Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Духовная жизнь общества. Российское образование, наука и кулылура в 1990-е годы



Исторические деятели: С. В. Бодров; Н. С. Михалков; В. П. Аксе­нов; В. П. Астафьев; Е. А. Евтушенко; Ю. М. Нагибин; А. И. Солженицын; Ф. А. Искандер; В. Г. Распутин; А. М. Ши­лов; И. С. Глазунов.

Основные термины и понятия: постмодернизм; концептуализм; символизм.

План ответа: 1) характер перемен в духовной жизни после рас­пада СССР; 2) усиление влияния религии и церкви на обще­ственное сознание; 3) кулылура в условиях рынка; 4) наука и образование в новых условиях.

Материал к ответу: Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 9О-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений. По данным социологических исследо­ваний, к середине 9О-х п. до 34% взрослого населения страны считали себя веруюшими, а еще 35% колебались между верой и неверием. -Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку. Де­мократизация политической и духовной жизни привела к экс­пансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным ре­лигиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохра­нении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Основными особенностями развития отечественноЙ кулылуры в 9О-е П. стали резкое сокрашение государственных ас­сигнований на развитие учреждений кулылуры; практически полная свобода творчества; падение общекулылурного уровня населения. «Закон маятника» привел к тому, что метод соци­алистического реализма оказался быстро забыт. Многие дея­тели кулылуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуа­лизма. Но это привело к «элитаризации» искусства, интерес­ного теперь лишь узкому кругу специалистов. Те произведе­ния кулылуры, которые в ~ти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалисти­ческом ключе. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии бьш удостоен фильм Н. С. Михалкова «Утом­ленные солнцем», а в L996 г. специальным призом Каннско­го кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова «Кавказ­ский пленник». Рост интереса к отечественной истории, традициям народа нашли отражение в киноэпопее Михалко­ва «Сибирский цирюльник» (1999). Устойчивое развитие по­лучила кинодокументалистика «<Россия, которую мы потеря­ли» С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей, ставших в кон­це 90-х гг. ежегодными. Всероссийский кинофестиваль

«Кинотавр» начал ежегодно проводиться в Сочи. Однако чис­ло фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значитель-

но сократилось..

Российская литература в 90-е гг. обогатилась новыми произведениями В. П. Аксенова (<<Желток яйца»), В. П. Ас­тафьева (<<Прокляты и убиты»), Г. Я. Бакланова «<Свой чело­вею», Б. Л. Васильева «<Аксиома самоиска», «Россия вос­кресе»), Е. А. Евтушенко «<Не умирай после смерти»), Ю. М. Нагибина (<<Бунташный остров»), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документаль­ное исследование «Красное колесо»). Новые обстоятельства' жизни и ее герои (<<новые русские», безработные, беженцы, бездомные и др.) нашли отражение в повести З. Богуслав­ской «Окнами на юг: Эскиз к портрету «новых русских». Но­стальгической печалью по уходящему образу жизни, тоской по идеалу чистоты патриарХaJJЬНОЙ России пронизано твор­чество В. Г. Распутина. Характерно, что в 90-е п. он стал од­ним из родоначальников нового направления в российской литературе - «постдеревенской прозы». В центре внимания его работ (<<В одном сибирском городе», «Россия молодая» и др.) оказались проблемы городской жизни, идеалов город­ской интеллигенции. Плодом многолетней духовной эволю­ции Л. М. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994), в котором автор говорит о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви. В романе «Про­кляты И убиты» В. П. Астафьев подвел итог своим многолет­ним раздумьям о героизме, дегероизации и пацифизме, по­казал войну с самой неприглядной стороны, сделав акцент на невыносимых условиях ратного труда и бытц.

90-е гг. характерны появлением множества новых имен в российской литературе. Одним из наиболее популярных мо­лодых писателей стал В. Пелевин, известный двумя своими романами «Чапаев И пустота» и «Generation «Л», характерной чертой которых выступают не только фантастические сюже­ты, но и философски-метафизическое, иронично-гротескное отношение ко всему советскому. Свежим взглядом на окружа­ющий мир и необычным сочетанием современной тематики и жанрового стиля сказания отличалось творчество Ю. БуЙдЫ (<<Люди на Острове», «Дон Домино»). В рамках постмодер­нистских подходов создавал свои стихи Д. Пригов (сборник «Пятьдесят капелек КрОВИ»). Премии имени Аполлона Григо­рьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангарди­ста В. Сосноры «Куда пошел? И где окно?». Признанными лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Еременко

«<Громадный том листали наугад...») и И. Жданов (<<Пророк»). Новые литературные произведения отличали ирония над со­ветским прошлым и поиск необычных новых форм самовы­ражения авторов.

В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобрази­тельных искусств имени А. С. Пушкина «<Берлин-Москва», «Золото Шлимана», «Фаберже» идр.). На историческую роди­ну вернулись предметы кулылуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

«Революция сверху», начавшаяся в России в 1991 г., сопро­вождалась отказом не только о) коммунистических идей, но и от многих траДиционных, веками формировавшихся цен­ностей и обычаев. Широкое использование зарубежных эко­номических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанных не на традиционном кол­лективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовно­го, а материального начала. Изменились и общественные ожи­дания. Если до «перестройки» значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то с начала 90-х ГГ., эта вера сменилась ожида­нием построения в короткий срок обещанного властями «на­родного капитализма». По мере неудач в экономической поли­тике и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться. Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуж­дые. Постепенно возвращался интерес к национальной кулылуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным обычаям. На этой основе особенно популярными для части населения становились идеи национализма.

В сложном положении оказалась система образования, кото­рая начиная с 1984 г. подвергал ась постоянному реформирова­нию. Закон об образовании ЛИКВИдировал одно из вьщающихся завоеваний советской власти - бесплатное всеобщее среднее об­разование. Единственным положительным резулылатом реформ стало то, что учителя и ученики отказались от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось много новых учебников и учебных пособий. Открывались новые типы учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход

к учащимся, улучшить качество обучения. По западному образцy в вузах начали вводить многоуровневую подготовку (бакалаври­ат - магистратура). Но качество подготовки специалистов при этом лучше не становилось. Там же, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось и снижение каче­ственных показателей образования. Самой большой проблемой в развитии образовательной системы в эти годы стало финанси­рование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к раз­рушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те пози­ции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

Таким образом, развитие отечественной науки и кулылуры в 90-е гг. было полно противоречий (как и в других сферах жизни): с одной стороны, творческая интеллигенция получи­ла полную свободу самовыражения, но с другой - лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка, была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1551 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...