Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Три точки зрения дизайнера на вещь и методы их реализации



Знакообразование в графическом дизайне (на примере стилизации животного)

4. Цвет

Точка: - может служить акцентом на плоскости (если плоскость не очень мала)
- может выделять цент, причем как находясь в нем, так и вокруг
-случит чаще дополнительным средством для объединения больших объектов.
Линия: -более живая чем точка. Линии могут быть толстыми и тонкими, они могут иметь разную толщину на разных участках. Они могут быть прямыми и изогнутыми. А еще они могут быть фактурными, однородными как линия от ручки, или рыхлыми как линия от карандашу. Живыми, быстрыми, сухими, вялыми и даже сонными. Линией удобно передавать ритм. Линия очень эмоциональна.
Пятно: заполняет большую часть графической плоскости. Пятно передает фактуру. По пятнам человек ориентируется в рисунке.
Тон: основная задача тона- организация пространства. Выделение главного и второстепенного,

Выделяются следующие функции рисунка:

Форма движение размер пропорции детали настроение фактура объем масса

 

36.Идейно-ценностная точка зрения на объект в художественно-образном проектировании.

Три точки зрения дизайнера на вещь и методы их реализации

Удачно созданная вещь содержит в себе информацию о типе, модели, характере культуры (исторической, этнической и т.д.), в недрах которой она родилась. Каждая культурная модели и, следовательно, отражающая свойства этой модели, может быть рассмотрен под разными углами зрения. Наиболее показательно это демонстрирует пример канона как предельно целостной культурной программы, поскольку такая программа сакрализована, то есть освящена свыше божественным присутствием, и тотальна, то есть осуществляет системный охват всего бытия в пределах, очерченных каноном. В традиционных культурах образцом вновь создаваемого материального объекта выступал канон. Систему требований, описывающую весь комплекс представлений о «правильном» поведении ремесленников, поставлял канонический образец - готовая и неизменная модель для создания и сбыта любого изделия.

В полном соответствии этим уровням мы имеем, согласно «Методике художественного конструирования» три типа проектно-художественных позиций, в которых отправным фактором образного решения вещи являются:

материальные процессы жизнедеятельности потребителя (условно эту позицию можно назвать инструментальной точкой зрения дизайнера на вещь);

ценностно-смысловые ориентации потребителя как члена общества или общественной группы (идейно-ценностная точка зрения на вещь);

выразительность формы вещи в культурном контексте (культурно-языковая точка зрения).

Разумеется, всякая вещь содержит в себе сразу все три названных уровня, в реальности они неразделимы. Однако теоретически можно определить, что дизайнер выделяет один из уровней, представляющийся ему в данном случае доминирующим, и образное решение своего объекта он будет строить на его основании как исходном пункте проектного рассуждения.

Идейно-целостная точка зрения на вещь. Эта точка зрения на проектируемую вещь становится доминирующей в ситуации, когда «одна функциональная пригодность предмета еще не служит гарантией его совокупного качества»**, то есть когда проектировщику ясно, что сугубо утилитарный подход не обеспечит ему желаемого результата. В таком случае внимание его концентрируется на возможном символическом значении вещи для ее потенциального потребителя. В проектируемой вещи выявляются ее знаковые, символические функции, и сама она рассматривается как символ и воплощение определенных социально-культурных ожиданий и ценностей. При таком подходе проектируется уже не столько сама вещь, сколько возможные связи человека (при ее посредстве) в ценностно-смысловом мире. «Ведь человек, в сущности, покупает не вещь, а решение проблемы: не ковер, а интимность обстановки, не фарфор, а культуру сервировки». Становится совершенно необходимо осмыслить, оценить и увидеть жизнедеятельность человека в различных ее проявлениях: этических, моральных, возрастных, профессиональных, социальных.

В этом случае для достижения нетривиального проектного результата методически наиболее применим прием театрализации. Воображаемая вещь мысленно перемещается в иную среду существования: например, из бытовой в выставочную или на спортивную площадку. Различие с предыдущим приемом следующее: если при инструментальной точке зрения на вещь она соотносилась с другой вещью в иной среде и воспринимала от нее новые качества, то при идейно - ценностной точке зрения вещь растворяется в обновленном предметном окружении и включается в непривычную поведенческую ситуацию. При этом новая функция вещи понимается уже не как усовершенствованное использование своего утилитарного назначения, но как полноценное обслуживание с ее помощь. Усложненных человеческих связей. Рассматривая объект дизайна с этой точки зрения, проектировщик реализует так называемое символическое формообразование, когда из воображаемого культурного пространства берет не материалы и технологии, а приемы организации целого, то есть создает обновленные связи человека с миром. Соотнося свою вещь с миром ценностно-смысловых символов определенной социальной или субкультурой группы, дизайнер может проектировать так же аллегорическое формообразование (например, сумка в виде джинсового кармана может представлять молодежную культуру, одежда из камуфляжной ткани - милитаризованную культуру и др.). в этом случае автор не только соотносит свой проект с социально-культурными ценностями адресата,но и способен предложить собственное понимание этих ценностей. При ярком, талантливом решении это может оказаться эмоционально убедительным, и так автор приведет в жизнь новые идеи и смыслы.

