Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формирование системы экономических знаний



Экономические воззрения традиционных обществ

Известный шведский экономист Кнут Виксель (1851–1926) сказал как-то, что экономическая наука интересна тем, что рождение в ней какой-либо концепции немедленно вызывает появление противоположной точки зрения. Именно этим обстоятельством обусловлен интерес человечества к истории развития экономической мысли. Не зря древние говорили: «В споре рождается истина».

Истоки экономической науки обнаруживаются на Древнем Востоке – колыбели мировой цивилизации. Древнейшие начальные сведения об экономических знаниях сохранились в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Эти общества имели экономику административного типа со слаборазвитыми отношениями частной собственности. Правила и нормы поведения здесь были зафиксированы в законах. Наиболее ранние из них относятся к ХХ в. до н.э.

Наиболее древним памятником экономической мысли, обнаруженным в Египте, считается «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н.э.). Здесь описываются принципы государственного управления и руководства хозяйством. В другом найденном документе, получившем название «Речение Ипусера» (XVIII в. до н.э.) обсуждается проблема бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства, равно как и недопущение обогащения простого народа. Считается, что Египет является самой древней страной, где экономические знания были распространены в рамках государственного образования.

В древнем Вавилонском царстве о начале формирования раннеклассового общества свидетельствуют законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.). Вавилон – это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата. На его территории было обнаружено творение царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Общим для обществ Древнего Востока было распространение рабовладельческого строя, взаимодействие общинной, государственной и частной форм собственности, определившие специфику азиатского способа производства, заключающегося в чрезмерном регулировании сферы ссудных операций и торговли. Здесь ведущая роль в экономике отводится собственности государства и неприкосновенности частной собственности.

Большое значение для истории экономической мысли имели древнекитайские учения. Конфуций (Кун-цзы 551–479 гг. до н.э.) считал, что труд приумножает богатство народа и монарха, а регламентация патриархально-семейных отношений является основой стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. В то же время Конфуций обосновывал консерватизм государственного устройства в китайском обществе.

Особое место в экономической мысли Китая занимает трактат «Гуань-цзы» – коллективный труд неизвестных авторов. Появление его относят к IV–III вв. до н.э. В нем предлагалось ограничить обязательную трудовую повинность крестьян, ввести нормы обязательного регулирования стихийных рыночных отношений, изменить систему налогов, ввести ограничения цен. Государству следовало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать резервы продовольствия, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

В экономической мысли Древнего Китая четко прослеживаются две тенденции. Первая – стремление сохранить общинные начала в хозяйственных отношениях, вторая – обеспечить рост и укрепление принципов рабовладения. По-видимому, обе они являются следствием межклассовой борьбы древнекитайского общества на фоне трансформации взаимоотношений натурального и товарного хозяйства.

Яркое свидетельство древнеиндийской экономической мысли (IV–III вв. до н.э.) – трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение о доходах. Авторство приписывается советнику индийского царя Чандрагупы I – Каутильи. Центральной идеей сочинения следует считать положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством.

Изучая историю экономической мысли древней Индии, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в древнейших памятниках – ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя, формирование рабовладения. К этому периоду относится появление произведений, содержащих экономические идеи: «Махабхарата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая – о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось знаменитых «Законах Ману». Здесь сосредоточен богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э. «Законы Ману» – это свод предписаний, ниспосланных людям Богом. В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба, закреплялось его бесправное положение в обществе. «Законы Ману» отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

Экономическая мысль Древнего Мира представлена суждениями философов Греции и Рима об устройстве хозяйственной жизни.

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта (430–354 гг. до н.э.), Платона (428–347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). В V–IV вв. до н.э. в Греции процветало так называемое классическое или античное рабство. Поэтому в трудах греческих мыслителей отражались идеи естественного характера рабовладения и достоинства натурального хозяйства.

Экономические взгляды Ксенофонта содержатся в работе, названной «Домострой». Здесь определен предмет домоводства как науки о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земле­делие. Основную цель хозяйственной деятельности видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

Ксенофонт был сторонником рационального ведения хозяйства. Любой товар, в его понимании, обладает полезными свойствами и способен обмениваться на другой товар. Деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон создал теорию идеального общественного устройства («Государство» и «Законы»). Стержневой идеей такого устройства является идея справедливости. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных. Современные экономисты считают Платона философом, предвосхитившим ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства.

