Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и генезис прав человека



1. Права человека органично вплетены в социальную дея­тельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свобо­дой других людей, с нормальным функционированием обще­ства и государства. Такие права, как право па жизнь, па досто­инство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в поли­тических процессах, являются необходимыми условиями уст­роения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством.

К содержанию прав человека и их распределению в обще­стве необходимо подходить конкретно-исторически. Современ­ный каталог прав человека, зафиксированный в международ­но-правовых документах и конституциях правовых госу­дарств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного де­мократического общества. Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII —XVIII вв., которые выдвинули не только широкий на­бор прав человека, по и принципы свободы и формального ра­венства, ставшие основой универсальности прав человека, при­давшие им подлинно демократическое звучание. Права чело­века, определяющие сферу его свободы и основанные на фор­мальном равенстве, стали одним из главных ценностных ори­ентиров общественного развития. Они оказали огромное влия­ние на характер государства, поскольку явились ограничите-


§ 1 Понятие н генслнс прав человека 13

лем ого всевластия, способствовали установлению демократи­ческого взаимодействия между государственной властью и ин­дивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки и подав­ления его воли и интересов со стороны властных структур, формирование правового государства было бы невозможно без утверждения в общественном сознании и практике свободы н прав человека.

Однако этому предшествовал процесс длительного и труд­ного поиска способов взаимоотношений индивидов в государ­ственно-организационном обществе как с властью, так и между собой. Этот поиск никогда не замыкался в сугубо правовом про­странстве. Поэтому права человека изначально имели нравствен­но-этическое, духовно-культурное и религиозное наполнение.

Права человека формировались из многократно воспроиз­водимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой дея­тельности, включающей множество индивидов со своими по­требностями, целями, неизбежно столкновение и противобор­ство их интересов. Однако при всем разнообразии поступков участников общественного взаимодействия кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочивать этот процесс, сочетать интересы раз­личных индивидов в рамках исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, госу­дарственностью. Каждый человек имеет притязания на опреде­ленный объем благ и условий жизни (материальных и духов­ных), получению которых должны содействовать общество и государство.

Объем этих благ и условий исторически всегда определял­ся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяет­ся резкой поляризацией общества па различных этапах его раз­вития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и др.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить совре­менное звучание.

Однако само зарождение идеи прав человека в V —VI вв. до и. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление прин-


 

Глава I. Права человека: понятие и сущность



щша гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными струк­турами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла пх на более широкий круг субъек­тов. И происходило это в борьбе классов и сословий за своп права, за свободу, ее расширение и обогащение.

Процесс исторического творчества человека в значитель­ной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие харак­тер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отно­шений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые ве­лись за обладание правами, за расширение прав, фиксировав­ших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свобо­ды. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с от­стаиванием такой великой ценности, как свобода и права чело­века.

Культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит принципиально нового в положение личности, если че­ловек не получает с каждой новой ступенью развития дополни­тельных свобод, хотя бы классово ограниченных, по все же рас­ширяющихся от одной общественно-исторической формации к другой. Этот важнейший аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественно-исторического разви­тия общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря. Средневековый крепостной свободнее античного раба. Буржу­азное общество создало условия для формальной свободы всех членов общества. И хотя развитие человечества по пути свобо­ды не было поступательным наращиванием только Прогрессив­ных начал, исторический прогресс пробивает себе дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития.


§ 1. Понятие II генезис прав человека 15

Права человека, их генезис, социальные корни, назначе­ние — одна из "вечных" проблем социально-культурного раз­вития человечества, прошедшая через тысячелетия. В различ­ные эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-право­вой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов, заинтересованных в обосновании и оправда­нии существующего классово-ограниченного распределения прав и обязанностей в обществе, от исторического этапа социального развития. Права человека — сложное многомерное явление; их становление связано с генезисом правовых норм, в которых сформулированы нрава человека.

Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретичный характер. В научной литературе они по­лучили наименование "мопонорм", поскольку они не могут быть дифференцированы, классифицированы как нормы религии, морали, обычного нрава. По своему характеру это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целе­сообразностью. Они концентрировали стихийно складывавши­еся представления о полезном п вредном для рода или племени и в конечном счете были связаны со становлением обществен­ного труда.