Такой подход к проектированию, когда в сознании дизайнера доминируют представление о всякой вещи как носителе определенных идейно-ценностных смыслов, во все времена наиболее результативен, но он требует от автора широкого культурного кругозора, развитой творческой интуиции и не сводится к узкопрофессиональным навыкам.

По мнению автора, ярким примером вещи, появившейся в результате такой точки зрения дизайнера являются часы Jaeger-LeColtre модель Reverco - с крышками, на которых расписанные эмалью портреты индийских томных красавиц и махараджей. Как известно, в Индии эти часы могут быть именными, с изображением портрета жены обладателя. Кроме того, индийские короли очень почитаемы, и часы с их изображением - дань уважения правителю.

Идейно-ценностная- Предметно воплотить осознанный смысл потребления (вещь как воплощение)- Символ (образец - форма жизнедеятельности

Инструментальная точка зрения на вещь. В этом случае на первое место выходят такие качества вещи, как портативность, комфортабельность, целесообразность, удобство пользования, гибкость конструкции, гигиеничность и т.д. проектно-образное решение вещи закрепляет качества этого ряда, претворяя их в информативность формы. Примером такого видения вещи может послужить модель чемодана, придуманная дизайнером Джой Рот. Эта модель чемодана напоминает платяной шкаф на колесах. Дизайн здесь объединяет в себе творческий подход и многофункциональность. Сделанный из дорогого бамбука и покрытый черным блестящим лаком, этот багаж имеет внутри несколько выдвижных ящиков, один из которых предназначен для ноутбука.

Инструментальная- Преодолеть изживший себя вещный канон, заменить «изношенную» форму (вещь как материальная форма)- Метафора (образец - другая вещь)

Культурно-языковая точка зрения на вещь. При таком взгляде на вещь объект проектирования соотносится уже не с другой вещью, обслуживающей иные социально-культурные процессы, и не с другим идейно - ценностным контекстом. В новой проектной ситуации он соотносится со сложившимся к данному моменту художественно-образным языком, с освоенными автором художественными приемами.

Культурно-языковая- Целостно выразить в вещи ее место в культуре (вещь как выражение)- Омоним (образец - художественная форма или язык)

37.Композиционное формообразование. Средства и приемы композиционного формообразования.

Композиционное формообразование — процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой связывают человека с вещью.
Композиционные элементы: объем, плоскость, линия, цвет, свет, звук, движение, пространство.

Формообразование — категория художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающая процесс созидания формы в соответ­ствии с общими ценностными установками.
В процессе формообразования изделия создаются его функциональные, кон­структивные, пространственно-пластические, технологические структуры. Дру­гими словами, формообразование — структурирование (членение и строитель­ство) единичных предметов.

Композиция – это средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта – изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды.

В профессиональных высказываниях дизайнеров и архитекторов встречается непосредственное соединение понятий «эстетическое воздействие» и «эмоциональность» с понятиями «порядок», «организованность», «метр», «ритм характеризующими различные стороны структурной организации проектируемых объектов. Роль этих средств в построении фор­мы бесспорна. Но если особенности структурной организации объекта рассматриваются вне связи с его общей художественной идеей или с его символическим содержанием, то это значит, что пропорциональные системы самостоятельны по отношению к художественному образу и содержанию. Тогда задачи формообразования предстают лишь как гармонизация внешних форм, достижение их соразмерности. Эстетическая организация дизайнерской и архитектурной формы в этом случае оказывается независимой от того, какую образно - смысловую нагрузку несет объект, а композиция предстает лишь как средство, вносящее в форму элементарную организованность.

Композиция - искусство составления, компановки.
Виды композиций:
1. Фронтальная (2D): картина, барельеф. Имеет ограниченное пространство и иллюзорную глубину.
2. Объемная (3D): скульптура, предметы быта, элементы архитектуры. В ней могут присутствовать элементы фронтальной. Выразительность зависит от расположения объекта.
3. Глубинно-пространственная: складывается из объектов, объмов, поверхностей и пространтсва, а также интервалов между ними. Интерьер, экстрерьер, улицы, площади, микрорайоны.

Формы композиции:
I. 1. Симметрия а) зеркальная б) осевая в) винтовая
2. Ассиметрия
II. 1. Открытая
2. Закрытая
III. 1. Динамика - центробежная; центростремительная; произвольная динамика направления.
2. Статика - характеризуется наличием горизонтальных и вертикальных линий.

