Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первобытное общество (до VI тысячилетия до н.э.). Первобытное (обычное) право



Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм.
Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе, что вело к очень низкой производительности труда. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.

Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие "первобытным стадом", под воздействием труда все более приобретали черты "общественного человека".
Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родоначальницы.
Весь род являлся носителем власти, которая не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.
Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.

Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.
Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам.
Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).

Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом.

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

Для родовой общины определяющими являются следующие признаки:

1) преобладание коллективного характера труда;

2) половозрастное разделение труда;

3) безусловная коллективная собственность на угодья и на получаемый с них продукт;

4) равнообеспечивающий принцип распределения продукта;

5) принцип коллективизма в решении общинных вопросов;

6) отсутствие каких-либо иных видов неравенства за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;

7) мифологическое восприятие мира, основанного на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).

Общие черты первобытного права. Для права, действовавшего в первобытном обществе, характерны две особенности: это, во-первых, Казуистичность права, или регулирование по принципу «если — то — иначе», и, во-вторых, объективизм, или стремление к точному уясне­нию того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений.

Эволюция (изменение) права совершает движение в следующих направлениях и в следующих формах право­вого регулирования и контроля: от неписаного права к писаному, от патриархальной семьи к индивидуальной и моногамной, от судей­ского посреднического миротворчества к стадии законодательной и судебной активности государственной власти или правителей пле­мен и протогосударственных властных образований.

Обычное право поначалу — это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования.

Первобытное право предполагает справедливое, чаще всего — мирное регулирование полезно-результативного общения, связанно го с разрешением личных и социально-групповых конфликтов, смягчаемых с помощью соблюдения требований равенства, безопас­ности, взаимной обязательности. Области нормативной регуляции обычного права:

• брачные обрядовые и Внутрисемейные родственные отноше­ния;

• поземельные отношения;

• основанные на дружеском доверии договорные обязательствен­ные отношения;

• преступления и наказания (запреты и дозволения).

К основным мерам и санкциям в первобытном обществе можно отнести осуждение со стороны общественного мнения рода-племени в лице соплеменников. В случае измены человек превращался в из­гоя, в «вольную птицу» (Fogelfrei), в человека «без роду, без племе­ни», и потому его можно было убить, как дикого зверя, по собствен­ной воле и безнаказанно. Существовали также месть и п римирительные процедуры и, наконец, штрафы («тариф поранений»).

Переход от мести к Композиции (букв, возмещение, т. е. выкуп) как альтернативе кровной мести произошел не без помощи публич­ной власти. В древно­сти месть грозила личности и имуществу обидчика. Когда обидчик скрывался, мститель ограничивался тем, что захватывал его имуще­ство. Со временем вместо фактического захвата имущества стало практиковаться добровольное согласие об уступке мстителю части имущества обидчика.

История происхождения наказаний. Наказания в первобытном об­ществе носят скорее моральный, чем правовой, характер и тесно Взаимосвязаны с религиозными дозволениями и запретами, а также общественным контролем за их соблюдением. Измена воспринималась как самое опасное преступление, кото­рое грозит гибелью для общины, и потому вызывала единодушное всеобщее негодование. Чародейство, вероятно, самое первое по времени и самое распро­страненное из всех первобытных преступлений. За причинение осознанного вреда чародейными средствами колдуну полагалась кровная месть или наказание смерт­ной казнью. Святотатство подразумевало убийство и употребление в пищу мя­са священного животного, в котором воплощалось племенное боже­ство. Самыми распространенными преступлениями против половой нравственности были кровосмешение и прелюбодеяние. Кровосме­шение, по существующим поверьям, оскорбляет духов и навлекает бедствия на всю страну, если в этом повинен царь, либо оскверняет всю деревню. Прелюбодеяние не везде считалось предосудительным, если оно добровольное (добровольная проституция девушек и женщин, хра­мовая проституция). Один из юридических терминов, которым его охарактеризовали древние римляне, звучит как Кража пользования (furtum usus).

Поскольку Первобытное право выступает преимущественно в роли правил по примирению конфликтующих родов и семей, Судейские функ­ции в таких конфликтах чаще всего выполняли судьи из числа по­средников, которых выбирали сами конфликтующие стороны.

В истории права различают иногда две основные стадии, Две соци­ально-культурные эпохи развития — дозаконного и законоустановленного права. Первую эпоху называют эпохой кулачного права (Faustrecht), Вторую — эпохой цивилизованного частного и публичного права.

Законы со временем стали выполнять следующие необходимые социально полезные функции:

-Поддержание и охрана порядка, защита сограждан от физическо­го насилия, воровства И Грабежей;

-Регламентация пользования и передачи собственности; определе­ние разновидностей преступления и наказания, а также ответствен­ности за нарушение договоренностей;

-Упорядочение организации и деятельности судов, министерской власти, полномочий законодательных учреждений и отдельных но­сителей государственной власти.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 2206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...