Представляется, что "родовые" нормы содержали в зача­точном состоянии представления о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи, взаимозащиты, эндо­гамии. Но в целом это были жесткие предписания, продикто­ванные крайне трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни при­знаки религии, ни правовые свойства в силу синкретичности сознания первобытного человека, определяемой синкретичнос-тью бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение — поддержать и сохранить целостность общины, рода, орды. Правильно отмечается, что, углубляясь в природу "родовых" норм, можно обнаружить в них переплете­ние самых разнообразных элементов. Разделение на право и обязанность, право п религию в этих нормах весьма затрудни­тельно. Значение норм приобретают производственные павы-


16 Глава I. Права человека понятие и сущность

кн; все торжественные события обставляются обрядами и цере­мониями, свидетельствующими о зарождении религиозных норм.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т. е. за­крепляли "первобытное равенство", характерное для потестар-ных обществ. Но суть этого равенства состояла в отсутствии свободы, поглощении человека сообществом, в жесточайшей рег­ламентации всей его деятельности, в консервативности и зас­тойности форм, закрепляющих существующие связи и отноше­ния. Эта "нормативная избыточность" свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей за­дачей является поддержание равновесия, "социостаза". Б. В. Поршнев, отмечая внутреннюю порабощснность челове­ка первобытного общества, подтверждает эти выводы исследо­ваниями Томаса Штрелова, проживавшего среди австралийско­го племени араида. По его наблюдению, религиозная традиция и "тирания" стариков (ее хранителей) сковывали всякое твор­чество и воображение туземцев, приводили к апатии и умствен­ному застою1. К этим выводам приходят и другие исследовате­ли — С.А. Токарев, А.И. Першнц, А. Элькин.

Поэтому идеализация первобытного равенства, демократии в потестарных обществах, системы регуляции поведения членов первобытных сообществ, единства прав и обязанностей связана с игнорированием полного поглощения человека общиной, от­сутствия свободы выбора, застойности традиций и обычаев, суть которых состояла в создании своего рода гомсостаза, недопу­щения каких-либо перемен. Однако возникновение мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества, вы­шедшего из животного царства. Сам факт появления норм — это признак сугубо человеческого бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, кото­рые были необходимы человеческому сообществу для дальней­шего прогресса. Ведь даже самые консервативные и жесткие социальные предписания пришли на смену стадным инстинк­там и свидетельствовали об осознании человеческими сообще­ствами особенности своего существования и необходимости его поддерживать и сохранять. В рамках первобытной морали, обы­чаев, традиций, ритуалов, выраставших из мопонорм, пронсхо-

См.: Поршнев Б.В. Социальная психология и история. М, 1966. С. 197.


§ 1 Понятие и генезис прав человека 17

дило становление человеческой социальности. Люди на прак­тике убеждались в полезности п целесообразности определен­ных правил,запретов, предписаний.

На последнем этапе распада первобытнообщинного строя, в эпоху классообразования, возникают нормы права. Однако нормы права и права человека — явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, рос­том его производительности, которые создали возможность по­явления избыточного продукта и сосредоточения общественно­го богатства в руках уже сформировавшейся привилегирован­ной верхушки, управляющей родовыми организациями. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуж­дения, применявшихся носителями верховной власти по отно­шению к большинству общества. Уровень свободы был мини­мальный и охватывал правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедея­тельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти ставленников Бога на земле либо просто вла­дык, требовавших беспрекословного подчинения.

Формы рабовладельческого государства были разнообраз­ны и определялись различным соотношением сил между груп­пировками господствующего класса (военная, религиозная, бю­рократическая верхушка), соотношением общественно-частно­го, храмового и государственного секторов экономики, влияни­ем сословно-кастовых перегородок. Своеобразной формой ра­бовладельческого государства была деспотия, которая органич­но вырастала из замкнутости и малоподвижности общинной жизни1.

Специфичной разновидностью рабовладельческого государ­ства явилась полисная форма, которая выступала в виде рабо­владельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы "правами человека"2. Это связано с возникнове­нием определенного пространства свободы, которое создало условия для равных политических прав у лиц, являвшихся

См. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова н II.А. Крашенииниковоп. Часть I. М, 1988. С. 21. 2 Подробно об.)том в главе II д^


18 Глава I. Права человека: понятие и сущность

гражданами. В VI в. до н. э. архонт Солон разработал Консти­туцию, стремившуюся закрепить элементы демократии и уста­новить право на привлечение к ответственности государствен­ных чиновников.

Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властен, приняли и разработали идеи!• естественного права.

Само же употребление слова "свобода", как утверждают, * появилось в XXIV в. до н. э., когда правитель государства Шу- $ мера установил "свободу" для своих подданных путем приме- ' нения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов' и сирот от несправедливых действий людей, обладавших влас­тью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященника­ми1.

В период средневековья свобода была крайне ограничен­на, поскольку феодальное общество — общество всеобщей за­висимости. Система внеэкономического принуждения, сослов­ная иерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическое насилие. Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничить нрава монархии, соеди­нить ее с сословным представительством, определить для мо­нарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов, рыцарства завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г. В ней содержатся статьи, направлен­ные на обуздание произвола королевских чиновников, требова­ния не назначать на должность судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст. 39 Великой хартии, предусматрива­ющая возможность применения наказания свободных не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

Петиция о праве 1628 г., относящаяся уже к периоду фор­мирования буржуазного строя в Англии, возлагала на короля определенные обязанности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Даль­нейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Ха-беас корпус акт 1678 г., который ввел понятие "надлежащая процедура", установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения.