Правила комфортности:
1. Неравное количество черного и белого
2. Присутствие в пространстве пятен трех размеров
3. Наличие композиционного центра - специально выделенного места в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему
а) по признаку размера
б) выделение пятна на нюансе или инверсия
в) выделение части в качестве фона
4. Немонотонность ритма
Ритм - чередование промежутков, пятен
5. Сбалансированность выходов пятен в края композиции

Признаки композиции:
1. Целостность а) по форме б) по тону в) по цвету
2. Наличие доминанты (композиционного центра)
3. Уравновешенность

Средства и закономерности композиции:
1. Ритм
2. Равновесие
3. Динамика+статика =соблюдение целостности
4. Симметрия - воспринимается сразу, ассиметрия - постепенно
5. Масштаб и масштабность - восприятие величины предметов только относительно друг друга
6. Формат а) горизонатльный (пейзажи и др.) б) вертикальный (создает ощущение возвышенности) в) квадрат (нейтральный) г) произвольный
7. Пропорции (равенство двух отношений) Золотое сечение - коэффициент - 1,62; упрощенное золотое сечение-3:5:8:13:21
8. Контраст - резко выражает противоположность
9. Нюанс - незначительное отличие
10. Группировка - пятна, линии, точки, тени/света, холодного/теплого, расстояния между элементами
11. Наложение, врезка - группировка, перешагнувшая границы фигур
12. Членение - работа скульптора

38.Критика и оценка проекта. Формы и цели критического действия.

В деловой практике достаточно часто приходится сталкиваться с критикой - либо самому критиковать, либо быть объектом критики со стороны коллег.
В положении и критикующего, и критикуемого, к сожалению, есть много аспектов, которые могут привести к осложнениям во взаимоотношениях и даже к конфликтам.
Критика может повредить психологическому климату в коллективе и снизить уровень этичности, если критические замечания высказаны некорректно.
Критика всегда болезненно воспринимается, даже если она вполне справедлива, следовательно, она может не достигнуть желаемой цели - изменения служебного поведения критикуемого или повышения уровня качества его работы.
Для того чтобы, по возможности, снять эти осложнения в процессе высказывания критических замечаний, и критикующему, и критикуемому следует придерживаться некоторых правил, в основном касающихся этической стороны процесса.
Итак, подведем итоги. Форма, в которой высказываются критические замечания, должна быть корректной, а сама критика -справедливой.
Главным в высказывании критики в чей-либо адрес является желание критикующего выяснить причины возникновения повода для критики: почему случилось то, что служит объектом критических замечаний? Конечно, ошибки и проступки в работе любого сотрудника недопустимы в принципе, но, может быть, в данном случае вмешались объективные обстоятельств, лишившие сотрудника в полной мере ответственно отнестись к своим обязанностям? Надо в этом разобраться.
В заключение следует сказать, что самое тягостное впечатление на коллег и других присутствующих производит всегда нарушение этических правил и норм как со стороны критикующего, так и со стороны критикуемого. К подобного рода нарушениям относятся равно озлобление, желание "свести, наконец, счеты", смещение акцентов, передергивание фактов, прямая ложь, игнорирование (неупоминание) отдельных фактов, которое, хотя ложью не считается, однако может помешать сделать правильные выводы.
И наоборот, честность, искренность, точное следование фактам, достоверная и полная информация, вежливость, доброжелательность, стремление замечаниями, как и ответами на них, способствовать улучшению дела, достижению общих целей - вот те этические свойства процесса критики, которые можно пожелать для реализации любому коллективу и любому сотруднику

Позитивная критика всегда ситуативно уместна, осуществляется в присутствии объекта критики. Предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал. Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем. Цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок. Критика должна быть щадящей!

Разрушительная критика по форме выражения монологична. Она не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она не предполагает двух позиций, взаимно уточняющихся или вырабатывающихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, он заранее присвоил себе право быть правым.

Конструктивная критика ставит своей целью не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Здесь налицо две равноправные позиции, во взаимодействии которых и осуществляется критика. Критический диалог – это не просто средство обнаружения недостатков, относительно которых нужно потом «принять меры», но и сам процесс устранения этих недостатков.

39.Культурно-языковая точка зрения на объект в художественно-образном проектировании.

Культурно-языковая точка зрения на вещь. При таком взгляде на вещь объект проектирования соотносится уже не с другой вещью, обслуживающей иные социально-культурные процессы, и не с другим идейно - ценностным контекстом. В новой проектной ситуации он соотносится со сложившимся к данному моменту художественно-образным языком, с освоенными автором художественными приемами. Если дизайнер в достаточной мере образован и суток к тенденциям в различных областях искусства, присущий данному времени стилевой фон не может не отразиться на его работах, не найти в них своего индивидуального выражения. Вся палитра выразительных средств, прежде всего, в таких видах творчества, как пластические искусства, живопись, архитектура, приходят на помощь дизайнеру и становятся его творческим активом. Важно помнить, что в культуре происходит не только накапливание выразительных возможностей, но и их эстетический износ. Невозможно создать инструментально новаторскую вещь несущие при этом обновленные культурные смыслы внутри «стершейся» эстетики, утратившей привлекательность для восприятия. Поиски нового выразительного языка непрестанно идут внутри всего художественного процесса, который захватывает и дизайн как одно из своих проявлений.

