Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лад и Тональность



Лад - это взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.

Гамма - это звуки лада, расположенные подряд.

Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:

Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль Ля Си Сиb

Буквенные обозначения C D E F G A H* B*

Транскрипция [цэ] [дэ] [е] [эф] [гэ] [а] [ха] [бэ]

Буквенные Dur* moll* is** es** isis** eses**

Транскрипция [дур] [моль] [ис] [эс] [исис] [эсэс]

*При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c

**При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например:

C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль).

Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B

ЛАДЫ

Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)

Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие

Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля)

Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие

Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.

Ладовые разновидности мажора и минора

Мажор гармонический - понижается VI ступень (VIb)

Минор гамонический - повышается VII ступень (VII#)

Мажор мелодический - понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb)

Минор мелодический - при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.

Тональность - это высота лада.

Тональности бывают:

одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор

параллельные (две тональности - мажор и минор, имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор. Определяются таким образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III ступени.

энгармонически равные (одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор

Переменные лады, мажоро-минор и др.

Кроме описанных выше ладов, существуют лады, объединяющие в себе два лада. Тоники их проявляются в музыке чередуясь, поэтому они называются переменными ладами.

Один вид такого лада называется переменный параллельный лад. Благодаря общему звуковому составу параллельные мажор и минор могут сливаться в один лад. В таком ладе, чередуясь в процессе развития мелодии, проявляются две тоники: мажорная и минорная, они имеют два общих звука в составе своих трезвучий.

Другой вид переменного лада называется мажоро-минором. В нем чередуются или сопоставляются одноименные мажор и минор.

В музыке встречается минорный лад с двумя увеличенными секундами. По сравнению с натуральным минором в нем повышены IV и VII ступени. Его называют также дважды гармоническим ладом.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...