![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
На протяжении истории развития рахитектуры Древнего Египта наиболее значительные изменения коснулись формы опор — столбов и колонн. На ранних этапах чаще использовали опоры геометрически правильной формы. Более сложные колонны, с использованием растительных форм, начали возводить в период Нового царства.
Древнеегипетский ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - массивные столбы квадратного сечения, без капителей, без мелких деталей, иногда покрытые рельефами, порой перед столбами помещали скульптуры.
Позднее, в период Среднего царства наблюдается тенденция к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Широко распространились колонны в форме 8- или 16-гранного цилиндра или с вырезанными желобами — каннелюрами. Также в древнеегиптских постройках были обнаружены колонны, ствол которых равномерно утоньшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5—5,5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты — абаки.
Сохраняя геометрическую регулярнось форм, египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью, его также называют протодорическим, так как позже в Древней Греции получил распространение дорический ордер, своими формами несколько напоминавший египетский.
В храмовых сооружениях, начиная с периода Нового царства, ордер геометрически правильных форм вытеснился ордером, отображавшем в камне растительных форм, что во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной системы, в отличие от более ранних видов ордера.
Все типы колонн этого ордера создавались по единому принципу, являя собой стилизованное отображение в камне растений, чаще всего лотоса, пальмы или папируса, занимавших особое значение в культуре Древнего Египта. Исходя из этого принципа ствол колонны был круглым в сечении или состоял из стилизованного «пучка стеблей» - с полукруглыми в сечении выпуклостями, соответственно круглому стеблю камыша или лотоса, а иногда в виде заостренных ребер, как у стебля папируса. Ствол зачастую украшался горизонтальными полосами с орнаментом или выпуклыми «жгутами», которые будто удерживали вместе «пучки стеблей». Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор (5, стр. 250; 6, том 1, стр. 135-136; 8, стр. 11-12; 11, стр. 65).
Вопрос 8
Древнегреческий ордер | |
1 2 | |
|
Огромную роль в образной характеристике ордерных композиций играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношения толщины колонны к ее высоте и интерколумнию), высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д. При возведении ранних построек архаического периода греческие строители, еще не овладев в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, придавали ордеру чрезмерно грузные формы: антаблемент делался тяжелым, достигая порою почти половины высоты колонн. Последние в расчете на большую нагрузку делались массивными и устанавливались близко друг к другу. Сооружения производили впечатление приземистости и тяжеловесной силы (храм Аполлона в Сиракузах, храмы в Селинунте и др.). Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются более стройных и гармоничных пропорций. Вместе с тем зодчие использовали те или иные пропорции для придания зданиям различных образно-эмоциональных качеств.
Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет профилированную базу) и капитель) со спиралеобразными волютами). Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей - иоников). Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы - фасции). Фриз не имел триглифов), но иногда сплошь покрывался барельефом). Карниз часто украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем в виде четвертного вала, иногда с тонко прорисованным орнаментом. Резко выступающая прямоугольная плита поддерживалась профилем в виде каблучка. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю - поддерживающую. Профили и детали ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально. Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом - легкостью и пространственностью.
И дорический, и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек - от небольших галерей) жилых зданий до грандиозных портиков) храмов. Исходя из предельного размера каменной балки и архитрава были устрановлены закономерные связи между интерколумнием) и пропорциями колонны (ее диаметром и высотой), согласно которым была определена зависимость пропорционального строя ордера от абсолютной величины. Однако на практике часто отклонялись от этого правила в соответствии с решением конкретных идейно-художественных задач.
К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах.
Типы храмов:
Диптер
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Схема древнегреческого храма типа диптер
Вид на руины храма Артемиды Эфесской
Диптер (др.-греч. δίπτερος «двукрылый») — тип храма в антах, вокруг которого со всех сторон ионический ордер (чаще всего), колонны в несколько рядов (2 и больше).
Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1069 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!