Для успешного проектирования при доминировании «культурно-языкового» подхода необходимо не только обладать широким культурным кругозором и развитым художественным вкусом, но и профессионально владеть композиционными навыками работы с цветом, фактурой, морфологическими единицами, прочими выразительными средствами, уметь комбинировать и соотносить их в законченном произведении. Чтобы свободно, раскованно работать внутри поставленных стилевых задач, требуется знать и хорошо ощущать избранный стиль, не нарушать его формальные нормы, не выходить за рамки требований жанра. Но уж если брать на себя смелость игнорировать привали и стереотипы, то делать это следует осмысленно, когда такое нарушение - не плод неловкости, а само по себе становится художественным приемом, сообщающим образу вещи особую остроту. Для достижения выразительности новой формы в качестве образных средств дизайнерами используются приемы омонимы и синонимы, отражающие два типа отношений, в которые им мысленно включаются объекты проектирования:

- в случае омонимии вещь проецируется на культурный фон, обладающий собственными особенностями художественного языка (например, исторически удаленный или принадлежащий иной культуре), - и тогда в формообразовании новой вещи творчески преломляются выразительные приемы того языка. Культурно-языковая среда как бы сама выбирает вещи и их назначение, объединяя их формальными признаками, выстраивает путь от формы к смыслу.

- В случае синонимии вещь остается внутри наблюдаемого культурного фона, но в ней выявляется потенциал самых различных образных, стилевых, пластических решений (это можно наблюдать на выставке функционально одного изделия, но демонстрирующей множество его образных модификаций). Из всего спектра решений автором может выбрать наиболее удачный или же разные стилевые варианты адресовать потребителям с различными вкусовыми предпочтениями.

Следует особо подчеркнуть, что приведенные «взгляды на вещь» предполагают сознательный выбор автором доминирующей темы: либо это инструментальная состоятельность вещи, ее культурная осмысленность или языковая выразительность. Выбор такой доминирующей точки зрения дизайнеру задает, прежде всего, сам объект проектирования, что требует от проектировщика особой чуткости к потенциалу его развития.

Культурно-языковая- Целостно выразить в вещи ее место в культуре (вещь как выражение)- Омоним (образец - художественная форма или язык)

40. Макетирование. Функции макетирования.

Макетирование - процесс композиционного размещения соотносящихся друг с другом элементов. Конечный результат - макет. Самый последний, подписанный в производство макет - оригинал-макет.

Старайтесь делать промышленные макеты из натуральных материалов, где предполагаемые деревянные части будущего изделия - действительно деревянные, железные части - железные, а кожанные части моделей выполнены из натуральной кожи... Это позволяет не только приблизить макет к жизни, но и еще раз продумать целесообразность использования того или иного материала.

Макет в полиграфии - эталон для верстки полос издания и монтажа, с раскладкой полос на печатном листе, утвержденный издательством. Процесс композиционного размещения элементов на формате. Различают макеты художественного оформления издания, верстки и издания в целом. Полиграфическое макетирование - изготовление макета издания или его части.

Макет в web-дизайне - виртуальное электронное макетирование с помощью html - таблиц или графических редакторов на экране монитора. Визуальная и пока не интерактивная часть будущего интернет проекта. Такой фор-эскиз позволяет дизайнеру визуализировать заказчику стиль, креативную идею, товарный вид и т.д. разрабатываемого проекта.

Промышленный объемный макет (модель) - натуральное макетирование предполагаемой формы будущего изделия с применением необходимых материалов и используя современные технологии. Такая объемная модель строится как в натуральную величину, так и в масштабном соотношении.

