Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экономическое развитие греческих земель в III—II тыс. до н.э



III—II тыс. до н.э. на территории Греции обычно называют эпохой бронзы. В этот период бронзовые орудия труда распространяются и на островах Эгейского моря, и в материковой части, способствуя ускорению экономического развития и созданию первых государств.

На протяжении III тыс. до н. э. значительных успехов достигают металлургия и керамическое производство, где примерно с ХХIII в. до н. э. стал применяться гончарный круг. В сельском хозяйстве ведущие позиции занимает так называемая средиземноморская триада: злаковые (особенно ячмень), виноград, оливки.

Наиболее активно в III и первой половине II тыс. до н. э. развивались греческие острова, на которых особое значение получают морские промыслы, торговля, ремесла, в том числе и художественные. Кикладские мореходы поддерживали связи с землями, расположенными в бассейнах Эгейского и Адриатического морей, достигали берегов Испании, Дуная.

Основой экономики Крита и ахейских государств было сельское хозяйство, ведущей отраслью которого было земледелие, однако и животноводство (особенно овцеводство) играло важную роль. Среди ремесел основное значение имели металлургия и керамическое производство.

Экономическое развитие в ХІ—VI вв. до н.э.

Обычно ХI—IХ вв. до н.э. считали промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств.

Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации:

1) это Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного Азовского морей;

2) оформление полиса как особого типа общины.

В ХI—IХ вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерновые (ячмень, пшеница), виноград, оливки. По-прежнему создавались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим (особенно железным) сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле ХІ—ІХ вв. до н.э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство, как и в сельском хозяйстве, было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.

В VIII-VI вв. до н.э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополии хлебом. Во многих греческих полисах отказываются от выращивания зерновых, и основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок. Этому также способствует более широкое распространение железных орудий труда.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников. В Халкиде, Милеете, Коринфе, Аргосе, Афинах была особенно развита металлургия, совершенствованию которой в архаическую эпоху способствовало открытие техники пайки железа и бронзового литья. Важными центрами керамического производства были Коринф и Афины, здесь с рубежа VII—VI вв. до н.э. начинает производиться серийная продукция. Изготовлением текстиля славилась малоазийские греческие полисы, а также Мегара.

Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивалась очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья (особенно металл, лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно). Кроме того, колонии становятся посредниками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики. С конца VI в. до н.э. значительную роль начинают играть навклеры — владельцы и капитаны торговых судов.

Денежные отношения. На рубеже II—І тыс. до н.э. в связи с преобладанием натуральных хозяйств и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже VII—VI вв. до н.э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н.э. в Греции существовали две основные монетные системы — эгинская и эвбейская. Основой каждой системы являлся талант — весовая единица, которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине — 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм — серебряных монет. Эгинский стандарт был распространен на большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский — на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах — Коринфе и Афинах.

В архаический период наряду с денежным обращением развивалось ростовщичество, а несостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продать за границу.

2 – й вариант ответа
Ремесло́
— мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

9.Економічна роль міста-поліса (город-полис, русс.).

ПОЛИС (греч. polis — город-государство) — город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества в Древней Греции, опиравшаяся на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителей — граждан полиса. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество своих граждан, но и их права и свободы. Часть населения полиса не имела гражданских прав (метеки, периэки, вольноотпущенники, рабы). Важной особенностью полиса было совпадение политической и военной организаций. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим безопасность полиса. Каждый полис имел свой диалект, своих почитаемых богов и героев, а также свои деньги и календарь.

ПОЛИС (гр. polls город-государство) - форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древнем Риме, сложившаяся в VI11 - VI вв. до н.э. П. представлял собой крупный город с прилегающими к нему окрестностями. Территория П., как правило, была 100-200 км2, население 5-10 тыс. чел. П. составляли полноправные граждане, каждый из которых обладал земельной собственностью; др. же часть населения П. (метеки, периэки, вольноотпущенники, рабы) прав граждан П. не имела. Государственная организация П. могла быть различной: демократия, монархия, олигархия, тирания и т.д.

Поліс стародавньої Греції: його загальна характеристика

Поліс - місто, держава, особлива форма економічної і політичної організації суспільства. Територія полісу складалася з міських територій та з навколишніх їхніх землеробських поселень (хори).

Поліс виник в процесі боротьби з пережитками родового ладу, зростання товарно-грошових відносин, відокремлення ремесла від землеробства, загострення соціальної боротьби землеробів-общинників і торгово-ремісничих верств з родовою знаттю. Економічним базисом поліса була антична форма земельної власності, яка виступає завжди в суперечливій, двоїстої формі - як власність державна (громадська) і як приватна власність, причому остання звичайно обумовлена першим. Право приватної власності на землю мав лише повноправний громадянин поліса (громади), який був таким завдяки своїм походженням. Поряд з повноправними громадянами територію полісу населяли вільні, але неповноправні жителі - Метек, періеки, вільновідпущеники, які зазвичай займалися ремеслом і торгівлею, а також позбавлені всяких прав раби.

