Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тургайский очаг восстания под руководством А. Иманова



Самым массовым, упорным, организованным восстанием было восстание в Тургайской области, охватившее все ее уезды. Возглавили его А. Иманов и А. Джангильдин. Главнокомандующим повстанцев был избран А. Иманов (1873-1919 годы), в отрядах была введена строгая дисциплина, десятичный порядок их построения. В Тургайскую степь стекались повстанцы из других областей Казахстана - Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской, в октябре 1916 года здесь их насчитывалось около 50 тысяч. На подавление восстания в Тургайскую степь был направлен экспедиционный корпус в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов. 22 октября повстанцы начали осаду Тургая, однако взять его не удалось, так как сюда прибыл карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лаврентьева. Война приобрела партизанский характер, основная масса повстанцев сосредоточилась в 150 км от Тургая в урочище Батпаккара, где был создан совет по руководству военными действиями, по управлению контролируемыми районами. Отсюда совершались рейды против карателей. Восстание продолжалось до 1917 года и слилось с событиями Февральской революции.

Восстание 1916 года является составной частью освободительного движения казахского народа, его национально-освободительной борьбы.

44. В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали "обзоры" областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусулманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

Во второй половине XIX века жили и творили выдающиеся представители казахской культуры Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Чокан Валиханов (1835-1865 годы) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский Кадетский корпус в Омске в звании корнет армейской кавалерии. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта он принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. Во время этой поездки он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал: "Дневник поездки на Иссык-куль", "Записки о киргизах". Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас", а по результатам поездки в Кульджу - "Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа". В феврале 1857 года он был избран действительным членом Русского географического общества.

В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический, этнографический материал, уникальные реликвии: рукописи, грамоты, предметы искусства. Результатом этой поездки стал капитальный труд "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)"; 1856-1861 годы - это время пребывания его в Петербурге. Он работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедом В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, А. Н. Бекетовым, В. П. Васильевым, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым продолжалась еще с Семипалатинска; он общался с поэтами А. М. Майковым, Я. П. Полонским.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также: "Аблай", "Киргизское родословие", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи", "Записки о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и другие. Он оставил многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки. Его вклад в науку заключается в том, что он значительно уменьшил белые пятна в русской и мировой науке о практически малоизученных в то время таких регионах Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан. Он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию этих земель. Он одним из первых ввел в научный оборот такой пласт исторических источников, как казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.

В рассматриваемый период активно творил казахский просветитель, общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889 годы). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия. войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин ученый в области педагогики, этнографии, фольклористики. Он явился создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Им были написаны учебные пособия: "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", опубликованы отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр", "Жанибек-батыр", материалы по истории "Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. По этнографии в "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества он опубликовал статьи "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства". Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.

45. Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904 годы). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение "Лето" и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют "лицом казахского народа". Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении "Гаклия", где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты "Акмолинские областные ведомости", "Киргизская газета", "Оренбургский листок" и другие. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты "Туркестан уалаяты" на казахском и узбекском языках.

Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов.

В изучаемое время появилось много произведений выдающихся художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и картины Т. Г. Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку: "Казах на лошади", "Казахские дети - байгуши", "Казахское стойбище на Кос-Арале" и другие. Особое место занимают картины В. В. Верещагина, который в конце 60-х, начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую Туркестанскую серию "В горах Алатау", "Мечеть Хазрета Ясави" и другие.

Развивалось декоративное оформление домашнего убранства, украшение жилищ, домашней утвари, одежды, других изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, превращая их в произведения искусства.

Таким образом, социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века во многом было обусловлено окончательным превращением края в колонию Российской империи.

46. 27 февраля 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция, царь был отстранен от власти. В Казахстане прошли митинги и собрания в поддержку революции. Революция возродила надежды на решение главных вопросов - возвращение всего изъятого колонизацией, самостоятельного национального устройства. Начался процесс отстранения от власти чиновников колониальной администрации. В марте были отстранены от должностей и арестованы вице-губернатор Уральской области, генерал-губернатор Западной Сибири, губернатор Тургайской области, ряд уездных начальников и чинов жандармерии в Уральске, Омске, Петропавловске, Оренбурге. 30 марта был отстранен от должности и арестован генерал-губернатор Туркестана. Аналогичные события произошли по отношению к чинам колониальной администрации в ряде уездов Семиреченской, Семипалатинской областей.

В Казахстане возникло двоевластие. В марте 1917 года повсеместно сформировались местные органы Временного правительства - областные и уездные, а затем волостные, аульные, сельские, станичные исполнительные комитеты. Представители казахской национальной интеллигенции были назначены комиссарами Временного правительства, А. Букейханов по Тургайской области, М. Тынышпаев по Семиречью, М. Чокаев в Туркестане. Опорой Временного правительства были также областные и уездные казахские комитеты. В казачьих станицах Сибирского, Оренбургского, Уральского, Семиреченского казачьих войск были созданы казачьи комитеты. В поддержку Временного правительства создавались мусульманские, татарские комитеты, курултаи.

В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули социал-демократы большевики, чьи организации действовали практически во всех областях и уездах. Второй реальной властью в Казахстане стали советы, как органы народной власти. В марте-апреле 1917 года в крае было создано более 25 Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы меньшевики и эсеры.

В этих условиях с целью решения самых насущных вопросов Казахстана аграрного, национального, государственного строительства в создавшейся ситуации лидеры либерально-демократического движения стали проводить областные съезды. 2-8 апреля в Оренбурге состоялся областной Тургайский съезд, в работе которого участвовало более 300 человек. 19-22 апреля в Уральске работал Уральский областной съезд, где собралось более 800 человек. Съезды также состоялись в Акмолинске, Семипалатинске, Верном. Была подготовлена почва для созыва Всеказахского съезда.

Временное правительство предпринимало робкие шаги урегулирования ситуации в Казахстане. 20 марта 1917 года специальным декретом было объявлено об отмене всяких ограничений в правах граждан России, обусловленных принадлежностью к вероисповеданию, национальности. Была объявлена амнистия участникам восстания 1916 года, принято решение об оказании помощи населению Семиреченской области, пострадавшему во время этого восстания. Рассмотрен вопрос о возвращении мобилизованных по указу от 25 июня 1916 года в рабочие дружины. Но в главном, в земельном вопросе, вопросе национально-территориального устройства продолжалась прежняя политика самодержавия. Временное правительство продолжало участие в Мировой войне, решение аграрного вопроса откладывалось до созыва Учредительного собрания, не было даже декларировано о праве наций на самоопределение. На местах сохранялся и функционировал колониальный аппарат. Продолжалась практика национальной дискриминации, прежней великодержавной политики, сохранялись переселенческие управления. Продолжением политики самодержавия Временное правительство создавало предпосылки углубления революционного процесса. Происходила политическая поляризация казахского общества, ее активизировало возвращение на родину около 150 тысяч участников тыловых работ и фронтовиков.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1974 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...