В среде программ верстки наблюдается относительная специалиция: одни подходят для создания разного рода рекламной, журнальной, художественной продукции, другие – обеспечивают необходимыми средствами макетирование специальной технической и справочной литературы, книг и каталогов. В первых (PageMaker, QuarkXPress, InDesign) делается некоторый акцент на работе с графикой, тогда как во вторых (FrameMaker, Ventura Publisher, TeX) – на автоматизации оформления сложных структур текста, нередко насыщенного таблицами, формулами, ссылками.
Макетирование и верстка - изготовление образца (макета) издания или его части.
Макет - эталон для верстки полос издания, с раскладкой полос на печатном листе, утвержденный издательством. Различают макеты художественного оформления издания, верстки и макеты изданий в целом.
Оригинал-макет для полиграфических изданий – это текстовый или графический материал, прошедший редакционно-издательскую обработку и являющийся основой для создания печатного издания средствами полиграфического производства.
Подготовка материалов к печати - одна из традиционных и старейших отраслей промышленного дизайна. При создании оригинал-макетов необходимо учитывать особенности типографии (характер печатного оборудования, автоматизацию печатных и послепечатных процессов,линеатуру растра и т.д.), в которую будут переданы файлы. Печать фотографических изображений типографским способом часто осуществляется с помощью цветокоррекции и ретуши.
Конкретная технология воспроизводства продукции играет доминирующую роль при создании макета.
Функция – проявление свойств материального объекта, заключающееся в его действии (воздействии или противодействии) по изменению состояния других материальных объектов.
Функция вещи - это назначение вещи. Работа, которую выполняет или предназначено выполнять изделие, смысловая, знаковая и ценностная роль вещи. Функция определяет характер и вид предмета.
Макетирование - один из главных методов художественной проектной деятельности. В графическом дизайне он используется для создания оригинал-макетов визуальных сообщений.
Оригинал-макет - это законченная композиция любого визуального сообщения, будь то рекламное объявление в газете или журнале, строка на экране компьютера или телевизора, логотип на таре или упаковке, текст и иллюстрации брошюры, книги и т.п. В широком смысле слова макет есть воплощенная идея информационного сообщения, включающего в себя различные элементы, «обремененные» тем или иным смыслом.
Вся деятельность дизайнера-графика непосредственно связана с макетированием - созданием авторских работ-оригиналов, предназначенных для после дующего тиражирования. Копии этих оригиналов могут создаваться с помощью полиграфии, электронных средств визуальной коммуникации, компьютеров.
Техника создания оригинал-макета может быть различной и зависит от многих факторов, в том числе от содержания и предназначения информационного сообщения, вкуса и мастерства дизайнера-графика, материальных и графических средств, имеющихся в его распоряжении. В одном случае оригинал-макет выполняется в технике графики, в другом - представляет собой фотографию или шрифтовую композицию. Очень часто оригинал-макеты включают в себя одновременно и изображение, и фотографию, и текст.
Оригинал-макеты, создаваемые дизайнером, не могут быть отнесены ни к области традиционного изобразительного искусства, ни к сфере сложной печатной работы, в которой для оформления текста используются уже готовые полиграфические клише с изображением декоративных линеек, виньеток, орнаментов, заставок и пр.

В последнее время компьютерное макетирование становится основным методом создания оригинал-макетов. Их подготовка производится с помощью различных технических средств. Такой оригинал-макет существует в виде электронного изображения, записанного в памяти компьютера. Независимо от техники и технологии исполнения оригинал-макет создается в несколько этапов.
Самый ответственный этап работы над макетом - это выбор оптимального варианта. Выбирается, конечно, тот, который наиболее точно соответствует поставленной задаче.
Завершается процесс создания макета непосредственным его исполнением. Именно здесь от дизайнера требуется практическая реализация основных законов композиции, отшлифовывается общий замысел проекта, воплощаются авторские находки, производится окончательная компоновка текстовых и изобразительных элементов-блоков. После этого макет передается заказчику, который обеспечивает его воспроизведение тем или иным способом.

Конечная цель создания авторского оригинал-макета заключается в получении с него копий, предназначенных для массового распространения. Характер и качество копий зависят от способа воспроизведения - в виде печатной продукции, светящегося изображения на электронном экране, информационном табло, проекционной установке и т.п.
В любом случае оригинал-макет должен быть создан в точном соответствии с требованиями к его окончательному виду. Если он выполнен непрофессионально, неудачно скомпонован, если в нем не соблюдены пропорции между изобразительными и текстовыми блоками, то все эти недостатки будут заметны в окончательном варианте.
Между оригинал-макетом и его копией-репродукцией существует как сходство, так и различие. Макет - это авторское произведение, воплощающее творческий замысел дизайнера-графика. Копии, воспроизведенные средствами массовой информации, способны лишь повторять его с различной степенью точности. Копии могут быть полными двойниками макета или воспроизводиться в измененном масштабе, тиражироваться на материале, отличающемся от замысла автора, использовать другую цветовую гамму, обладать специфическими признаками тех способов печати, которыми выполнялись.