Поліс забезпечував колективу повноправних громадян право власності на землю та на рабів; обов'язком поліса була турбота про економічний підтримці громадян поліса; відповідно зовнішня і внутрішня економічна політика полісу спрямовувалася на відновлення дрібної та середньої земельної власності (виведення колоній і Клерухії). У полісі вводилися т.зв. літургії, роздача видовищних грошей, плата за несення військової і державної служб.

Всі громадяни від 17-18 до 60 років складали народне ополчення. Багаті і середні верстви суспільства служили вершниками і тяжкоозброєних пішими воїнами (гоплітов), а більш бідні - Легкоозброєними воїнами. Специфіка полісних відносин сприяла формування полісної ідеології, полісного патріотизму.

Політичне пристрій полісів при всій їх різноманітності являло деяку єдність. Державний апарат поліса складався з народних зборів (апелла, еклессія) повноправних громадян-чоловіків, ради (герусия, при, сенат) і різних виборних посадових осіб (магістратів). Народні збори - найбільш демократичний орган управління - було атрибутом всякого поліса. Воно здійснювало право громадянина керувати державою. Залежно від того, яку вагу в політичному житті вдалося придбати торгово-ремісничим верствам і хліборобам-общинникам в боротьбі з родовою знаттю, поліс міг бути або олігархічним (Спарта), або демократичною (Афіни). В економічному відношенні відмінність між полісами визначалося більшою чи меншою роллю хори, тобто співвідношенням між землеробством і ремеслом і торгівлею. Типовим землеробським полісом була Спарта; Корінф, що мав незначну хору, був типовим торгово-ремісничим полісом.

З встановленням рабовласницького ладу поліс стає формою рабовласницького держави. Однак зростання приватної власності, експлуатації рабської праці призводять до руйнування основної маси землеробів-общинників, розкладання античної форми власності, а отже до кризи полісу. Криза поліса в Греції (яка пережила період найвищого розквіту полісу в 5в. До н.е.) припадає до н.е.

10. Криза античної економічної системи. Колонат як перехідна форма економічних відносин періоду кризи рабовласництва.

1.12. Колонат и кризис рабовладения
Государство в Римской империи было гарантом политической и экономической стабильности. Армия являлась защитником государства от внешней угрозы. Должность принципата, а по сути императора, была ключевой, поэтому за нее постоянно шла борьба. Империя достигла огромных размеров, расширение ее границ стало нецелесообразным, поэтому армия перешла к обороне границ государства. В результате перестали поступать в страну дешевые рабы, военная добыча и само содержание армии легло на плечи страны. В период империи армия формировалась на контрактной основе, поэтому содержание армии было основной статьей бюджетных расходов. Средств не хватало, правительство изыскивало источники пополнения казны. Правительство повышало налоги, во II в. использовало порчу монет, что привело к инфляции, а положение не спасло. Государство вынуждено было перейти на натуральное обеспечение армии. Закупали продукты по ценам ниже рыночных или прибегали к реквизиции. Товарообмен был практически прекращен. Обесценивались налоговые поступления. Все это требовало кардинальных реформ. На рубеже III–IV вв. император Диоклетиан провел денежную реформу, но она не помогла. Была сделана попытка административно воздействовать на цены (эдикт 301 г.), но и это не помогло. Лишь переход на золотую основу стабилизировал денежную систему. Необходимость кардинальных реформ привела к трансформации государственной власти. Должность императора была преобразована в наследуемую монархию, а государственный строй – в доминат. Система классического рабовладения получила логически завершенный характер, в руках монарха была сконцентрирована вся власть. Для стабилизации финансовой сферы реформирование началось с разукрупнения провинций, что увеличило финансовое пространство, исчезло деление провинций на имперские и сенатские. По новой системе налогообложения налог был натуральным, единицей обложения стала «голова» (мужчина от 12 до 65 лет, женщина – половина «головы»), а также земельная единица с учетом плодородия и количество скота. Регулярно проводилась перепись, и на ее основе составлялся земельный кадастр. Налогообложению подлежали все слои населения провинций и жители Италии, кроме сенаторов и всадников, а в провинциях кроме членов городских советов и курий. На них была возложена обязанность сбора налогов, а недостающие суммы они должны были покрывать из своих средств. Торгово–ремесленное население облагалось по принципу «круговой поруки». Все ремесленные коллегии были преобразованы в податные органы, а ремесленникам и их детям запрещен был выход из коллегии. Выиграли от таких преобразований крупные поместья, находившиеся в стороне от городов: они были освобождены от надзора и им поручался сбор налогов на местах. В сельском хозяйстве широко использовалась система пекулия и клиентелы (колоната). Чтобы исключить возможность уклонения населения от уплаты налогов, был принят эдикт 332 г., запрещавший менять место жительства и свободным колонам, хотя их личная свобода сохранялась в отличие от рабов. К середине IV в. все население страны было прикреплено к месту, профессии, должности – это стало главным принципом государственной политики. Укрепление центральной власти стабилизировало обстановку в стране, возродилась в определенной мере торговля, но усилился сепаратизм провинций. В 395 г. огромная империя распалась на две части: восточную (с резиденцией императора в Константинополе) и западную (с правительством в Риме). В восточной части преобладали греческие традиции, это был развитый район. Западный район был аграрным со слабым развитием товарных отношений, переживал хозяйственный спад. В V в. варварские племена начали заселение западных районов Римской империи. В 476 г. императорская власть в Риме была упразднена, централизованное управление перестало существовать, Рим был завоеван германскими племенами. Константинополь не смог этому помешать, он добился лишь признания номинальной своей власти над вождями германских племен. Сохранившиеся на Западе поместья самостоятельно заботились о собственной защите, и именно они явились переходной формой хозяйства от системы классического рабства к феодальной системе.

