Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конституционные и процессуальные гарантии обеспечения чести и достоинства, свободы и неприкосновенности личности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности



18. В ч. 1 ст. 21 Конституции РФ записано: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". В ч. 2 этой же статьи подчеркивается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

19. Это конституционное положение является основой принципа уважения чести и достоинства личности в уголовном процессе. Значение этого принципа определяется необходимостью защитить неотъемлемые права и свободы человека в сфере уголовного судопроизводства, где допускается применение мер процессуального принуждения к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелям и иным лицам, где происходит вторжение в сферу частной жизни, где в интересах раскрытия преступления нередко раскрывается личная и семейная тайна.

20. Принцип уважения чести и достоинства личности <*> состоит в обязанности суда, прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания при выполнении своих процессуальных функций по уголовному делу не осуществлять действий и не принимать решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также в запрете обращения, унижающего человеческое достоинство участника уголовного судопроизводства либо создающего опасность для его жизни и здоровья.

Под "честью" понимается общественная оценка личности, определенная мера духовных и социальных качеств лица. Под "достоинством" понимается внутренняя самооценка лицом собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего социального значения.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 3 мая 1995 г. N 4-П отметил, что обеспечение достоинства личности предполагает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов

Закрепленный в ст. 9 УПК принцип уважения чести и достоинства проявляется и конкретизируется во многих процессуальных нормах, регулирующих производство по делу на всех стадиях процесса. Так, в ч. 3 ст. 161 УПК содержится запрет на разглашение в ходе следствия данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия. Согласно ч. 4 ст. 179 УПК при освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением. Фотографирование, видеозапись и киносъемка такого следственного действия проводятся только с согласия освидетельствуемого лица. В ч. 7 ст. 182 УПК отмечается, что при производстве обыска следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе этого следственного действия обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. УПК устанавливает, что личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола в присутствии понятых и специалистов того же пола (ч. 3 ст. 184). Согласно ч. 2 ст. 202 УПК при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство.

Принцип уважения чести и достоинства в полной мере проявляется и на стадии судебного разбирательства. Так, судебное разбирательство может быть проведено в закрытой форме, если рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство (п. 3 ч. 2 ст. 241 УПК). Исследование в открытом судебном заседании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер, допускается только с согласия лиц, которых они касаются. В противном случае указанные материалы исследуются в закрытом судебном заседании - с удалением публики из зала суда.

Суд не вправе включать в оправдательный приговор формулировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного или порочащие его честь и доброе имя.

Составной частью рассматриваемого принципа является запрет применения к участникам уголовного судопроизводства насилия, пыток, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Понятие "пытки" сформулировано в ст. 1 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и означает "любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо... когда такая боль или страдания причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия". Конвенция подчеркивает, что пыткой не являются "боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно" <*>. В УПК подобное положение закреплено в ч. 4 ст. 164, где говорится, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

Любые доказательства, полученные с нарушением принципа уважения чести и достоинства личности, признаются недопустимыми и не могут быть использованы при осуществлении правосудия.

Нарушение правил, требующих уважения чести и достоинства личности, создает основание для обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ст. 123 УПК), а также предъявления иска о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда.

18. обеспечение тайны переписки…..

Уголовно-процессуальный принцип тайны переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений вытекает из статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В свою очередь, статья 23 Конституции России устанавливает право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Положения, гарантирующие тайну переписки, также закреплены в статье 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и статье 13 УПК РФ. Правовое государство устанавливает, что частная жизнь – это область жизнедеятельности человека, которая касается лично его и не может контролироваться государством или иными лицами. Каждый человек и гражданин вправе контролировать информацию о самом себе или о своей личной жизни, а также препятствовать распространению сведений личного (в том числе интимного) характера.

Вместе с тем неприкосновенность частной жизни, как и любое другое конституционное право, не должно затрагивать или нарушать права и свободы иных лиц. Поэтому при наличии сведений о совершении лицом преступления или о его причастности к преступной деятельности российская Конституция разрешает компетентным государственным органам и должностным лицам частично ограничивать это право. Так, в соответствии с частью 2 ст. 23 Конституции и частью 1 ст. 13 УПК РФ в ходе уголовно-процессуальной деятельности допускается ограничение права на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, но только на основании судебного решения. Именно суд как представитель самостоятельной ветви государственной власти является гарантом предотвращения каких бы то ни было нарушений конституционного права на неприкосновенность частной жизни со стороны органов предварительного расследования и прокуратуры.

Принцип тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений находит свое конкретное выражение в процессе осуществления таких уголовно-процессуальных мероприятий, как:

– наложение ареста на почтово-телеграфные отравления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ);

– контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ);

Оба указанных мероприятия носят исключительно досудебный характер и присущи стадии предварительного расследования. Поэтому при необходимости их проведения субъект уголовной юрисдикции обязан направить в суд соответствующее ходатайство, которое подлежит рассмотрению в порядке статьи 165 УПК РФ. Исключение составляют только случаи, когда при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, а также их родственников и иных близких лиц контроль и запись переговоров допускается по их письменному заявлению без судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).

Во всех остальных случаях отсутствие судебного решения при осуществлении наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки, а также при контроле и записи переговоров обусловливают признание полученных таким образом доказательств недопустимыми, т. е. не имеющими юридической силы.

В свою очередь, исследование материалов переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений при судебном рассмотрении уголовного дела может быть осуществлено в условиях гласности (при открытом заседании) только с согласия заинтересованных лиц. В противном случае такие материалы рассматриваются в закрытом судебном заседании (ч. 4 ст. 241 УПК РФ).





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2166 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...