Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гражданское общество и правовое государство



Правовое - так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

Гражданское общество - необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу. Это - общество граждан, каждый из которых понимает своё место в обществе и государстве.

Обе категории являются идеальными (как абсолютный ноль, бесконечность и т.д.). При этом соотношение гражданского общества и правового государства подобно (и есть!) соотношению идеального общества и идеального государства, в котором каждый выполняет свои функции. И если правовое государство - идально отлаженная машина компромиссного управления, то гражданское общество представляет собой рулевого. Взаимодействие этих институтов чрезвычайно правильно и справедливо.

Правовое государство.Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поискиболее совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, таки для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Задача государства состоит в том,чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные ученые Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоженашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективныхфакторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым концепциям государства. Признаки правового государства. 1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.). 2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственностьгосударства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления. 1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон.2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут ринадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства. 3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены. 3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только поформе и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. 4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражаетсуверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Гражданское общество. В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-разному. Вот несколько определений этого термина, но основная идея, конечноже, у них одна. Гражданское общество – это: 1) наличие собственности в распоряжении людей индивидуальное или коллективное владение); 2) наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии; 3) высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества; 4) законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства. Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право начастную собственность. По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии.Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений. Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством,при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Признаки гражданского общества. высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью; широкие связи между членами общества; наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества; децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; согласование позиций вместо конфликтов; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность. Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданскоеобщество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества. Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества оразумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Практика становления правового государства в России. "Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип"правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционны суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иныхгарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии. В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним изнаправлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства. Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. ¦ Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека. На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем,насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система права. Поэтому скажем так: На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации. 35. Виды понимания. Методологические подходы к анализу природы права. Юридическая наука четко определяет свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных отношений – нормативность, связь с государством. Сущность права видися в обеспечении или разграничении жжизненных интересов людей, в выражении их воли, в установлении определенного порядка общественной жизни. Новый подход к праву состоит в попытке уствновитьразличие между правом, как объективным явлением общественой жизни и законом,как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правовогозакона. Такое правопонимание исходит из того, что право и закон всегдасовпадают, но это не всегда так, т.к. закон может быть противоправным.Концепция современного правопонимания исходит из естественных правовых,материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремилисьвыявить в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от другихрегуляторов общественных отношений. Такой принцип называется принципомформального равенства. Правовое равенство означает формальную независимость исвободу людей в их отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяетсяна всех субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мерасвободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражаетприсущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумяфакторами – противопоставлением права и произвола, соответствие законаобъективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон, считают,что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. Правовойзакон характеризуется следующими признаками: это выражение и закреплениеобъективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в себе принципформального правового равенства он учитывает и охраняет интересы тех, ктонаходится за пределами правового равенства, это составная часть объективноскладывающегося в данном обществе права. Правовой закон – антипод произволу,реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

Самые большие разногласия в правопонимании возникают при определении права как идеального и реального объектов познания. В этом смысле можно выделить два основных подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический. Эмпирический подход предполагает изучение во всем ого историческом многообразия и выделения на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм и обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др. Однако, остается большое количество спорных и неясных вопросов. Например, обычное право или мусульманское право-это все-таки право по своей сути или принципиально иные системы регулирования общественных отношений, имеющие лишь внешнее сходство с правом. Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм. На трудность решения этих вопросов указывали многие философы и правоведы, но наиболее точно суть проблемы сформулировал И.Кант. Он считал, что вопрос «Что такое право?» может смутить любого правоведа, если ответ искать в эмпирической действительности. Всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое, останется тайной, если хотя бы на время не оставить в стороне эмпирические принципы и не поискать ответ на этот вопрос в одном лишь разуме. Заслуга И.Канта состоит в том, что он указал не необходимость поиска всеобщего критерия, на основании которого можно отличать права от произвола. Метод противопоставления эмпирического и априорного видов познания имеет давнюю философскую традицию. Суть данного метода состоят в разделении всего существующего или познаваемого на мир чувственный, телесный, эмпирический и мир идей, которые познаются только разумом. Причем в философском представлении идей – это не голые абстракции, игра воображения или отражение реальности, а самостоятельно существующая абсолютная сущность, образ истинной действительности. Эмпирически мы постигаем только копию, тень, искаженное отображение истинных вещей; разумом – истинное бытие, абсолютную действительность. Рационально-идеалистические методы познания имеют много философских оттенков и направлений, основу которых составляет умопостижение сущности познаваемого явления. В подобного рода исследованиях признается как аксиома, что существует универсальное определение права, выражающее его сущность и задача ученых состоит в том, чтобы раскрыть идеальную природу права. При этом постулируется также то, что право по своей сути должно быть благодатным, справедливым, нравственным, морально верным, обеспечивающим свободу и т.д., в противном случае оно недостойно своего имени. Логика подобных рассуждений проста: как же можно называть правом узаконенный произвол. При определении содержания и объема понятия «право» предметом (объектом) дефиниции могут быть право, воплощенное в действительность, и право как идеальная сущность. В последнем случае определяется не право, каким оно является в действительности, а право, каким оно должно быть. Соответственно, существуют и разные способы и виды определений права. Воплощенное в действительность право – это всегда позитивное право. Основными способами определения позитивного права являются: определения права по источнику его происхождения; определения права по содержанию. Определения позитивного права, как правило, носят формально-логический характер, основным видом которого является определение через род и видовое отличие. Рационально-идеалистические дефиниции права – это определения права через другие философские категории, которые не являются родовыми по отношению к праву. Если быть точным, это вообще не определения, а приемы раскрытия содержания понятий, сходные с определениями. Возвращаясь к поставленным в начале этой лекции вопросам, а именно: 1) в чем причины множественности определений права? 2) можно ли в принципе создать синтезированное, универсальное определение права? следует сделать следующие выводы. Во-первых, еще никому не удалось дать достаточно удовлетворительное определение права. Множественность его определений объясняются различными формально-логическими, гносеологическими и методологическими подходами к определению права. Плюрализм эпистемологий, лежащий в основе этих определений, с неизбежностью приводит к различным видам определения права. Во-вторых, право как объективное явление, которое подлежит определению, по своей природе не является универсальным феноменом. Следовательно, неуниверсальность права как принципа социальной регуляции исключает возможность его универсального определения. В-третьих, несмотря на значительную роль определений в юридической науке и практик, их научно-познавательная ценность относительна. Как известно, дефиниции не могут дать больше того, что они в состоянии выразить. В-четвертых, для таких сложных социальных явлений как право не существует единого, тем более единственного определения. По этому при изучении сущности права возникает необходимость ограничения объема данного понятия. Определению подлежит не право вообще, а конкретный вид права. В широких определениях права нарушаются не только законы формальной логики, но онтологические, гносеологические и методологические принципы определения сущности права.