Выводы


Формирование первых государств исторически длительный и противоречивый процесс. Главными системообразующими факторами становления и развития государств являются географические условия, особенности диалектики родоплеменного строя, единство экономических интересов и социальное противостояние разных слоев общества. Так, для Египта хозяйственный строй, основанный на системе бассейнового земледелия и ирригационных сооружениях, являлся определяющим фактором формирования государственности. Географическое положение страны с ее естественной изолированностью, защищенностью от внешнего воздействия создало условия для формирования особых черт египетской цивилизации. Государственное устройство определялось верховенством жречества во главе с фараоном, аграрной ориентацией хозяйственной жизни, подсобным развитием ремесла и торговли. Борьба между династиями и другими государствами определяла спады и подъемы развития экономики, что нашло отражение в своеобразии исторического и культурного наследия.

Определяющим фактором развития Древней Греции явилось создание полисной системы с разной хозяйственной ориентацией (торгово–ремесленные Афины и аграрная Спарта). Жизнь полиса характеризовалась двойственностью: с одной стороны, он представлял собой союз граждан, а с другой – социально–экономическое противостояние разных социальных групп постоянно порождало напряжение. Единство полиса обеспечивалось преобразованием государственных систем от иерархического строя до установления полной и прямой демократии. Процветание ремесленно–торговых полисов явилось базой для формирования системы классического рабства. Развитие рыночных отношений привело к стиранию различий между гражданами и негражданами. Экономическому подъему способствовала победа греков над Персией и создание морского союза. Ослабление союзнических обязательств и зависимость от внешнего обеспечения продуктами привели к экономическому и политическому кризису, что явилось основой ослабления Греции и разрушения полисной структуры. Кризис полисной системы, раздробленность сделали возможным превращение Греции в одну из провинций Рима.

Для Древнего Рима характерно противостояние двух социальных групп – патрициев и плебеев. Борьба между ними определяла характер преобразования форм государственности, особенности экономических отношений, основу которых составляли отношения землевладения. Захват чужих территорий, превращение завоеванных стран в провинции преследовали одну цель найти новые источники пополнения римской казны. Для Рима главным было не столько завоевание земель, сколько финансовая эксплуатация новых провинций. На это же были направлены и внутренние преобразования налоговой системы, основу которой составило поголовное прикрепление налогоплательщиков к месту, профессии, должности, исключавшее неуплату налогов. Преобразовывалась и система государственного управления от царского строя до республики и от республики до империи. Рим продемонстрировал расцвет системы классического рабства и его диалектику через формы пекулия и колоната в систему крепостничества.

11. Особливості економічної думки Стародавнього Сходу.

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» унаследованной еще от первобытных времен «традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции.
Памятники экономической мысли Д.В. – это как правило своды, законов и сочинения по искусству. Государственного управления, экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.
Одним из первых дошедших до нас политиков экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, которое состоит между фараоном и населением. В сплоченности этого слоя, автор видит залог успешного царствования.
Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий.
Основные течения общественной мысли. Др. Китая оформились в 4 – 3 веке до н.э. Огромную роль в истории сыграли докапиталистического Китая сыграло Конфуцианство. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись в целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая. Конфуций предложил программу тотального совершенствования человека. В 4 – 3 веке до н.э. у конфуцианских идеологов появилась оппоненты – пегисты. Пегизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственной развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления.
Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм. Основоположник – Дао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имущества. Социальная утопия даосов содержала элементы реакционности. Она по-своему отражал проходит народных масс, когда достижение цивилизации служили средствами их эксплуатации. Эти и многие другие идеи были присущи экономической жизни Древнего Востока.

Вариант ответа № 2

Хозяйство восточных цивилизаций часто называют азиатским способом производства, т.к. оно отвечает следующим критериям:

  1. чрезмерная государственная опека натурального хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы;
  2. ведущая роль в национальной экономике собственности государства.

Наиболее популярными источниками – памятниками экономической мысли цивилизаций Древнего Востока являются Древний Египет, Вавилония, Древний Китай и Древняя Индия.

В Древнем Египте человечество располагало двумя самыми ранними памятниками экономической мысли:

  1. «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» XXII в. до н.э., в котором приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством;
  2. «Речение Ипусера» XVIII в. до н.э., главная идея которого – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства.

Вавилония. Это древневосточное государство сохранило Кодекс законов, который действовал в стране в XVIII в до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально – хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из – за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Древний Китай. Древнекитайская экономическая мысль связана с именем Конфуция (551-479 до н.э.) и его сборником «Беседы и суждения», в котором он настаивал на мысли, что только образованный правитель, способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства; а также с идеями популярного в IV-III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы», главной задачей которого являлось равномерное распределение богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков и незыблемость сословного деления общества.

