Конт исходил из того, что семь является основным социальным организмом общества, т.к. она обеспечивает его развитие на антропологическом уровне, являясь средством воспитания человека, накладывает отпечаток на всю общественную и производственную деятельность личности. Он считал необходимым сосредоточить внимание в первую очередь на семье, а уже затем переходить к изучению самой структуры общества. Саму структуру общества О.Конт исследовал с различных сторон, включая рассмотрения таких социальных общностей, как касты, расы, нации. Будучи убежденным сторонником эволюционного развития общества, он считал, что оно подчинено закону «социальной гармонии», а, следовательно, все, что противоречит этому закону (например, классовая борьба, революция), является незаконным и неразумным. Отсюда и одна из важнейших задач социологии состоит в поддержании и укреплении порядка, существующего общественного строя. «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель», - вот основные принципы, лежащие в основе оценки О. Контом общественных явлений.

В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. В задачи социальной динамики, входило выяснение движущих сил в развитии общества. Для него такими силами являются: экономические условия, географическая среда и климатические условия. Тем не менее, не эти силы оказывают определяющее влияние на жизнь общества, а взгляды, идеи, мышление, сознание людей.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления новой науки - социологии? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. Человеческая мысль развивается в ней, имея опору в вере, без опоры на реальные основания. Она обязательна для всех народов, а самая архаичная. В ее рамках сознание не выходит за пределы священного писания. Знания о вещах не имеют возможности развиваться. Однако ее положительным качеством является установление непререкаемых нравственных принципов, обязательных для всех.

На второй, метафизической стадии О. Конт отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей. Подобно теологической стадии, в ней присутствует постоянная попытка нахождения начала и конца всех вещей, но используется для этого не сверхъестественное, а сущностное объяснение. Акцентирование на умозрительности делает метафизические теории чрезвычайно гибкими. Их силы бесконечны, как бесконечна свобода разума, не ограниченная никакими рамками догм. Однако именно это качество породило неисчислимые беды для человеческого общества. Свобода разума принесла массу этических теорий, по разному трактующих отношение к добру и злу. Такой релятивизм мнений привел к неустойчивости умов и, в конце концов, послужил причиной французской революции с ее катаклизмами.

Третья стадия в развитии человеческой мысли - позитивная. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Её основное гносеологическое правило: подчинение воображения наблюдению. Её логика такова: всё то, что не опирается на конкретные факты, не имеет реального смысла. Свойства положительного мышления означают реальность в противоположность химерическому, полезность в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному.

Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип - от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний, означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

В целом социологическая концепция О. Конта явилась идеалистической, так как исторический закон в его истолковании представлял собой закон развития человеческого сознания, а не общественных отношений, определяющих все стороны жизни общества, включая идеологию. С позиции материализма теория О. Конта относится к социологии идеалистического толка, которая считает определяющими факторами развития общества идеи, а не материальные условия, повлекшие их возникновение.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1069 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...