Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие социологии в Беларуси



Социологическая мысль Беларуси имеет давние традиции. Ее основы закладывались еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей предпринимается попытка научного изучения белорусской национальной самобытности, особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – работами этнографического и демографического характера.
В созданном в 1921 году Белорусском государственном университете сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией – кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.Н. Ивановский, С.М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры.

Масштабы исследовательской работы значительно расширились после создания в январе 1922 года Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 году в Академию наук Беларуси. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были проведены систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации, динамики социальной структуры Беларуси, социологии семьи, религии, образования и воспитания. Теоретико-методологические установки белорусских социологов в целом не отличались оригинальностью, они либо воспроизводили идеи популярных школ западной социологии начала ХХ века, либо продолжали марксистскую социологическую традицию.

В 1927 году в Минске вышла первая и единственная в довоенный период монография С.М.Василейского «Введение в теорию и технику психологических и психотехнических исследований». В 1927 году была опубликована коллективная монография «Рабочая молодежь Белоруссии. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние», подготовленная Б.Я. Смулевичем и другими преподавателями кафедры социальной гигиены. В работе обобщались материалы крупномасштабного обследования влияния социально-экономических условий труда и быта на физическое развитие молодежи. Эмпирические социальные исследования 20-30-х годов в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями.

К середине 30-х годов социологические исследования как в СССР в целом, так и Беларуси стали постепенно свертываться. Фактически в 1937-1938 годах социология как специфическая отрасль научного знания перестала существовать.

С середины 60-х годов начинается новый этап развития социологических исследований в республике. В 1965 году на общественных началах в Минске был открыт институт социальных исследований. Он выполнял функции научного центра, координирующего социологические исследования, проводимые в республике.

В 1967 году создаются проблемные социологические лаборатории в Белорусском политехническом институте, Минском пединституте, Белорусской сельскохозяйственной академии, Гродненском педагогическом и Гродненском сельскохозяйственном институтах. В 60-70-е годы социологические группы в Беларуси функционировали во всех ведущих вузах.

В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований, расширяется тематика социологических исследований, в частности по таким направлениям, как социальные последствия научно-технической революции на селе, проблемы изменения духовной жизни крестьянства, научное управление и социальное планирование в городе и на селе.

В 1978 году создается Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси. В январе 1989 года Сектор был преобразован в Центр социологических исследований.

В 1990 году был создан Институт социологии. Создание института способствовало укреплению базы социологических исследований и развитию основных направлений социологической мысли. В качестве одного из направлений в институте активно развиваются теоретико-методологические основы учения о народонаселении, активно разрабатываются новые методологические подходы к исследованию социальных проблем труда. Проблемы социологии политики разрабатывает группа социологов под руководством доктора социологических наук, профессора И.В.Котлярова. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры, ведутся исследования в области науки, много внимания уделяется изучению социальных общностей. Начиная с 1989 года с открытием отделения социологии на философско-экономическом факультете и открытием кафедры социологии осуществляется специализированная подготовка социологов-профессионалов.

[ 22 ]

Соотношение понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»

Понятие “ человек ” содержит в себе общие черты, качественно отличающие человека, как представителя рода от других живых существ:

1 Универсальность. Основана на способности человека следо­вать логике любого объекта, а не только своей собственной. У че­ловека имеется способность, сущность любого предмета и суще­ства.

2 Природность. У человека имеется генотип, телесная струк­тура, потребности, влечения.

3 Социальность. Человек может реализовать себя только в об­ществе. Человек представляет собой совокупность всех отноше­ний.

4 Сознание – способность осмысливать происходящее во вне и внутри себя на абстрактно-логическом уровне.

5 Свобода – возможность удовлетворять свои потребности и реализовывать способности.

Понятие “ индивид ” фиксирует наличие отмеченных выше свойств в каждом представителе человеческого рода. Понятие «индивид» шире чем понятие «человек», поскольку оно применя­ется и к животным особям, и даже к молекулам (химический инди­вид), минералам. Индивид – это единица, атом, частица, элемент, носитель общего.

Понятие индивидуальности выявляет неповторимое, уникаль­ность каждого человека, как со стороны физического, так и со сто­роны духовной, это сложное системное качество.

Личность – понятие в котором фиксируется только социальное качество человека.

Личность представляет собой диалектику между стремлением быть как все и стремлением быть самим собой.

[ 23 ]

Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид)

Теория «зеркального Я» Чарлза Кули.

Ч. Кули анализировал процесс постепенного осознания личностью отличия своего Я от других. Но процесс этот не может осуществляться без множества взаимодействий людей с окружающим миром. Каждый человек стоит свое «Я» основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он взаимодействует.

Кули определил три стадии в построении «зеркального Я»:

1. Наше субъективное представление о том, что видят в нас другие.

2. Наше субъективное представление о том, как они оценивают увиденное.

3. Наша ответная реакция на оценку нас другими.

Каждый человек - через свою реакцию на окружающий мир - играет активную роль в том, как складывается его существование. В процессе социального взаимодействия индивид научается смотреть глазами других людей на себя как на объект. Можно сделать вывод, что образ социального Я – это восприятие реакции других людей на наше поведение или внешность. Как отражение в зеркале дает образ физического я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. Например, Если артистические усилия ребенка критикуются, он вскоре будет думать что талант отсутствует. Поддерживаемый артистический талант ребенка способствует вере в свои спососбности. Когда ребенок подрастет и другие начнут высказывать свои мнения, возмоны отличия от мнения родителей. В результате изменяется восприятие человеком своих способностей. Таким образом, социальное зеркало постоянно действует: мы все время можем видеть в нем свое изменяющееся отражение.

Концепция «обобщенного другого» Дж. Мида.

Профессор Чикагского университета Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развил концепцию «обобщенного другого», в известной степени дополняюшщую и развивающую концепцию зеркального Я. «Обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого». Так, после нелепого случая мы со смущением представляем как выглядели в глазах остальных, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы: «Принятие роли» это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. «Исполнение роли» это действие связанные с действительным ролевым поведением.

Дж. Мид различал три стадии в процессе которых дети учатся играть взрослые роли:

1. Имитация или копирование поведения взрослого без осознания сути этого поведния;

2. Ролевые игры - понимание поведения, как проигрывание определенной роли;

3. Коллективные игры – способность отвечать на ожидания группы.

Сторонники символического интеракционизма также считают, что наше осознание себя как личности формируется на основе социального взаимодействия. Предметы становятся значимыми для нас только тогда, когда мы придаем им значение. В этом смысле можно утверждать, что индивидуальное социально формируемо. Происхождение Я целиком социально, главная его характеристика — способность становиться объектом для себя самого, следовательно, способность к самосознанию, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов.

[ 24 ]





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 844 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...