Экономическая мысль Древней Индии на протяжении IV-III вв. до н.э. заключается в трактате «Артхашастра» (учение о доходах), автор которого Каутилья, утвердил основные положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Согласно трактату, накопление богатства предполагает деление общества на рабов и свободных граждан, и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда.

12. Економічна думка Стародавньої Греції.

Крупный вклад в становление экономической науки внесли древнегреческие философы: Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам натурального хозяйства и рабовладельческого общества, которое называли классическим, или античным.

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он – сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой» («наука о доме» или «искусство управления домом»). Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия».

В работе Ксенофонта содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуатации рабов (включая элементы социальной демагогии и применения материальных стимулов).

Большой заслугой Ксенофонта явилось то, что он обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон (полезных свойств): удовлетворять определенную потребность человека, (т. е. быть потребительной стоимостью) и способности к обмену (делающей товар меновой стоимостью).

Ксенофонт, как отмечалось выше, был сторонником натурального хозяйства, а также противником ростовщичества. Но при этом он признавал полезность денег, указывал на наличие у них функций средств обращения и средств платежа.

Другой античный мыслитель – Платон (428–347 гг. до н. э.), ученик Сократа, разработал проект идеального государства. Проект предусматривал сословную дифференциацию общества. Общество должно было иметь следующую структуру:

  1. философы, которые управляют государством;
  2. воины, функцией которых является защита государства от внешних и внутренних врагов,
  3. работники (крестьяне и ремесленники), которые поддерживают государство материально.

Рабов он не относил к какому-либо сословию, так как они являются собственностью свободных граждан. Платон проповедовал уничтожение частной собственности.

Все граждане, согласно Платону, в идеальном государстве могут получить дом и земельный надел без права распоряжения им, т. е. его нельзя было продавать или покупать. Представляет интерес и такое правило, характеризующее идеальное общество Платона, – не должно быть слишком большой имущественной дифференциации граждан: имущество граждан не должно отличаться по объему более чем в четыре раза. Граждане не должны иметь золота и серебра, не должны заниматься ростовщичеством.

Экономи́ческая мысль Анти́чности нашла своё отражение в основном в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта,Платона, Аристотеля в V—IV вв. до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития общества[1].

Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия» и производный от него «экономика». Под экономией понималась наука, с помощью которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении труда, высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию экономической науки[2].

Экономическая мысль Древней Греции[править | править исходный текст]

Основная статья: Экономическая мысль Древней Греции

Известным представителем экономической мысли Античности является древнегреческий философ Платон. Экономические вопросы были рассмотрены им в двух трудах: «Государство» и «Законы». В первом описывалось идеальное государство, во втором — более реальное. Причинами возникновения государства он считал необходимость удовлетворения повседневныхпотребностей населения и обмен. Государство может существовать долго лишь в том случае, если оно основано нанатуральном хозяйстве, и деньги имеют ограниченный оборот. Справедливым государством Платон считал такое, в котором каждый житель занимается тем, к чему больше расположен[1].

Развивая мысль о справедливом государстве, Платон выявил 3 добродетели человека: мудрость, мужество и сдерживающую меру. Соответственно, обладающие мудростью должны быть чиновниками, мужеством — Воинами, сдерживающей мерой — свободными гражданами. Не обладающие ни одной из добродетелей должны быть рабами. По мнению Платона, чиновники и воины не должны иметь частной собственности, чтобы они не отвлекались от заботы о государстве, напротив, крестьяне и ремесленники должны иметь частную собственность, так как это побуждает их больше трудиться[3].

В своих трудах Платон пришёл к пониманию того, что при обмене товарами происходит их приведение к соразмерности и единообразию. Были догадки о том, что деньги выполняют не только функции обращения и накопления богатств, но ещё и функцию меры стоимости. Платон одним из первых поставил вопрос об основе и уровне цен, считая, что цены должны регулироваться государством и находиться на уровне, обеспечивающем получение умеренной прибыли[3].

13. Економічний розвиток східнослов’янських народів

В VI в утверждается название \"славяне\" Это отмечают византийские авторы, в том числе Иордан в труде \"О происхождении и деяниях готов\" (551) и Прокопий Кесарийский в \"Истории войн\" (550 - 554) 1 В пер период Великого переселения народов в V-VII вв сформировались три большие ветви славян: восточные, западные, южныеслов'ян: східні, західні, південні.

В VI-VII вв на территории Украины известны три восточнославянских археологические культуры: пражская, которую связывают с племенами склавинов, территория которых занимала лесостепную Украины (распространилась также на то еритории Словакии, Чехии и Моравии) пеньковская, население которой, известное под названием анты, жило между средним Днепром и средним и нижним Днестром, колочинская на территории Верхнего Поднепровья и бассейнов Десны и Сейма, а также на землях балтов и угрофинив.

