Одноранговая архитектура (peer-to-peer architecture) – это концепцияинформационной сети, в которой ее ресурсы рассредоточены по всем системам.Данная архитектура характеризуется тем, что в ней все системы равноправны.К
одноранговым сетям относятся малые сети, где любая рабочая станцияможет выполнять одновременно функции файлового сервера и рабочей станции. В
одноранговых ЛВС дисковое пространство и файлы на любом компьютере могутбыть общими. Чтобы ресурс стал общим, его необходимо отдать в общеепользование, используя службы удаленного доступа сетевых одноранговыхоперационных систем. В зависимости от того, как будет установлена защитаданных, другие пользователи смогут пользоваться файлами сразу же после ихсоздания.
Одноранговые ЛВС достаточно хороши только для небольшихрабочих групп.
![](https://konspekta.net/studopediaorg/baza8/1675943629559.files/image028.gif)
Рис. 1.1 Одноранговая архитектура
Одноранговые ЛВС являются наиболее легким и дешевым типом сетей дляустановки. Они на компьютере требуют, кроме сетевой карты и сетевого носителя,только операционной системы
Windows 95 или
Windows for Workgroups. При соединении компьютеров, пользователи могут предоставлять ресурсы иинформацию в совместное пользование.Одноранговые сети имеют следующие преимущества:- они легки в установке и настройке;- отдельные ПК не зависят от выделенного сервера;- пользователи в состоянии контролировать свои ресурсы;- малая стоимость и легкая эксплуатация;- минимум оборудования и программного обеспечения;- нет необходимости в администраторе;- хорошо подходят для сетей с количеством пользователей, не превышающимдесяти.Проблемой одноранговой архитектуры является ситуация, когда компьютерыотключаются от сети. В этих случаях из сети исчезают виды
сервиса,которые они предоставляли. Сетевую безопасность одновременно можно применитьтолько к одному ресурсу, и пользователь должен помнить столько паролей, сколькосетевых ресурсов. При получении доступа к разделяемому ресурсу ощущаетсяпадение производительности компьютера. Существенным недостатком одноранговыхсетей является отсутствие централизованного администрирования.Использование одноранговой архитектуры не исключает применения в той же сетитакже архитектуры «терминал – главный компьютер» или архитектуры «клиент –сервер».
Архитектура клиент – сервер
Архитектура клиент – сервер (client-server architecture) – это концепцияинформационной сети, в которой основная часть ее ресурсов сосредоточена всерверах, обслуживающих своих клиентов (рис. 1.5). Рассматриваемая архитектураопределяет два типа компонентов:
серверы и клиенты.
Сервер - это объект, предоставляющий
сервис другим объектам сетипо их запросам.
Сервис – это процесс обслуживания клиентов.
![](https://konspekta.net/studopediaorg/baza8/1675943629559.files/image029.gif)
Рис. 1.1 Архитектура клиент – серверСервер работает по заданиям клиентов и управляет выполнением их заданий.После выполнения каждого задания сервер посылает полученные результатыклиенту, пославшему это задание.Сервисная функция в архитектуре клиент – сервер описывается комплексомприкладных программ, в соответствии с которым выполняются разнообразныеприкладные процессы.Процесс, который вызывает сервисную функцию с помощью определенных операций,называется
клиентом. Им может быть программа или пользователь. На рис.1.6 приведен перечень сервисов в архитектуре клиент – сервер.
Клиенты – это рабочие станции, которые используют ресурсы сервера ипредоставляют удобные
интерфейсы пользователя.
Интерфейсыпользователя это процедуры взаимодействия пользователя с системой илисетью.Клиент является инициатором и использует электронную почту или другие сервисысервера. В этом процессе клиент запрашивает вид обслуживания, устанавливаетсеанс, получает нужные ему результаты и сообщает об окончании работы.
![](https://konspekta.net/studopediaorg/baza8/1675943629559.files/image030.gif)
Рис. 1.2 Модель клиент-серверВ
сетях с выделенным файловым сервером на выделенном автономном
ПК устанавливается серверная сетевая операционная система. Этот
ПК становится
сервером. Программное обеспечение (
ПО), установленное на рабочей станции, позволяет ей обмениваться данными с сервером.Наиболее распространенные сетевые операционная системы:- NetWare фирмы Novel;- Windows NT фирмы Microsoft;- UNIX фирмы AT&T;- Linux.Помимо сетевой операционной системы необходимы сетевые прикладные программы,реализующие преимущества, предоставляемые сетью.Сети на базе серверов имеют лучшие характеристики и повышенную надежность.Сервер владеет главными ресурсами сети, к которым обращаются остальныерабочие станции.В современной клиент – серверной архитектуре выделяется четыре группыобъектов: клиенты, серверы, данные и сетевые службы. Клиенты располагаются всистемах на рабочих местах пользователей. Данные в основном хранятся всерверах. Сетевые службы являются совместно используемыми серверами иданными. Кроме того службы управляют процедурами обработки данных.Сети клиент – серверной архитектуры имеют следующие преимущества:- позволяют организовывать сети с большим количеством рабочих станций;- обеспечивают централизованное управление учетными записямипользователей, безопасностью и доступом, что упрощает сетевоеадминистрирование;- эффективный доступ к сетевым ресурсам;- пользователю нужен один пароль для входа в сеть и для получениядоступа ко всем ресурсам, на которые распространяются права пользователя.Наряду с преимуществами сети клиент – серверной архитектуры имеют и ряднедостатков:- неисправность сервера может сделать сеть неработоспособной, какминимум потерю сетевых ресурсов;- требуют квалифицированного персонала для администрирования;- имеют более высокую стоимость сетей и сетевого оборудования.