36. Теории происхождения права. Основные концепции (школы) современного правопонимания

К наиболее известным и распространенным теориям происхождения права относятся:

Теория естественного права. Представители этой теории: Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, М.Ф. Вольтер, А.Н. Радищев, СЕ. Десницкий и др.

Г. Гроций утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т. е. то, «что согласно с природой общества разумных существ». Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами (право на жизнь, например).

Историческая школа права. Представителями исторической школы права были: К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Г. Гуго. Право, поучению К.Ф. Савиньи, — продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Служа выражением «общенародного убеждения», оно растет и развивается органически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобно языку. Право стоит в тесной связи со всей остальной культурой народа: его нравами, учреждениями, искусством и т. д., — и развивается вместе с развитием последних. Источниками права, поэтому являются не закон и законодатель, а обычай или наука, выступающая вместо обычая там, где по сложности жизни последний не поддается непосредственному наблюдению, где раскрытие «общенародного убеждения» требует специальных, технических приемов. Эти последние состоят в изучении истории права, в которой проявляется деятельность «народного духа», и в особом методе разработки добытых положений, выработанном I римскими юристами. Историческая школа права объясняется в особенности влиянием на развитие права исторически сложившегося быта. Историческая школа права выставила идею закономерности и непрерывности (постепенности) юридического развития. Эту теорию общественного детерминизма рассматривают теперь как излишнюю крайность; вместо неопределенного понятия «народного духа» как творческого фактора общественной жизни современная наука выставляет более наглядные и определенные исторические силы.

Марксистская теория права основывается на правильном материальном подходе к этому процессу, но при этом преувеличивается связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием.

Примирительная теория права. Ее придерживаются западные научные круги, Г.Д. Берман, Э. Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определенные правила, которые устанавливали различные санкции, все это усложнялось, и таким образом возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.

Регулятивная теория права этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

Из теорий сущности права можно выделить:

нор мативистскую теорию. Сторонники нормативистского направления (Г. Кельзен) утверждали, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения». Задачи юридической науки они видят в формально догматическом анализе правовой нормы, изучении ее внешнего строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительными и материальными условиями жизни и интересами индивидов. В провозглашении идеи законности и признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этой теории проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности, и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследований сущностных проблем права;

социологическая теория. Социологическая школа права является одним из основных направлений правоведения XX в. Представители этой школы концентрируют свое внимание на изучении «живого права», т. е. системы поведения людей в сфере права. Основателем социологического направления юриспруденции является Е. Эрлих, книга которого «Социология права» представляет собой систематизированное изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд;

теория солидаризма. Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Л. Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательному для всех нормативному порядку, вытекающему из общей солидарности. В трактовке Л. Дюги социальная норма — это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Отвлекаясь от формальных признаков права, данная теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага;

либергарную и этическую теории. В современной российской теории права получило развитие понимание сущности права как меры свободы («либертарная теория» — B.C. Нерсесянц) либо справедливости («этическая» концепция — Р.З. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права. То есть право и закон здесь четко разведены.

Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции РФ.

Воплощение идеалов свободы и справедливости — цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин свое поведение.

37. Юридический позитивизм
В результате революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно связанного с регулированием товарно-денежных отн-ний Основные пр-пы гр-нского об-ва воплотились в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены отказ бол-ва буржуазных теоретиков от идей ест-го права и их критика. То и другое нашло выражение в юр. поз-ме, выступившем против дуализма теории ест-го права, т.е против представления о сущ-и рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права ест-го, требующего воплощения в закон-ве. Критика идей ест-го права содержалась в трудах Бентама, а отказ от этих идей продемонстрировали уже комментаторы послереволюционного закон-ва Франции Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Оно было направлено против оценки и критики позитивного, уже действующего права гр-нского об-ва с позиций ест-го права, еще сохранявшего ряд романтических иллюзий революционной эпохи.
К критике ест–правовой теории юр. поз-м подошел иначе, чем ист-ая школа права. В. отличие от последней, поначалу использовавшей терминологическую оболочку опровергаемой теории (ест-е право в трактовке Г. Гуго тождественно позитивному), юр. поз-м с самого начала пр-пиально отрицал иное право, кроме позитивного. В поле зрения юр. поз-ма — не ист-и сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы правоведения. Наконец, отождествление права с законом (»тексты закона дают право») обусловило распространение юр. поз-ма по мере ликвидации феодальных институтов и воплощения буржуазных правовых пр-пов в нормативных актах
Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель аналитической школы Джон Остин. Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Остином континентальный поз-м видел источник права в суверенной власти, в гос-венной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических, систематических.
Догма права, обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного развития гр-нского об-ва.
Сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в праве и правопорядке признавался лишь «физическим лицом», наделенным «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы самого чел-ка.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 639 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...