Название \"анти\" в первые годы VII в исчезает Считается, что антский политический союз был разгромлен аварами, часть антов переселилась на Балканы, другая - объединилась со склавинами, приняв их название

Это был период ранньоцивилизацийних обществ, в которых начался переход от территориальной земледельческой общины к сельской территориальной общины, называлась вервь (\"мир\", \"Люди\") с алодиальною собственностью отдельных домохозяйств Общество состояла из дворов (10-15 дымов-хозяйств малых семей одной большой патриархальной семьи), объединенных соседством и экономическими связями В исторической литературе двор описывается как единый самостоятельный жилищно-хозяйственный комплекс с полями, сенокосами, лесами, реками, озерами и т.д. Большинство ученых утверждает, что земля переходила во владение малых семей, которые образовывали самостоятельные хозяйства (домохозяйства) и вытесняли большие патриархальные семьи Лишь отдельные сельскохозяйственные работы выполнялись в союзе Альенде (выпас, лугами, леса мы, водоемами) общинники пользовались совместно Общество сохраняла право собственности на землю, выполняла административно-судебные функции Развивалось имущественное и социальное расслоение, связанное с фор нием институтов княжеской власти, образующих старейшин с родоплеменной верхушки и дружинной организации Политический строй славянских племен раннего средневековья имел признаки государственных образований (тер иториальних военно-политических союзових воєнно-політичних союзів).

В VIII-IX вв на основе племенных союзов, известных по этнополитической картой \"Повести временных лет\" 1, формируются территориальные объединения - земли-княжества Политическая федерация союзов племен (полян, Север ян, древлян, уличей) известна в исторической литературе как государственное образование Русская земля с центром в Среднем Поднепровье Тогдашний общественно-политический строй имел характер военной демократии Восток нословьянськи племена на территории Украины представлены археологическими культурами типа Луки-Райковецкой, волинцивськои, Роменскийої, роменської.

Продолжалось переходный период утверждения сельской территориальной общины-верви с экономически самостоятельными домохозяйствами и алодиальною частной земельной собственностью Аграрные отношения характеры изувалы \"окняжиння\" (огосударствление) земель в пределах отдельных княжеств, развитие частно-индивидуального хозяйства, усиление земельного неравенства, преобразования крупной земельной собственности на главный богатство, сохранение собственности общины на пахотные земли и Альенде Формировались отношения личной зависимости и подданства; углублялось имущественное и социальное расслоение Продолжался процесс форми ния племенной и военной знати - она??обогащалась, присваивая значительную часть военной добычи, захватывая земли общины, взимая дань с населения, вследствие развития внутренней и внешней торговли Было распространено рабство, имело ярко выраженные патриархальные признаки, источником его были войны Рабом мог быть только иноплеменныхше іноплемінник.

В сельском хозяйстве распространилось пашенное земледелие с двупольные системой Ремесло было самостоятельным видом деятельности; формировались специализированные ремесленные центры Появились укрепленные поселения - гора одища, или протогорода (первобытные города) Они были административными, военными, религиозными центрами племенных княжеств и сельскохозяйственной округи Распространялась ремесленная и торговая хозяйственная деятельность в протогородастах.

Торговлю восточнославянских племен в научных трудах называли торговлей \"арабского периода\", поскольку она имела транзитно-посреднический характер между Арабским Востоком и Византией, а также Северо-В необходимость Европой Один из древнейших торговых путей - \"из варяг в греки\" - совмещал Балтийское море с Черным Главными предметами торговли славян были мех, воск, мед, рабы Ввозили дорогие тканей и, книги, вино, столовая посуда из глины, стекла и металла, бусы, жемчуг, бронзовые фибулы, янтарь, оружие, овощи, пряности, зброю, овочі, прянощі.

Ученые считают, что вече племени распоряжалось племенным сокровищем (зародыш казны), куда передавали часть военной добычи, поступлений от пошлин, судебных штрафов, дани Часть поступлений сосредоточила ася княжеской казне, в которую поступала продукция собственного хозяйства князейя.

Таким образом, хозяйство восточнославянских племен характеризовалось переходом к территориальной громаде с частной земельной собственностью и индивидуально-частным хозяйством, развитием ремесла, м городов и торговли Начался процесс формирования феодальных относин.

14. Економічні погляди раннього християнства. Августин Блаженний.

Ярким выразителем экономических взглядов раннего христианства был известный христианский теолог Августин Блаженный (354 - 430).

Он проповедовал необходимость труда для всех, говорил, что, создав мир, Бог велел человеку работать, и ссылался на слова апостола Павла: «Как кто не хочет работать, пусть и не ест». При этом очень важно, что физический труд Августин считал и-кой же почетной, как и труд умственный. Работу кузнеца, строителя, сапожника он называл «чистым и честным ремеслом». Но более всего Ав-плотностей уважал работу на земле. Он называл земледелие «чистым среди всех искусств». К торговле в Августина отношение было совсем другое. По его мнению, цель купца -одноразовая посуда оптом. Августин считал это очевидным изъяном и осуждал. Против рабства он не выступал. Задача церкви, по его мнению, заключалось не в том, чтобы освободить рабов, а чтобы сделать их добрыми. Вообще раннее христианство как религия обездоленных, бесправных и угнетенных воплощало мечты о равенстве и справедливости, о честное, трудовую жизнь.