Значительный вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес Аристотель, пытавшийся исследовать экономические законы современной ему Греции. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять классов: 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

Выдающаяся заслуга Аристотеля в развитии экономической мысли – его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников, положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

В «Политике» и «Никомаховой этике» он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства он видел в стремлении к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на среднего гражданина, т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба – говорящим орудием. Он защищал интересы натурального рабовладельческого хозяйства. Связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т.е. искусству приобретения благ, потребительных стоимостей. Все явления, выражающие товарно-денежные отношения, представляемые торговым и ростовщическим капиталом, Аристотель рассматривал как противоестественные и относил их к хрематистике, т.е. к искусству наживать состояние, деньги. Тем не менее Аристотель стремился понять законы обмена. Он устанавливает две стороны товара: потребительную и меновую стоимость, ставит вопрос: чем определяются соотношения обмена. Ответ таков: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы их приравнивать друг к другу; товарный обмен – это отношение не только между вещами, но и между их владельцами; а общим в их обмене является потребность в том, чего нет у каждого из них. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику. Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать, поскольку монета не может рождать монету. Аристотель считал, что деньги стали всеобщим средством обмена в результате соглашения. Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Древние римляне восприняли идеи Платона и Аристотеля. Поэтому экономическая мысль Древнего Рима отразила очередную ступень эволюции рабовладения, новые формы организации рабовладельческих хозяйств, характерную для них более жестокую эксплуатацию рабов, обострение противоречий и усиление борьбы в условиях разлагавшегося рабовладельческого общества. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств – латифундий. По этим вопросам выступали Катон Старший (234–149 гг. до н.э.), Варрон (116–27 гг. до н.э.), Колумелла (I в. н. э.).

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братьяТиберий (163–132 гг. до н.э.) иГай (153–121 гг. до н.э.)Гракхи. Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его.

В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов за свое освобождение. Их требования в обобщенном виде выдвигались во время восстаний. Главными из них являлись уничтожение рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства. Наиболее яркие страницы антирабовладельческих выступлений связаны в Древнем Риме с крупнейшим восстанием рабов под руководством Спартака (74–71 гг. до н.э.).

Современные представления об особенностях экономической мысли Средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе и в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Наиболее типичное явление в мышлении Средневековья – схоластика (от греч. scholastikos – «школьный», «ученый»), возникшая в XI–XII вв. Это тип религиозной философии, соединяющий в себе теолого-догматические предпосылки с рационалистическими представлениями. Раннее христианство отрицательно относилось к частной собственности и предпринимательству. Однако прогресс экономики в эпоху позднего Средневековья в связи с развитием ремесла, торговли и городской экономики и расширением рынков приходил в противоречие с христианским учением. Схоласты, не отрицая религиозных канонов, стремились найти рациональное объяснение действительности. Они восприняли многие идеи Аристотеля, что привело к своеобразному синтезу канонического учения и воззрений древнегреческого философа в виде христианского аристотелизма. Этот принцип позволил найти компромиссное решение некоторых важных проблем феодальной экономики.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминаются видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун (1332–1406), а в Европе – лидер школы канонизма Фома Аквинский (1225–1274).

Наибольший вклад в экономическую мысль средневековой схоластики внес итальянский мыслитель Святой Фома (Фома Аквинский). Его экономические воззрения изложены в работе «Сумма теологии». Во взглядах на экономику он опирался на теорию, развитую Аристотелем. Ф.Аквинский доказывал, что частная собственность в том виде, в каком ее признавал Аристотель, вполне совместима с религиозной моралью. Частная собственность, связанная с удовлетворением потребностей (собственность на одежду, жилище и пр.), а не стремлением к обогащению, не является противоестественной.

Торговля, согласно Фоме Аквинскому, изначально является злом. Этот вывод следовал из предпосылки о неизменности совокупного богатства. Действительно, в традиционных обществах экономический рост практически отсутствовал. Следовательно, обогащение было возможно только за счет перераспределения богатства. Поэтому торговля рассматривалась как выигрыш одного лица за счет другого. Рассматривая торговлю как не очень престижное занятие, схоласты тем не менее оправдывали торговлю тем, что в целом она приносила обществу пользу.