Поэтому в графическом дизайне используется метод физического макетирования. Основная его цель - дать исчерпывающее представление о том, как работа дизайнера будет смотреться в «материале», выяснить и отработать эргономические и эксплуатационные свойства носителя визуального сообщения.
Особенно нужно физическое макетирование в дизайне печатной продукции. Так, например, физический макет создается для того, чтобы детально проработать конструкцию многостраничного издания и представляет собой выполненный в натуральную величину образец журнала, брошюры, книги, альбома. Переплет, обложку, титульный лист такой макет воспроизводит целиком, а книжный блок имитируют скрепленные листы бумаги, на которых расклеены образцы размещения набора и иллюстраций, имеющие внешнее сходство с теми, которые войдут в проектируемое издание. Таким образом, физический макет несет всю информацию об архитектонике печатного издания. В этом случае дизайнер-график выступает не только в роли художника, наборщика текста, верстальщика художественного и технического редактора, но и конструктора.
Физическое макетирование также используется при художественном проектировании тары, упаковки, сувенирной и представительской продукции, на которую наносятся различные изображения, надписи, реклама, фирменная символика и пр. Спектр этой продукции чрезвычайно широк: значки, шариковые и перьевые авторучки, пепельницы, зажигалки, брелоки, кружки, стаканы, папки, футболки, пакеты, флаги, вымпелы, часы, а также фирменные беловые товары (ежедневники, органайзеры, записные книжки, эксклюзивные подарочные наборы и т.п.). Создание представительской продукции, с нанесенной на нее рекламой и фирменной символикой, - одна из наиболее бурно развивающихся областей графического дизайна. Это связано с тем, что одно и то же информационное или рекламное сообщение должно хорошо смотреться на экране компьютера, газетной странице, черно-белом листочке факса, корпусе авторучки, зажигалке и пр.
Компьютерная графика с успехом может заменить трудоемкий процесс ручного создания физического макета. Применение виртуального компьютерного макетирования значительно сокращает время, затрачиваемое на художественное проектирование объектов графического дизайна, и, в частности, позволяет отказаться от подготовки реальных физических макетов. Виртуальное макетирование дает дизайнеру возможность создать на экране трехмерное подобие проектируемого объекта, которое можно рассматривать с разных сторон, уточнять конструкцию физического носителя информации, моделировать использование в электронном прототипе самых разных материалов - от бумаги и картона до металла и керамики.

41.Модульность в композиции графических изделий.

Модульность - способность устройства изменять свои возможности путем использования функциональных блоков, выполняющих различные задачи.

Модуль, кажущийся столь современным, вовсе не изобретение нового времени, века индустриализации. Модуль существовал и тогда, когда почти все делалось вручную. Пришел он в декоративно-оформительское искусство из архитектуры и строительства. В современной советской архитектуре за модуль принят размер 10 см. Укрупненные модули - ЗМ, 6М. 12М, 15М, З0М. 60М - соответственно равняются 30 см, 60 см, 120 см, 150 см. 300 см, 600 см, для мелких деталей - 1/2М, 1/5М. 1/10М и т.д. (50 мм. 20 мм, 10 мм).

Различные разновидности модуля мы можем встретить и в дизайне, и в прикладном искусстве: модуль лежит в основе орнамента, в декоративной обработке тканей, обоев и т. д. Модульная система в декоративном оформительском искусстве и в частности в рекламе, может стать средством создания художественной гармонии и порядка в композиции, не говоря уже о том. что при широком использовании в композиции легких вариантных деталей заводского изготовления можно получить и значительный экономический эффект.

Модульность
Модуль является универсальным средством дизайна, хотя до сих пор толкового объяснения ему не существует. Модуль — это величина принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению (т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре). Модуль бывает: плоскостной, рельефный (керамика, гипс) и объемный. Рассмотрим главные требования к модулю:
1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения.
2) Целостность.
3) Выразительность.
4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения.

Другие средства композиции:

Контраст Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:
Одномерный контраст. Идет различие по одной категории.
Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям.
Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.
Нюанс Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.
Тождество Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...).Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.
Симметрия Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.
Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.
Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.
Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)
Асимметрия Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).
Ритм Это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ими. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.
Статический ритм. Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.
1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом

2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:
- Чередование на одинаковых интервалах.

- Чередование равных элементов с неравными интервалами

- Ряд с чередованием неравных элементов
Динамический ритм. Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, см. рис.5) или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число, рис.6) прогрессии.

показана прогрессия интервалов, построение прогрессии размеров элементов происходит по такому же принципу).
Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд.
Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания):
1) Размер
2) Интервал
3) Цвет (светлота)
Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.

42.Морфология проектного образа.

Морфология - это формообразование в широком смысле слова.

Морфология – комплекс наук, изучающих форму и строение организмов,это форма вещи, организованная в соответствии с ее функцией.
Морфологический анализ – анализ внешнего вида и строения, выражение значений в пределах одной вещи.
В философии дизайна и в философии вещи существенное значение имеет понятие – «форма». Создание вещей – процесс возникновения новых форм в соответствии с замыслом человека. Только будучи материально воплощенным, дизайнерский проект реализует себя, становится достоянием культуры, обретает смысл.
Каждая форма существует в цепочке превращений в более сложную. Чем полнее подход дизайнера, тем больше он учитывает возможность включения единичной вещи в некоторую систему – коллекцию, интерьер, ландшафт.
Форма – причина существования вещи. Форма демонстрирует связь данной вещи с другими вещами и человеком, выявляя в отношениях с ними ее свойства и качества. Анализируя эти связи дизайнер способен предоставить возможные изменения. Каждая вещь предоставляет собой единство формы и материи. Материя –это то, из чего состоит данная вещь, форма – это вид, который придается данной материи…..
- Морфология – это форма вещи, как комплексная система организованная в соответствии с ее функциями. Важно разделить деятельности на этапы, и решить где к форме вещи обращаются.
- Изучение аналогов – это снятие внешней оболочки, распознание ситуации.
- Оценивается существующую морфология критически, что бы создать новизну.
- Требуется осознанное использование не в чистом виде, а стилизованно, с добавлением новых материалов и технологий.