Таким образом, экономическую мысль античного мира следует рассматривать, с одной стороны, как продукт особой исторической эпохи, а с другой - как ряд идей, которые получили развитие в последующие периоды и вошли в золотой фонд экономической науки. Важным достижением античной экономической мысли является выяснение принципов натурального и отдельных элементов товарного хозяйства. В центре римской экономической мысли всегда стояли вопросы организации рабовладельческого хозяйства и управления им. Среди проблем, отраженных в произведениях античных авторов, основной была проблема рабства. В толковании рабства экономическая мысль античности эволюционировала от понимания его как природного явления к критике и признание всеобщего равенства людей (в идеях раннего христианства.

Вариант ответа № 2

К этому времени относится деятельность видного идеолога христианской церкви Аврелия Августина Блаженного (354—430 гг.). Августин принадлежит к сравнительно раннему периоду христианства — IV—V вв. Он является одним из отцов церкви. Наследие его — часть патристики, т.е. трудов отцов церкви.
Августин стоит между античностью и средневековьем. Он родился в 354г. в Тагасте (Нумидия). Отец его был римским патрицием, язычником, мать — христианкой. Он впитал и римскую, и христианскую традиции, отличался образованностью, освоил греческую и римскую философию, особенно сильное влияние на него оказал Платон. Августин преподавал

в родном городе грамматику, затем в Карфагене и Риме риторику. В 387г. он крестился, в 388г. вернулся в Африку, а в 395 г. стал епископом Гиппона и на этой должности оставался до конца своих дней. Гиппон был осажден вандалами, и Августин молил Бога, чтобы он призвал его к себе, если епископский город не удастся спасти. Молитва его была услышана и он умер во время осады в 430г. Самое знаменитое сочинение Августина «Град Божий» писалось с 413 по 426г. Импульсом для него послужило взятие Рима вождем остготов Аларихом в 410г.
Мировоззрение Августина основано на христианской мистике и мифологии. История человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, который Богу известен, а людям — нет. История начинается с грехопадения Адама и Евы и заканчивается страшным Судом. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь «Град земной» — результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество. На нем лежит печать предопределения. Греховный «земной град» рушится. Падение Рима тому сигнал. Но гибель Рима — это не конец истории. Августин связывает надежды с так называемым «Градом Божьим». Это условное, символическое обозначение общины проповедников, следующих не земным, а божественным установлениям. Прямого отождествления с церковью Августин избегает, но церковь, по его словам, «предизображение небесного Града». Августин говорит, что всегда существовало два рода человеческого общения, два «града». В одном люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу, во втором — по духу, здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе.
Идея предопределения не мешает Августину разделять некоторые представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но все эти процессы обусловлены божественной волей. Августин говорит, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Стремление к объединению приводит к
«общественному договору». Некоторые считают, что употребление этого термина было новеллой Августина. С общественным договором он связывает представления о взаимных обязанностях. В семье власть принадлежит лучшему — отцу. Политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей. Но в это рациональное объяснение вторгается Божья воля: короли не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им ни по крови, т.е. наследству, ни по выбору, власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях (исключительных) Бог сам назначает правителя — так было с народом Израиля, в других — его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. Здесь божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Что касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми.

Интересы взгляды Августина на собственность. На него влияли представления ранних христиан о том, что у верующих все должно быть общее. Августин полагал, что в естественном состоянии у людей была коллективная собственность, каждый мог брать из общего запаса то, что ему было нужно. Все, что сверх индивидуальных потребностей, принадлежало обществу и использовалось в его интересах. Частная собственность дает возможность человеку удовлетворить свои потребности. Все, что сверх необходимого, должно принадлежать всем. Абсолютное право на частную собственность, разработанное в совершенстве римскими юристами, первыми христианами не признавалось. Собственность — человеческое установление и как оно было людьми введено, также может быть и отменено. Правда, Августин считал, что некоторые виды собственности были учреждены не людьми, а Богом, и владеть ею могут только благодетельные люди. Имелось в виду имущество церкви, которое должно было быть использовано для общего блага.
Отношение церкви к государству, духовной власти — к светской — главная проблема, занимавшая Августина, в этом его вклад в историю
политической мысли, в этом он первооткрыватель. Теория разделения двух царств — «Града Божьего» и «Града земного», или двух властей, — нашла у Августина свое лучшее выражение.
По его мнению, светская власть и церковная — различны, и каждая обладает суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но между ними есть и точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку. Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь, воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности.
Церковная власть, по Августину, — высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве пап смещать королей и императоров, т.е. по существу о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении — именно разделение двух властей.
Впоследствии папский престол занял иную позицию. Папы возомнили себя владыками мира. Григорий VI в XI в. считал власть королей законной, только если они подчиняются папе. Он уподоблял королей и императоров епископам, которых папа назначает. Ему же принадлежит уподобление папской власти Солнцу, а королевской — Луне. Такая тенденция получила название «политического августинизма», но это незаслуженно. Для Августина как раз была характерна умеренная позиция по вопросу о соотношении духовной и светской властей. И в этом плане он — один из лучших представителей христианской политической мысли. Его авторитет оставался незыблемым до появления в XIII в. другого светила теологии — Фомы Аквинского.

