Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Свобода и ответственность.
Моральная свобода – ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий.
Проблемы моральной свободы.
Проблема соотношения свободы и необходимости. Она рассматривается с двух противоположных точек зрения – фатализма и волюнтаризма.
Этический фатализм абсолютизирует необходимость и ставит человека в полную (фатальную) зависимость от объективных обстоятельств. Поэтому человек несвободен в своих поступках: вся его жизнь заранее предопределена, он не в силах ничего изменить в ней, но зато он и не несет никакой ответственности за свои действия.
Этический волюнтаризм, напротив, отрицает всякую необходимость и утверждает, что человек абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать лишь в соответствии с собственной волей. Такое понимание свободы приводит к полному отказу от нравственных норм и утверждению произвола.
Но свобода невозможна без ограничений: наличие ограничений – необходимое условие свободы каждого. Поэтому оправдание произвола есть не что иное, как отрицание свободы. Таким образом, и фаталистическая, и волюнтаристская концепции в конечном счете отрицают нравственную свободу.
Наиболее приемлемо понимание необходимости как морального закона. Этот закон не создает моральных обязательств, а обращен к разуму субъекта, призывая человека обнаруживать эти обязательства в существующих ценностях. Он не требует автоматического подчинения, не лишает человека моральной независимости, он лишь учит различать добро и зло. Поэтому он не закон-предписание, он – закон свободы, предоставляющий человеку право выбирать добро и следовать ему.
Моральный закон – это призыв к самореализации, дающий человеку возможность нравственного развития, в основе которого лежит свобода – поведение, зависящее от собственных действий, сознания и воли индивида.
Проблема морального выбора. Именно выбор, который обеспечивается разумом и волей, выступает формой проявления свободы.
Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда моральные требования сливаются с ее внутренними потребностями.
Выбор ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.
Таким образом, нравственная свобода – не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.
Нравственная свобода проявляется в умении:
делать сознательный моральный выбор действий и поступков;
давать им нравственную оценку;
предвидеть их последствия;
осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.
Проблема двойственного характера свободы.
Свобода имеет два аспекта: негативный и позитивный.
Негативная свобода – это «свобода от», свобода отрицающая, разрушающая зависимость от чего-либо – от сил природы, общественных и моральных догм и установок. Такая свобода приносит человеку независимость и в то же время – чувство одиночества, бессилия, тревоги. В этих условиях человек вновь оказывается перед выбором: либо избавиться от этой свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до позитивной свободы.
Позитивная свобода – «свобода для», дающая возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей, требующая от личности этой реализации, свобода, основанная на неповторимости и индивидуальности каждого человека.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 897 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!