1 См.: Права человека накануне XXI века. М., 1994. С. 271.


§ 1 Понятно и плюше прав человека 19

Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверж­дением конституционной монархии стал Билль о правах 1689 г. Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.

Указанные нормативные акты — свидетельство "первоот-крыватсльства" Англии в области прав человека и необходи­мом для их защиты разделении властен. Акт об устроении 1701 г. учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможны в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, уси­лением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму.

Последующее развитие идеалов свободы и прав человека, воплотившееся в великих исторических документах, произош­ло в США. Истоки этого процесса были заложены в филосо­фии Просвещения, учениях древнегреческих философов, есте-ствеиноправовой доктрине, таких актах, как Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль о правах, Хабеас корпус акт.

Учение естественного права было развито Томасом Пей-ном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуаз­но-демократической и антиколониальной революции. Пафос идей Пейна и Джефферсона направлен не только на утвержде­ние демократической государственности, но и на защиту неотъем­лемых естественных прав человека. Трудно переоценить гума­нистический заряд Декларации прав Вирджинии 1776 г., про­возгласившей, что все люди по природе являются в равной сте­пени свободными и независимыми п обладают определенными прирожденными правами, коих они — при вступлении в обще­ственное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь п свобо­дой посредством приобретения и владения собственностью, пра­вом на стремление к счастью и безопасности. Эта Декларация


20 Глава I. Права человека: понятие и сущность

была первым государственным определением прав человека. К. Маркс, оценивая данный исторический документ, писал, что Америка — это страна, "где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейс­кой революции XVIII века"1.

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Дек­ларации независимости 1776 г., провозгласившей: "Мы исхо­дим из тон самоочевидной истины, что все люди созданы равны­ми н наделены Творцом определенными неотчуждаемыми пра­вами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих нрав людьми учреждаются го­сударства, черпающие своп законные полномочия в согласии управляемых".

Конституция 1787 г. не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека. Впоследствии, в 1789 г., были предложены 10 первых поправок к Конституции, составивших Билль о правах, ратифицированный в 1791 г.

Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, разви­тые в доктринах Руссо, Гроция, Локка, Монтескье, стали мощ­ным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт — Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Более двух веков отделяет нас от принятия этого уникального документа, однако он звучит современно и актуально от первой до послед­ней строки. В нем отмечается, что "невежество, забвение нрав человека или пренебрежение ими являются единственной при­чиной общественных бедствий и испорченности правительств". Поэтому представители французского народа, образовав Наци­ональное собрание, "приняли решение изложить в торжествен­ной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные пра­ва человека". Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав че­ловека — свободы, собственности, безопасности и сопротивле­ния угнетению. Декларация провозглашает презумпцию неви­новности, свободу совести, свободное выражение мнений, свобо­ду печати, гарантии личных и иных прав граждан.

1 Маркс К., Эшслъс Ф. Соч. Т. 16. С. 17.


§ 1. Понятие и генезис прав человека 21

Как видно из изложенного, на становление прав человека решающее влияние оказала естественно!!разовая доктрина, ут­вердившая приоритет прав человека и определившая новые параметры взаимоотношений между индивидом и властью. Ха­рактерно, что Билль о правах 1791 г. "был замешай на укоре­нившейся в умах американцев идее недоверия к государствен­ной власти, которой органически присуще стремление к произ­волу и попранию прав подвластных. Эта идея диктовалась всем историческим наследием граждан молодой республики, в памя­ти которой С1цс не стерся произвол, чинившийся британской короной в отношении своих политических и религиозных про­тивников"'. Поэтому все образовавшие Билль поправки состав­лены таким образом, чтобы ограничить власть государства по отношению к индивиду. Декларация прав и свобод человека и гражданина видит цель всякого политического союза в защите прав человека.

Такой подход — революционный поворот в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмеша­тельство государства в сферу свободы личности, очерченную Законом, и получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.

2. Исторически права человека могли развиваться и в ре­зультате буржуазных революций получить универсальный ха­рактер для ряда регионов мира, в частности в Североамерикан­ских Соединенных Штатах, Западной Европе, благодаря посте­пенному прогрессу по пути к свободе, которая раскрепощает личность и обеспечивает формальное равенство всех перед за­коном. В становлении прав и свобод человека огромную роль сыграло их идеологическое, доктринальное обоснование — уче­ние о естественных прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной влас­ти; цель последней — обеспечение прав, предначертанных при­родой или Творцом. Господствовавшие до появления естествен-ноправовых идей этатистские воззрения ориентировали на под­чинение индивида государству как верховной силе, наделенной правом распоряжаться судьбами людей по своему усмотрению. Естественноправовая концепция акцентирует внимание па сво-

Права человека накануне XXI века. С. 245.

Прав





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1418 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...