15. Етапи розвитку феодалізму у Західній Європі.

1. Возникновение и развитие феодальных отношений в Западной Европе

В западноевропейских странах феодализм прошел три этапа развития. Первый этап (V - X вв.) - период генезиса (становления) феодализма, время возникновения феодального землевладения и государств феодального типа. Второй этап (XI - XV вв.) - период становления феодальных отношений, развития феодальных городов, зарождение товарного производства, эпоха феодальной раздробленности и формирования абсолютистских монархий. Третий этап (конец XV - первая половина XVII в.) - период разложения феодальных отношений, интенсивного развития товарного производства, укрепление экономических связей между регионами и странами, возникновение мануфактурного производства.

Процесс становления феодального хозяйства ярко прослеживается на примере Франкского королевства (VI - X вв.). Франки, что представляли собой племенной союз - объединение нескольких германских племен, делились на две группы: салических франков, которые жили на территории нижнего Рейна, и ринуарських франков, которые жили южнее, на берегах Рейна и Мааса.

Города Северной и Средней Италии - Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Лукка, Равенна, Болонья в IX - XI вв. стали городами-государствами. Типичной была борьба Милана. В XI в. власть графа изменилась там властью архиепископа. Борьба с сеньором сплотила и популірів и нобилитет. С 50-х гг. движение граждан стал гражданской войной. Она переплелась с еретическим движением - выступлением вальденсов и катаров. Наконец, в XI в. город получил статус коммуны. Во главе его стали совет консулов из привилегированных граждан - представителей купеческо-феодальных слоев.

В Германии были имперские города - подчинялись императору, но фактически были республиками - Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне. Ими управляли городские советы, карбувалась монета.

Много городов Северной Франции - Лем'єн, Сен-Кантен, Нуайон, Бове, Суассон, Лан и Фландрии - Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас и др. стали городами-коммунами в результате длительной и кровопролитной борьбы с сеньорами. Они избирали совет, во главе ее - мэра. Сеньору такие города платили небольшую ренту, а в случае войны выставляли вооруженный отряд. Города-коммуны сами выступали в роли сеньора относительно окружающих крестьян.

200 лет продолжалась борьба за независимость м. Лана. Сеньор - епископ Годри установил тяжелые поборы и судил горожан - вплоть до убийства. Жители Лана купили у епископа хартию, но епископ решил, что она невыгодна, дал взятку королю и отменил ее. В 1129 г. в Лани - восстание. Годри убили. Только в 1331 г. король взял Лан под свое управление.

Не было коммун в Англии, но с помощью выкупов английские города в XII - XIII вв. добились для себя вольностей. 18 городов имели право "возвращенного указа”, по которому даже шериф не имел права вмешиваться в городские дела. "Городское воздуха делало человека свободным”. Мелкие города зависели от сеньоров, даже несли барщину, брачную повинность, смертный сбор.

В Европе сложились мещане как прослойка. Бюргеры - от "бург” - город - сначала все жители городов. В XII - XIII вв. - только состоятельные, принимавших участие в управлении[5, c. 102-104].

Вариант ответа № 2

Феодализм в западноевропейских странах прошел три этапа:

1.) V - X вв. - раннее средневековье, в котором сформировались и утвердились определяющие черты феодального хозяйства (период генезиса);

2.) XI - XV вв. - период зрелости феодального хозяйства, внутренняя колонизация, развитие городов, ремесла и товарного производства;

3.) XVI - первая половина XVIII в. - позднее средневековье, в котором зарождается рыночное хозяйство, использовались энергия ветра и год, уголь и древесина, появляются признаки индустриальной цивилизации.

2. Возникновение и развитие феодальных отношений в странах Западной Европы.

Становление феодальных отношений в странах Западной Европы имело свои особенности. К примеру, в Италии, Франции, Испании, Византийской империи период становления этих экономических отношений называют романским (сформировались на основе социально-экономического наследия Римской империи и хозяйственных достижений германских племен); в Англии, Германии, скандинавских и славянских странах переход к феодальных отношений состоялся на основе разложения родоплеменных и общинных отношений.

Причины феодализации были характерны для всех западноевропейских государств:

- в генезисе феодализма большую роль сыграл уклад, унаследованный от Римской империи (колонат, патронат, земледельческое рабство, крупная земельная собственность);

- немалую роль сыграли зародыши феодализма, которые развились у германцев (рабство, напівсвобода, патронатные отношения, дружинный строй, наличие родовой служилой знати);

- зародыши феодализма у германцев развились в настоящий феодализм “благодаря воздействию производительных сил, найденных в завоеванных странах”;

- варварские завоевания привели к дальнейшей натурализации и аграризації экономики;

- католическая церковь и светские землевладельцы широко практиковали систему прекаріїв (крестьянин, чтобы защитить себя вступал под патронат феодала);

- ранньофеодальна государство в лице королей широко практиковала раздачу земель сначала на условии бенефиция (земельное пожалования при условии несения военной службы, которое не передавалось по наследству), а потом лена (который передавался по наследству);

- закріпаченню общинников способствовали феодальные междоусобицы, набеги арабов, венгров, аваров, норманців. Классическим образцом феодального общества считается французская модель, хотя в каждой стране процессы феодализации имели свои особенности. Становление средневекового хозяйства ярко прослеживается на примере королевства франков (V - IX вв.), которое было создано германскими племенами франков на территории бывшей римской провинции - Северной Галлии (современная Франция), а с VIII в. овладело большую часть Западной Европы.