Отношение к ростовщичеству, приносящему процент, было очень противоречивым. Ранняя схоластическая доктрина осуждала ростовщичество; оно рассматривалось как недостойное занятие. Однако в более поздних взглядах осуждалась не столько практика взимания процента, сколько слишком высокая процентная ставка.

Светскую экономическую мысль эпохи феодализма представляет французский ученый Никола Орем (ок.1323–1382), который предпринял попытку обосновать металлистическую теорию денег в своей работе «Трактат о происхождении, природе и юридическом основании и изменении денег». Он следовал логике Аристотеля в объяснении причин возникновения денег, но более детально остановился на тех свойствах, которыми должны обладать товары, используемые в качестве денег. Так же, как и Аристотель, он признавал товарную природу денег. Рассматривая закономерности денежного обращения в денежной системе биметаллизма, он настаивал на том, что соотношение золота и серебра как денежных товаров должно соответствовать их рыночному соотношению. Никола Орем настаивал на том, что чеканка монеты должна быть привилегией королевской власти как представителя общества, который имеет наибольшие полномочия и власть; однако он требовал исключить злоупотребления, ведущие к ухудшению качества монеты.

Средневековым мыслителям удалось уточнить содержание многих экономических понятий, развить логику научного понимания экономических процессов. Однако в целом экономическое мышление оставалось под контролем религиозных норм.

Жизнь и творчество Ибн-Хальдуна связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. На волне развития новой исламской религии Ибн-Хальдун выдвинул концепцию «социальной физики». Она включала идеи о необходимости возвышенного отношения к труду, порицании скупости, жадности и расточительства, понимании объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле. Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на сословия по имущественному признаку и принципу «предводительства». Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность степенью заселенности городов. Его выводы базируются на том, что с ростом города растет достаток, приводя к снижению цен на «необходимое», одновременно растут цены на «лишенное необходимости», что свидетельствует о процветании города. Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ; расцвет города, как и общества в целом, реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Формирование системы экономических знаний

Возникновение достаточно целостных, стройных экономических теорий, пронизанных единым замыслом, ведущей идеей, относится примерно к ХVI в. Связано это с зарождением мануфактур, капиталистического общественного строя, приходящего на смену феодализму. В этот период в возрастающей степени происходит разделение труда, сопровождаемое углублением обмена, торговых отношений, созданием и расширением рынков, интенсификацией денежного обращения. Эта реальная экономическая почва становится благотворной для произрастания экономических теорий, бурного развития политической экономии.

XVI–XVII вв. в экономической истории являются эпохой торгового капитализма. На этой объективной основе экономическое знание обособилось в форме меркантилизма.

Меркантилизм и физиократизм. Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране. К. Маркс называл этот период «периодом первоначального накопления капитала».

Выделяют два этапа в развитии меркантилизма: ранний (XV–XVI вв.) и поздний (XVII–XVIII вв.). Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий. Его виднейшими представителями являлись Мариана (Испания), Г. Скаруффи (Италия), Боден (Франция), У. Стаффорд (Англия), А.Л. Ордин–Нащокин (Россия). Основная идея раннего меркантилизма базировалась на денежном балансе и заключалась в запрете вывоза денег из страны, ограничении импорта, расширении добычи золота и серебра, установлении высоких пошлин. Ранние меркантилисты считали, что деньги – это символ богатства и материальной власти. Наиболее полно ранняя версия меркантилизма была развита в Англии в XV–XVI вв., где действовали законы о трате денег. Они обязывали иностранных купцов расходовать выручку за свои товары на покупку английских товаров. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», направленная на увеличение денежного богатства законодательным путем. Так, запрещался вывоз денег за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами. Купцов-экспортеров обязывали часть выручки от проданных товаров за границей привозить наличными деньгами. Это требовало значительного административного контроля со стороны государства за экономическими отношениями. Рост товарного хозяйства, расширение внешней торговли показали очевидную нецелесообразность данной экономической политики.

Рекомендации ранних меркантилистов сковывали развитие торговых отношений. К тому же их можно было осуществить только при небольших объемах торговли. Ограниченность теории денежного баланса проявилась по мере роста международной торговли.