1. Технологическое проектирование.
2. Морфологическое проектирование (форма основана на функциях вещи).
3. Функциональное проектирование.
4. Образно-художественное проектирование.
Основная цель дизайна – воплотить продукты техники в мир человеческой культуры путем создания промышленных образцов, промышленных изделий и их комплексов, и способствование образованию гармоничной человеческой среды. Морф-форма вещ орг в соотв с ее функц.Морф анализ- снятие вида внешн оболочки.
Функция – проявление свойств материального объекта, заключающееся в его действии (воздействии или противодействии) по изменению состояния других материальных объектов.
Инструментальная –преобразование внешней среды
Адаптивная – благоприятное поддерживание среды.
Результативная – достижение тех или иных целей.
Коммуникативная – знаковость вещи.
Интегративная –общественная интеграция.

Проектный образ – попытка отразить проектную ситуацию.
1.позиция потребителя
2.производство, экономика и рынок (финальный продукт от лица заказчика).
3.влияние глобального рынка и глобальной культуры.
Основные методики создания проектного образа.
1.создание образа и образного подхода
2.композиционное формообразование
3.смыслообразование
Морфология – материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функцией.

Функциональный анализ – Морфология – Формообразование – Композиционный строй
Морфология связана со структурой (структурность-основное свойство морфологии):
a) фигура
b) величина
с) положение
d) порядок

43.Основные этапы проектирования.

Методика проектирования предметов

В процессе проектирования бытовых изделий массового спроса дизайнеру необходимо удовлетворить максимальное количество индивидуальных вкусов и склонностей. Но в основе его деятельности лежит безусловное следование закономерностям композиции, признание их основными критериями оценки и руководством к проектированию. На закономерностях же композиции основан метод художественного конструирования.

Существует два исходных условия проектирования. Самый распространенный случай, когда аналогичное изделие уже существует и проектируемое не должно кардинально меняться, т. е. речь идет о каком-то усовершенствовании, модернизации предыдущей модели или о том, чтобы придать ей более современный облик. Техническое старение идет медленнее, чем старение внешней формы. Некоторые технические усовершенствования могут и вноситься, но они бывают незначительны. Чаще речь идет лишь о внешней переработке, вовсе не затрагивающей внутреннего устройства. Некоторые сравнивают такую операцию с косметикой, на Западе ее называют стайлинг (стилизация). Изделие, положенное в основу, называют прототипом, а подобное проектирование — проектированием по прототипу (от латинского слова «прото»— предшествующий, предок).

Но вот создается принципиально новое техническое изделие, устройство. Его изобретают или сочиняют чаще всего, когда появляется новая необычная задача или неизвестный ранее технический принцип. Бытовые предметы создаются заново довольно редко, но в машиностроении это повседневная задача. Любое изменение технологии изготовления, появление новых операций вызывают необходимость в создании ранее не существовавших устройств.

В результате длительного опыта выработана последовательность работы. Весь процесс проектирования делится для этого на ряд стадий, начиная с подготовительной и кончая выполнением опытного образца.

Последовательность во многом зависит от самого рода изделия: для проектирования некоторых из них особенно важна начальная стадия — мысль, эскиз, идея (у игрушек или посуды, например). При создании сложных устройств больше всего сил иногда поглощает именно конечная стадия. Большое значение имеет отработка деталей, например легкового автомобиля.

- стадия предпроектного исследования, эскизное проектирование, стилевое решение, выполнение проекта на планшете, проектная графика, объемное проектирование, макетирование, авторское сопровождение.

44.Понятие морфологии объекта как пространственной и функциональной структуры.

Морфология - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.

Категория «морфология» означает строение, структуру формы изделия, организованную в соответствии с его функциями, материалами и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера и выявляемыми в процессе анализа формы вещи. В морфологической структурности формы выделяются два плана: пространственный и функционально-технический.

Функционально-морфологические свойства объекта дизайна – это структурные особенности, обеспечивающие выполнение изделием определенной работы, обусловленные функциональным назначением изделия, строением материала (материалов) и способом изготовления.

Функционально-пространственная структура объекта – это взаиморасположение и организация основных объемов и функциональных зон, узлов и деталей в изделии.

