Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этическая оценка терапевтического аборта



Мы должны признать или, по крайней мере, предположить, что могут иметь место обстоятельства, при которых беременность рассматривается как отягчающее обстоятельство:

а) социально-экономические условия, отражающиеся на состоянии психического здоровья пациентки;

б) состояние физического здоровья, находящееся в стадии постоянного
ухудшения;

ъ)реальная и серьезная опасность для жизни матери вплоть до того, что в самых серьезных случаях приходится выбирать между жизнью матери и ги­белью матери и ребенка.

Показания этико-рационального характера должны ориентироваться на следующие направления мысли и линии поведения, соответствующие пер­соналистическому видению человека:

1. Следует исходить из основополагающего этического принципа: чело­веческая личность—это максимальная ценность в мире, которая выше вся­кого временного блага и всяких экономических соображений55. Поэтому причины, опирающиеся на экономические соображения, должны рассмат­риваться гражданскими властями и обществом в направлении приведения

54 Тамже,с. 214.

55 Исходя из этого предположения, Католическая церковь всегда отстаивала принцип не­
прикосновенности человеческой жизни. В отношении ее Пий XII утверждал, что «ни один
человек, никакая человеческая власть, никакая наука, никакое «медицинское показание», ев­
геническое, социальное, экономическое или моральное, не может предоставить солидное
юридическое обоснование для прямой и сознательной установки, ставящей себя выше не­
винной человеческой жизни, то есть установки, направленной на ее уничтожение, имея это
уничтожение либо в качестве цели, либо в качестве средства для достижения другой цели,
которая сама по себе никоим образом не допустима» (Пий XII, Alle congressiste dell'Unione Cattolica
Italiana Ostetriche,
(29.10. 1951), в Discorsi e Radiomessaggi, XIII, CittadelVaticano 1969, с 211 221).
Так же Пий XII высказывался на тему аборта и в других случаях: Allocuzione all'Unione Medico-
Biologica di «S. Luca»,
12 novembre 1944; Discorso al VII Congresso internazionak di chirurgia, 21 maggio
1948; Allocuzione al Convegno del «Fronte della Famiglia» e delta Federazione delle Associazionidelle
Famiglie numerose, 27novembre 1951.
Среди учительных документов упомянем: Giovanni XXIII,
LetteraEnciclica«Materet Magislra», 15maggio 1961;Pao!oVI, LetteraEnciclicaHumanae Vitae, 25
luglio 1968; Его же, Discorso aiparlecipanti al XXIII Congresso Nazinnale dell'Unione Giuristi Cattolici
Italiani,
9 dicembre 1972; Giovanni Paolo II, Esorlazione Apostolica «Fainiliaris Consortio», 22 novembre
1981. Анализ папских документов на тему аборта см. у М. L. Di Pietro, Lu Lettera Enciclica «Evangeliwn
Vitae» e I'aborto procurato. Nuovi element! di riflessione nella continuila di un insegnamento,
«Vita e
Pensiero», 1995,10, с 653-676.


«ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ» АБОРТ | 175

экономики в соответствие с интересами личности, а не принесения личнос­ти в жертву экономике. Это тем более верно, если мы учтем, что жизнь каж­дого индивида — это не только неотъемлемое личностное благо, но также и благо социальное, и благо всех, поэтому общество обязано защищать ее и содействовать ее развитию.

2. Так называемая «социальная» мотивация (число детей, необходимость дать им образование и т.п.) тоже не может определять собой и в себе ценность личностной жизни, даже когда речь идет об одной-единственной личности.

Личность онтологически и аксиологически предшествует обществу, пото­му что общество берет свое начало в личности и его основание коренится в содействии и помощи развитию отдельных личностей. Поэтому общество — это общество личностей и для личностей. И потому так называемый прин­цип «уравнивания» ценностей несостоятелен с этической точки зрения, ког­да его пытаются применять к социальному оправданию аборта. Нет никако­го уравнивания, но есть гармония и подчинение социальных ценностей ин­тересам человеческой личности. Здесь, помимо философии медицины, речь идет и о философии права. Само сравнение между отдельной личностью и обществом в его совокупности немыслимо, потому что личность — это не количественно исчисляемая, но качественно-онтологическая ценность. По­этому тот, кто дает разрешение на прямое убийство невинной личности, раз­рушает фундаментальнейшую ценность всего общества в целом и каждой личности в отдельности56.

3. Физическая жизнь, о которой идет речь, хотя она и не являет собой
всей целостности личностных ценностей, служит первым и необходимым основанием всех остальных личностных ценностей.

Поэтому лишение того, кому еще только предстоит родиться, физичес­кой жизни посредством аборта, будь он даже чисто «терапевтическим», рав­нозначно полной компрометации всех остальных земных ценностей, необ­ходимым образом основывающихся на физической жизни.

4. Апелляция к «терапевтическому» принципу незаконна и возникает,
как мы уже отмечали, не только потому, что очень часто просто не рассмат­риваются возможности, представляющие альтернативу удалению плода, но
также и потому, что терапевтическая цель является косвенной и достигает­ся посредством уничтожения высшего блага — жизни.

Поэтому отношение «здоровье матери — жизнь плода» бывает и иска­жено и перекошено. Но во всех случаях жизнь еще не родившегося ребенка не может быть принесена в жертву здоровью (благо, вторичное по отноше­нию к жизни) матери. Следовало бы также учитывать, что материнство само по себе может быть опасно для здоровья, как и всякая другая жизненная обязанность.

56 Здесь мы не останавливаемся на проблеме смертной казни или самопожертвования отдельных людей ради защиты общества, как и на тех случаях, когда речь не идет о прямом уничтожении или о невинной личности. Однако, по нашему мнению, и такого рода факты должны были бы Получить иную этическую интерпретацию по сравнению с той, о которой мы знаем из истории.


- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Часть вторая: БИОЭТИКА И АБОРТ

5. Этическая обязанность общества, науки и отдельных людей предус­матривает также необходимость законными средствами предупреждать рискованные ситуации, чреватые ухудшением здоровья беременных жен­щин, гарантировать роженицам оказание лучшей помощи в больничных ус­ловиях и способствовать ориентации политики в области здравоохранения на поддержку жизни, а не на легкое ее уничтожение. Наука должна служить жизни, обществу и личности, в этом заключается ее основная этическая обя­занность.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 426 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...