Поздний меркантилизм, критикуя некоторые идеи раннего меркантилизма, выступал против ограничений в денежном обращении. Представители позднего меркантилизма Т. Ман (Англия), Ж.Б. Кольбер, А. Монкретьен (Франция), А. Серра (Италия), И.Т. Посошков (Россия) считали, что деньги должны постоянно работать, находясь в обороте. Источники прибыли, по их мнению, находились не в сфере денежного обращения, а в международной торговле. Это неэквивалентный обмен (поскольку дешевле покупать, дороже продавать), а также положительное сальдо торгового баланса. Поздние меркантилисты выступали за создание благоприятных условий для расширения международной торговли, за развитие судоходства, рост производства экспортных промышленных товаров, осуждали накопление сокровищ и выступали против запрета вывоза денег из страны. Их общепризнанный вклад в экономическую науку – идея платежного баланса, которую они использовали для обоснования активной внешней политики государства.

Меркантилистическая экономическая мысль являлась сильным идеологическим инструментом эпохи торгового капитализма, выражавшим интересы крупных торговцев и государственных деятелей. Вместе с тем меркантилизм дал жизнь некоторым идеям, которые и сегодня находят применение: активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, необходимость достаточности денег в экономике, протекционизм. Меркантилисты внесли общепризнанный вклад в экономическую науку, разработав понятие платежного баланса, которое широко используется современными экономистами для анализа отношения страны с остальным миром. В эпоху меркантилизма был сформулирован ряд интересных гипотез, которые в последующем переросли в научные теории. В частности, французский меркантилист Боден обнаружил зависимость между ценностью денег и их количеством в обращении; это наблюдение положило начало количественной теории денег.

Меркантилизм как господствующая доктрина и экономическая политика сохранял свои позиции вплоть до конца XVIII в. Однако уже с конца XVI в. происходили важные изменения в сфере промышленности, которые готовили предпосылки для промышленного капитализма. Появилась новая форма промышленного производства – мануфактура, основанная на разделении труда и его кооперации.

Физиократы значительно продвинули экономическую науку, хотя их внимание почти целиком было сосредоточено на проблемах сельскохозяйственного производства в ущерб другим сферам экономики. Основная идея физиократизма может быть интерпретирована так: сельское хозяйство – единственная отрасль производства, где естественным путем возникает дополнительный чистый продукт, за счет которого увеличивается богатство страны. В земледелии труд создает больше продуктов, чем нужно для воспроизводства его самого и его условий. Такая повышенная продуктивность земледельческого труда обусловлена самой природой.

Физиократы утверждали, что экономические законы так же естественны, как и законы природы. Их не нужно придумывать, их надо познавать, им нужно подчиняться. Видные представители школы физиократов – Пьер Буагильбера (1646–1714), Жан Батист Кольбер (1619–1683), Ричард Контильон (ок.1697–1734), Франсуа Кенэ (1694–1774) и Анн Жак Тюрго (1727–1781).

Наиболее известным представителем школы физиократов был Франсуа Кенэ, который обосновал первую модель макроэкономического оборота, изложенную в известном сочинении «Экономическая таблица».

«Экономическая таблица» воплотила в себе все основные положения физиократов: деление общества на три класса (земельных собственников, фермеров и «бесплодных»); чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; для промышленности характерно лишь сложение стоимостей; обмен эквивалентов в торговле – результат свободной конкуренции. Капитал фермеров делится на первоначальные ежегодные авансы. Ф. Кенэ ввёл различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.

В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. Источником чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельском хозяйстве. А в промышленности и в других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится, а происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Отсюда следует вывод о бесполезности промышленности как таковой. Промышленность – это «бесплодная отрасль», она только преобразует вещество природы, не увеличивая богатства. Не случайно физиократия возникла во Франции, так как именно в этой стране большинство населения жило на доходы, получаемые от земледелия.

Ф. Кенэ принадлежит и первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Он считал, что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит. Он не только подразделил капитал на основной и оборотный, но и смог убедительно доказать, что оба они находятся в движении.

Теоретическая концепция Ф. Кенэ была основой политических требований физиократов. Они считали, что поскольку весь чистый доход достается классу собственников, то нужно ввести налог с этого дохода и взимать его с земельных собственников.

Идеи Ф. Кенэ свидетельствуют о необходимости соблюдения и обоснованного прогнозирования определенных народнохозяйственных пропорций в структуре экономики.