Первое и второе понятия тесно взаимосвязаны

Композиция

Важной категорией композиции является объёмно-пространственная структура изделия. Любая форма так или иначе взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. По признаку объемно-пространственного строения промышленные изделия можно условно подразделить на три большие группы:
- относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;
- открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций;
- объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Воплощения разрабатываемую конструкции в материале, зачастую не учитывают «нематериальный» компонент — пространство. Психологически это вполне можно понять, однако для создания эстетически полноценного промышленного изделия совершенно необходимо иметь в виду характер взаимодействия пространства с объемом. Ведь независимо от своего желания конструктор организует не только материально ощутимую субстанцию, но и пространство, входящее с нею в контакт. Успех работы над композицией в значительной мере зависит от того, принимается ли роль пространства как равноправного с объемом элемента композиции и умения организовать его. Необходимо выработать в себе это особое видение формы, когда пространство начинает читаться как ее полноправный компонент.

Еще одной важной закономерностью объемно-пространственной структуры выступает единство ее строя, необходимость считаться с его общим характером, поддерживать и развивать строй главных элементов структуры в строе ее малых, частных элементов. Нарушение этой закономерности приводит к появлению чужеродных частей структуры, которые не желают уживаться с остальными.

Композиционная роль пространственных связей может ослабевать или усиливаться в зависимости от ряда условий, из которых главные — соотношения проема или проемов и окружающего их массива, т. е. относительная величина «окна»; глубина такого проема; абсолютные размеры всего объекта, а также ракурсы, под которыми он обычно воспринимается. К второстепенным условиям следует отнести характер поверхности, цвет и особенности материала, окружающего проем, фон за проемом. Таким образом, характер пространственных связей многообразен, и в ходе композиционного поиска следует учитывать индивидуальные особенности формы. Новая объемно-пространственная структура — это всякий раз новый характер отношений объем — пространство.

45.Проектный образ в графическом дизайне.

Аспекты создания образа:
1. Художественное моделирование социокультурных ситуаций - мир создается профессиональным мировоззрением.
2. Композиционное формообразование- использование терминов:
- категории композиции: морфология (форма вещи) и тектоника (воплощение работы материалов в форме вещи);
- свойства композиции: целостность, соподчиненность элементов, композиционное равновесие, симметрия, статичность, динамичность;
- средства композиции: пропорции и пропорционирование, масштаб и масштабность, контраст, нюанс и нюансировка формы, метрический повтор и вид. цвет, тени, светотени, пластика.

Проектная идея реализуется через конкретный проектный замысел.
художественный образ - это и есть своё видение мира и умение рассказать о нём, своих чувствах, переживаниях в художественном произведении. Это мир, преображенный в сознании писателя.

Подходы к созданию проектного образа – это …
Проектная концепция.
Дизайн-концепция-это проектный замысел, обобщающий конструктивно, излагающий идею решения научно-обоснованной задачи и указывающий пути достижения цели.
3 блока концепций:
- выработка профессиональной идеалогии (результат проектногo анализа);
- выработка системы признаков проектного объекта;
- необходимо сформировать принципиальную модель, образ объекта.
Экономический блок
Иерархия проектной концепции:
1. Сформулировать проектные проблемы.
2. Сформулировать проектные задачи.
З. Сформулировать проектные требования.
Проектные требования - отражают существенные противоречия, лежащие в социально-культурных аспектах общества.
Методические признаки проектной классификации: общие -влияют на иерархию проблемы и частные -уже при проектировании объекта;. Общие - попытка разделить на сферы:
1. потребления:
2. производcто и реализация (рынок) и проектирования
З. производства
Стили в дизайне
Классика, модерн и постмодерн как стилеобразующие тенденции в графическом дизайне.
Стиль (в графике) - устойчивые графические образования,включающие в себя миф, графику, знак, сюжеты, объекты..
Классика: Сверху.. Наличие главного крупного элемента + второстепенные структуры не залазят друг на друга.
Свободное место. Слева - плохое, прошлое. Справа - хорошее будущее, то что рекламируется. Модерн: Социальная активность населения. Появление рекламы.. Динамика, уход от старых пропорций.
Меньше свободного места. Буквы активны.
Постмодерн: Виртуальность. Текст не содержит простых конструкций. Карикатура. Эклектичность (смешение стилей). Главное – эффект.

46.Проектно-графическое моделирование. Техника проектно-графического моделирования. Типы проектно-графических изображений.

Проектирование - разработка проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления капитального строительства какого-либо объекта. В процессе проектирования выполняются технические и экономические расчёты, схемы, графики, пояснительные записки, макеты, составляются спецификации, сметы, калькуляции и описания. Проект какого-либо объекта капитального строительства (предприятия, здания, сооружения) может быть индивидуальным или типовым. При разработке индивидуальных проектов широко применяются типовые проекты конструкций, архитектурных и монтажных деталей и типовые проектные решения.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...