Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Правовая система общего права. Англоамериканская правовая система, ее особенности



Англоамериканская правовая семья, или семья «общего права»

Основной источник права — судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные судьями в их решениях.

«Семья общего права», как и римского права, раз­вивалась на основе принципа «право там, где есть его защита». Это право в основе своей является преце­дентным правом, созданным судами.

Характерные черты правопонимания в этой право­вой семье выражаются формулой: «Средство судеб­ной защиты важнее права», т. к. основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность об­ратиться в Королевский суд.

Судьи «общего права» решают только конкретный спор.

Такой подход делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романогерманских систем, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным.

В рассматриваемую семью входят США, Англия, Се­верная Ирландия, Канада, Новая Зеландия, 36 госу­дарств — членов Британского содружества.

Англосаксонская правовая семья

Особенности англосаксонской правовой семьи:

1. Здесь отсутствует деление права на публичное и частное.

Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости».

2. Нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публичнои частноправовые — гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа.

Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, отчего зависит применение той или иной прецедент­ной нормы.

Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще мо­жет не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами ста­тутного права, судья сам создает правовую норму, т. е. становится законодателем.

4. Проблема соотношения закона и судебной прак­тики в Англии носит специфический характер. Дейст­вует принцип, согласно которому закон может отме­нить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону.

Значительно различие между правовыми система­ми разных стран внутри как романогерманской се­мьи, так и «общего права». Сказанное можно подтвер­дить при изучении права США.

Право США в целом имеет структуру, аналогичную структуре «общего права», но только в целом.

1.Одно из различий связано с федеральной структурой США. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство, свою систему прецедентного права. Соответственно в США существует 51 система права: 50 — в штатах, одна — федеральная.

Высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США никогда не были связаны своими прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям. Это связано с правомочиями американских судов осуществлять контроль за конституци­онностью законов.

3. В статутном праве США немало кодек­сов, которых не знает английское право (например, Единообразный торговый кодекс 1962 года).

4. В США велико значение «обычного» права в фун­кционировании механизма государственной власти. Пробелы в Конституции США восполняются как с по­мощью текущего законодательства, так и путем при­знания сложившихся обыкновений, установившихся обычаев и традиций. Англосаксонская правовая семья – Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия. В Англии, в период нормандского завоевания, существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное на местных обычаях. Начиная с 10 в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны права. Приняты решения принимаются за основу всеми иными судьями, в отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов – общее право. Одновременно существует и система нормативно-правовых актов и прецедентное право. Но главный источник англосаксонского права – судебный прецедент. Судья – субъект правотворчества. Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти, низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов. Для англосаксонского права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания – факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом. Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонском праве формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона. Именно на судебное решение, а не на норму закона будут ориентированы все участники правоотношения. Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством. Достоинства – гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. Недостатки – несистематизированность права, его казуичность, недостаточная определенность.

47. Религиозно-традиционные правовые системы: понятие, особенности, разновидности

. Семья религиознотрадиционного права Принципы, которыми руководствуются страны с си­стемой права, опирающейся на религиозные догмы, бывают двух видов: 1)право признается как большая ценность, но оно понимается иначе, чем в странах Запада, имеет место тесное переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права); 2)отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться только религией (некоторые страны Дальнего Востока, Африки, Мадагаскар).

Мусульманское право — это система норм, вы­раженных в религиозной форме и основанных на му­сульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный мо­мент истории открыл его человеку через своего про­рока Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социаль­ной жизни. Ислам — самая молодая из трех мировых религий. Она содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусу­льманин должен верить, и шариат, т. е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусуль­манским правом. Шариат основан на идее обязанно­стей, возложенных на человека. Последствием невы­полнения обязанностей является грех. Грех того, кто их нарушает. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это ре­лигия закона. К чертам мусульманского права относятся: А рхаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Э то право церкви, право общины верующих. Об ычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. Р азвитие этой системы права прекратилось в X в. н. э., когда отпала возможность его толкования. Д уализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (Кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индусское право составляет вторую систему ре­лигиознотрадиционной семьи и относится к древне­йшим системам в мире. Это право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, испо­ведует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к опреде­ленному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на соци­альные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мора­ли. Оправдание кастовой структуры общества — осно­ва философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Конституция 1950 года отвергла систему каст и за­претила дискриминацию по мотивам кастовой при­надлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако основной закон применяет­ся только к индусам.

Есть свои особенности у систем китайского и япон­ского права. Внешнее китайское право «европеизировалось» и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов (правил), предписываемых обычаями, неува­жение к суду, презрение к людям, знающим закон. В 1978 году принята Конституция КНР. Начиная с 1979 года издан ряд нормативных актов. Однако отме­чается, что законодательство в Китае не может быть реализовано, пока существенно не возрастет количе­ство судов, судей и адвокатов и не изменится тради­ционная враждебность к законам. Считается, что современная правовая си­стема Японии в своих основных чертах сфор­мировалась в эпоху Мейдзи («просвещенного правителя»), начавшуюся с буржуазной революции 1867—1868 годов и закончившуюся в первом десяти­летии XX в. До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гла­сил: «Народ не должен знать законов, но лишь подчиня­ться им». При этом исходной была концепция древ­некитайского права, согласно которой неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от соверше­ния преступления, чем точное знание конкретного на­казания.

Особенно значимые изменения в японском законо­дательстве произошли после Второй мировой войны, когда в 1946 году была принята конституция. На законодательство в области регулирования тор­говли и функционирования промышленных компаний влияние оказало американское право. Под его воз­действием были внесены изменения и в другие отра­сли действующего законодательства (семейное, на­следственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Япо­нии признаются действующие обычаи и нормы морали. Интенсивно развиваются пенсионное законодате­льство, законодательство об охране окружающей сре­ды, трудовое законодательство, а также процессуаль­ное всех видов. Мусульманская правовая семья – Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан. Имеет теологическую основу, основываясь на божественном происхождении государства и права. Мусульманское право – шариат – система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права – Аллах, передавший его через пророка Мухаммеда. В праве проявляется воля всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение законодателем не допускается. Задача законодателя – открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново. Система источников имеет 4 звена: Коран – речи и проповеди пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной фрме Сунна – биографическое описание жизни и деятельности пророка, его поступки и высказывания Иджма – общепризнанные толкования Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями (муфтиями), судьями и исламскими учеными-правоведами Кийас – суждение по аналогии При отправлении правосудия судья не опирается на источники – Коран и Сунну, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. Мусульманскому праву присущи ортодоксальность (неуклонная последовательность учению), консервативный характер, мало поддается модернизации и реформированию. Его характеризует казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов над дозволениями.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...