Физиократы обосновали целый ряд экономических понятий и разработали первую экономическую модель, которая была предшественницей схем воспроизводства К. Маркса и модели «затраты – выпуск» В. Леонтьева. Защита свободной торговли и неограниченной конкуренции, с которой выступили физиократы, оказала большое влияние на классическую экономическую теорию, особенно на А. Смита. Теории экономистов конца XVII–XVIII в. являются первыми научными системами экономического знания, создавшими теоретические предпосылки для отделения экономической науки в самостоятельную отрасль научного знания.

Разное определение и понимание основ экономики – главная причина разительного расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами. Для меркантилистов основой экономики является торговля, для физиократов – сельское хозяйство. Объединить эти два понятия невозможно, а значит невозможно и прийти к общему взгляду на суть экономики как науки в целом.

Классическая политическая экономия. Исторические условия, подготовившие возникновение классиче­ской школы, сложились прежде всего в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершался процесс первоначального накопления капитала. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в XVII в. В результате обострения социальных противоречий в 1640 г. в Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодальным строем и ускорившая развитие капиталистических отношений. Классическая политическая экономия, в отличие от меркантилизма, ориентировалась прежде всего на развитие производства и представляла интересы той части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры.

Одним из основателей школы классической политической экономии считается У. Петти (1623–1687). В XVIII в. она развивалась А. Смитом (1723–1790), а затем в первой четверти XIX в. была продолжена Д. Рикардо (1772–1823).

Классики политэкономии создали учение о «естественных» законах экономики, исследовали производство, положив начало экономическому анализу, впервые применили абстрактный метод исследования. Все это имело большое значение для решения методологических проблем политэкономии, в чем одна из научных заслуг классической школы.

В ее рамках началась разработка трудовой теории стоимости. Было провозглашено, что богатство нации создается в производстве, а его источником является затрачиваемый на производство товаров труд. Это явилось выдающимся научным приобретением, сыгравшим громадную роль в дальнейшем развитии политэкономии.

Одно из важных достижений классиков политэкономии связано с разработкой научных элементов теории прибавочного продукта. Они теоретически обосновали доктрину невмешательства государства в экономику, получившую название laissez-faire. Она утверждает, что экономическая жизнь общества наилучшим образом управляется с помощью решений, принимаемых индивидами, и практически исключает вмешательство органов власти. Роль государства в этом случае должна состоять в разрешении частной экономической деятельности и создании правового аппарата для ее обеспечения.

Большое влияние на развитие экономической теории оказали Ж.Б. Сэй (1767–1832), Ф. Бастиа (1801–1850), Т. Мальтус (1766–1834), А. Мюллер (1799–1829), Ф. Лист (1789–846) и др.

Французский экономистЖ.Б. Сэй вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое положение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. В создании полезности участвуют три самостоятельных фактора: труд, капитал, земля, с деятельностью которых связано все производство. В своей триединой формуле Ж.Б. Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей – ренту. Так возникла теория трех факторов производства, сохранившаяся до наших дней.

Ф. Бастиа выдвинул и обосновал теорию услуг, а также концепцию «экономических гармоний». В теории услуг производство трактовалось как обмен услугами. В результате такого обмена, по мнению Ф. Бастиа, создается полезность, представляющая одну из частей совокупного продукта в виде товаров или услуг. Рабочий создает определенную полезность, кото­рая воплощается в готовом продукте.

Рыночная экономика в учении Ф. Бастиа является царством свободы и гармоний, поскольку все ее члены вынуждены оказывать друг другу взаимные услуги и взаимную помощь ради общей цели.

ИдеиТ. Мальтуса закреплены в его работе «Опыт о законе народонаселения» (1798). Рассматривая проблему народонаселения, Т. Мальтус делает вывод о том, что все бедствия народа связаны с естественными законами природы, в частности, с общим и вечным законом народонаселения. По мнению Т. Мальтуса, население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными средствами. Одновременно благодаря чрезмерному потреблению земельной аристократии, капиталистов в целом, в экономике обеспечивается отсутствие перепроизводства товаров, достаточный спрос на товары. Он подчеркивал постоянное стремление всех живых существ размножаться быстрее, чем это допускает имеющееся количество пищи. Население, по расчетам Т. Мальтуса, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии.

Классическая политическая экономия доминировала в экономической теории с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив по существу основы для современной экономической науки.

