Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Предмет философии преступления составляют не эмпирическая личность преступника, не социальные и естественные причины преступлений, а их первопричины или причины причин. Философию как метафизику интересуют в первую очередь трансцендентные, онтологические первоначала мирового бытия, которые обусловливают существование криминальных драм и трагедий. Она в своих поисках первопричин преступлений склонна выходить за пределы естественного и социального миров, выстраивая объяснительные модели метафизического характера.
Для классической философии вскрытие глубинных оснований преступности чаще всего означало стремление постичь высший промысел, утвердивший, наряду с бытием, небытие, вместе с жизнью — смерть, рядом с наслаждением — страдание, с добром — зло, с подвигом — преступление. При этом выводы, к которым она приходила, имели, как правило, неутешительный характер. Предположения и метафизически аргументированные доказательства существования запредельных,трансцендентных оснований зла в целом и преступности в частности означало, что устранение последней с помощью обычных человеческих средств, скорее всего, невозможно. Отсюда характерная для многих мыслителей уверенность в том. что человек в состоянии лишь строить предположения и питать надежды, но радикально изменить что-либо в миропорядке, где злу, порокам, преступлениям изначально отведено свое место, увы, не в его силах.
НАКАЗАНИЕ — вид негативной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений (правил, законов) и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом. Исключительной юридической мерой наказания является смертная казнь. В сознании человека традиционной культуры проблема справедливости наказания в современном ее смысле невозможна: закон человеческой жизни, соответственно и оценка его нарушения осознавались как факты религиозно-нравственного порядка, в котором справедливость как таковая еще не обособилась от справедливости внешнего строя общежития.
96.Человек и культура. Культура и цивилизация.
Положение человека в мире и его отношение к миру зависят от самых
различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При этом в любую
историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их
взаимодействие, взаимопроникновение существенно определяют жизненную
позицию человека, его мировоззрение и мироощущение.
культура представляет собой адаптивную систему, посредством которой человек приспосабливается к окружающей среде. Культура – это продукт человеческой деятельности. В то же время культура является адаптирующей системой: каждый индивид проходит процесс культурации, т. е. вхождения в свою родную культурную среду как целостность.
человек существует не только в природном, физическом мире, но и в символической среде, которую он создает сам. Пространство языка, искусства, религии, науки, мифологии, совместной производственной и бытовой деятельности людей – все это и составляет культуру. Символическая среда существует благодаря взаимопониманию членов данного культурного сообщества. Единая культуpa сообщества во многом определяется именно тем, что обусловливает разделяемую всеми картину мира. Картина мира организуется с помощью символов, и те, кто овладевает этими символами, приходят к общим или близким взглядам на мир, которые и служат основой для совместных согласованных действий.
Цивилизация – это относительно высокая стадия экономического и социального развития. Она приходит на смену примитивному обществу. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:
- культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),
- смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),
- взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),
- логику эстетического развития (Бродель).
Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:
1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.
4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.
Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):
1. По типу хозяйственной деятельности
Земледельческая
Индустриальная
2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями
Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов
Закрытые (интравертные)
3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории
Восточная
Западная
Промежуточная
4. В зависимости от способа производства
· Первобытная
· Рабовладельческая
· Феодальная
· Буржуазная
· Социалистическая
1. Перспективы взаимоотношений культуры и цив-ии. Тенденции их развития в XXI веке.
Исходя из оптимистических построений выхода человечества из кризиса техногенной цивилизации можно выделить несколько приоритетных направлений:
1. Изменение приоритетов в шкале культурных ценностей – формирование экологической культуры («экология культуры» - Лихачев);
2. Преодоление техногенности, то есть измерение техники не с точки зрения ценности для человечества;
3. Изменение логики инженерного мышления, система «Техника – человек» должна смениться системой «Техника – человек – окружающая среда», где все элементы этой системы равноправны и где нельзя не насильственно экспериментировать с человеком, не манипулировать с техникой, не бесконечно взирать на изменение среды;
4. Смена типа мышления, техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим, в котором будут органично сочетаться чувства и разум, логика и здравый смысл, вера и наука.
97.Информация:тенденции, воздействие на культуру. Культура и образование.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!