В V - VШ в. во Франкском королевстве происходит преобразование родовой земледельческой общины в соседскую-марку, в которой преобладало индивидуальное семейное хозяйство - основная производственная звено франкской общины. Права отчуждения (свободного распоряжения) земли франки не знали. Вся земля находилась в коллективной собственности общины. В наследство (сыновьям, братьям, умершего франко)передавались наделы пахотной земли, сады, виноградники, участки леса, луга и пастбища. Постепенно наследственные наделы увеличивались и превращались в аллод - частную семейную собственность, которая свободно отчуждалась - продавалась, обменивалась, заповідалася и дарилась без разрешения общества.

В VШ - IX в. аграрные отношения прошли сложную эволюцию, связанную с усилением роли государства в экономической жизни. Король Карл Мортелл (714-751) провел военно-аграрную реформу, которой предоставил воинам-рыцарям пожиттєві земельные наделы - бенефиции - при условии выполнения ими военной службы. Так сложилось бенефіціальне-условно-служебное землевладения, которое основывалось на сеньойоріально-вассальных отношениях. В IX в. вассальная служба стала наследственной. Бенефиций превратился в лен - основную наиболее распространенную форму землевладения эпохи средневековья. Феодальное хозяйство утверждалось и развивалось в пределах поместья - сеньории (несколько сотен гектаров). Земля делилась на домен, где хозяйничал сам землевладелец и крестьянские наделы. С ростом крупного землевладения формировалось феодально зависимое крестьянство: сервы (потомки бывших рабов, колонов), свободные франкские солдаты, мелкие галло-римские землевладельцы.

Были распространенными прекарні соглашения, согласно которым земля свободного мелкого собственника отчуждался в пользу сеньора или церкви, а потом возвращалась крестьянину в пожизненное пользование как земля, изданная на просьбу. Соглашения предусматривали обязанности сеньоров в отношении крестьян.

Итак, в V - IX вв. во Франкском государстве сформировалась классическая форма феодального служебного землевладения и сеньйоріально-крестьянских отношений. Мелкое хозяйство франков вытеснило феодальное поместье сеньора - замкнутое натуральное хозяйство, владелец которого имел всю полноту власти на своей территории.

Своей зрелости феодальные отношения достигли в странах Западной Европы в XI - XV вв.. Господствовала феодальная земельная собственность трех типов: - королевская, светская, и церковная.

С XIII в. во Франции, а затем и в других странах начинается кризис барщинного системы. Феодалы осуществили массовый перевод закрепощенных крестьян с барщины на натуральный, а впоследствии - на денежный оброк (“коммутация ренты”).

В XIV - XV вв. феодальные хозяйства вовлекается в товарно-денежные отношения. Появляются новые экономически-правовые формы взаимоотношений между феодалами и крестьянами - аренда, найм, ориентированные на рынок.

16. Становлення феодальної власності на землю.

Постепенно государственные повинности превращались в феодальную ренту. Феодалы (князья, бояре, воеводы) начали осваивать пустые земли с помощью своих рабов (холопов) и зависимых крестьян. В княжеском хозяйстве использовался труд военнопленных рабов, а также крестьян-смердов, продавших себя за долги или вступивших в брак с холопкой (рабой) без заключения особого договора с её господином. Князь обычно наделял смерда землей и облагал налогом в виде барщины или оброка. Таким образом создавались целые деревни.

С точки зрения феодального территориально-хозяйственного устройства сельского хозяйства складывалось постепенно новое образование — вотчина. Центр её — усадьба, господский двор, несколько деревень (сёл) с определённым количеством дворов. Складывалась и своя будущая иерархия. Огнищанин — это управляющий вотчиной, приказчики — тигуны. И в каждом селе, деревне — сельские старосты.

Наряду с княжеским и боярским развивалось на Руси и церковное, монастырское землевладение. В конце X в., особенно с принятием христианства, укрепляется крупное, феодальное землевладение церкви, где особое место занимает духовенство чёрное (монашествующее) и белое (мирское).

Образование и развитие феодальной земельной собственности на Руси продолжалось несколько столетий. Если узурпация первыми князями собственности родоплеменных славянских союзов началась в 5-6 вв. и завершилась в 7-8 вв., то образование боярского и церковного (монастырского) феодального землевладения относится к более позднему периоду: боярского — к 8-10 вв., а церковного — к 10-12 в.в. Наряду с основными двумя классами (феодалами и крестьянами) и другими социальными группами (вроде княжеских дружинников, тигунов, дворовой челяди, ремесленников) большая экономическая и политическая роль принадлежала классу (сословию) купцов и ростовщиков.

ВАРИАНТ ОТВЕТА № 2





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 464 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...