Марксизм. В эпоху промышленного переворота XIX в. капиталисты, опираясь на собственные ресурсы, стремились получить максимальную прибыль. Они удлиняли рабочий день, выплачивали мизерную заработную плату и т.д. Условия жизни и труда наемных рабочих в этот период были очень тяжелыми. Недовольство рабочих высоким уровнем эксплуатации приводило к обострению классовой борьбы. Немецкий философ, социолог, историк, политолог и экономист Карл Маркс (1818–1883) предложил путь решения этого вопроса.

Особенность метода К. Маркса заключается в том, что он рассматривал экономические вопросы в широком историческом контексте. Его историческая концепция опирается на диалектический метод. Наполнив его материалистическим содержанием, он сформулировал метод исторического материализма.

Этот метод К. Маркс использовал для объяснения своей теории общественного развития. Он ввел термин «способ производства» для обозначения экономической основы общества, которая, как считал К. Маркс, оказывает наиболее сильное влияние на социальные институты, общественное и религиозное сознание. Способ производства включает производительные силы и общественные производственные отношения, определяет весь процесс социальной, политической и интеллектуальной жизни. Непрерывное изменение методов производства и обмена делает существующие общественные отношения и политическую систему, соответствующие более ранней материальной базе, устаревшими, нерациональными и несправедливыми и поэтому социальные революции неизбежны.

К. Марксу удалось создать всеобъемлющую модель капиталистического экономического процесса в работе «Капитал», три тома которой последовательно вышли в 1867, 1885 и в 1894 гг. Капитализм характеризуется наличием двух антагонистических классов: класса буржуазии, владеющей средствами производства, и пролетариата, образовавшегося из безземельных крестьян и мелких ремесленников, который лишен собственности. Хотя при капитализме в отличие от традиционных обществ имеют место свобода и равенство перед законом, пролетариат находится в подчиненном экономическом положении по отношению к собственникам капитала и для того, чтобы выжить, вынужден предлагать себя в качестве наемной рабочей силы, продавая капиталисту свою способность к труду.

Своеобразие теории К. Маркса определяют его учение о двойственном характере труда и учение о прибавочной стоимости. Исходя из трудовой теории стоимости, К. Маркс утверждал, что ценности создаются трудом рабочих. Особенность такого товара, как рабочая сила, заключается в том, что он способен не только переносить свою стоимость на вновь создаваемый продукт, но и увеличивать его стоимость. Рабочие работают больше, чем необходимо для удовлетворения своих потребностей и, таким образом, создают прибавочную стоимость, присваиваемую капиталистом. Прибавочная стоимость и норма прибавочной стоимости, т.е. отношение прибавочной стоимости к заработной плате, являются количественными измерителями эксплуатации рабочего капиталистом.

К. Маркс наблюдал снижение нормы прибыли, объясняя его ростом органического строения капитала. По мере накопления, утверждал Маркс, величина постоянного капитала относительно переменного капитала возрастает, в результате чего норма прибавочной стоимости и соответственно норма прибыли будут падать вследствие снижения доли труда, который является единственным источником прибавочной стоимости.

К. Маркс считал, что кризисы перепроизводства при капитализме неизбежны. В условиях анархии, свойственной капитализму, невозможно избежать периодов экономического спада; единственным способом преодоления цикличности экономики и ее нестабильности является переход к плановому ведению экономики. Конкуренция между капиталистами ведет к концентрации производства и капитала и к поляризации общества, состоявшего из немногочисленных богатых капиталистов и массы нищих рабочих. Ситуация будет усугубляться наличием экономических циклов. В результате структурные диспропорции приведут к коллапсу системы, которая будет преобразована в социализм, а затем и коммунизм.

Значительный вклад в развитие политической экономии внесла работа Ф. Энгельса «Анти-Дюринг»[1], изданная в 1878 г. В ней поставлен вопрос о политэкономии в широком и узком смыслах слова. В узком смысле политэкономия – наука, изучающая только капитализм. Политэкономия в широком смысле изучает все общественно-экономические формации и экономические законы, управляющие производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе.

Ф. Энгельс рассмотрел процесс возникновения частной собственности, классов, государства, товарного производства, стоимости, накопления капитала, экономических кризисов. Он выделил противоречия, возникающие в рыночной экономике: между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением, между рабочим классом и буржуазией (трудом и капиталом), между организацией производства в отдельной фирме и анархией общественного производства в целом, между производством и потреблением.

К.Маркс создал новое экономическое учение, открыл экономические законы движения современного ему общества, исследовал производственные отношения этого общества в его возникновении, развитии и упадке.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 447 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...