Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различия во взглядах патриарха Никона и протопопа Аввакума



Никон 1.исправление церковных книг по греческим образцам 2.введение единого обряда богослужения по греческим образцам (троеперстие вместо двуперстия, троекратная аллилуйя вместо двукратной, единоголосие вместо многоголосия и др) 3.исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами Аввакум 1.исправление церковных книг по древнерусским образцам 2.унификация обряда богослужения на основе обряда, сложившегося в Древней Руси после принятия христианства 3.следование образцам, сложившимся в русской иконописи

Общее во взглядах Никона и Аввакума:

- признание необходимости унификации церковных обрядов и богослужебных книг

- признание необходимости борьбы за исправление нравов духовенства, борьба со всем, что подрывает авторитет церковнослужителей.

Социальные и культурные последствия:

1. Непосредственное церковное разделение. Помимо основной Русской Православной церкви, которая стала осуществлять свою жизнь по новым, реформированным правилам и уставам, появилось множество групп верующих, в совокупности довольно многочисленных, которые не признали богослужебные нововведения и продолжили осуществлять религиозную жизнь по старым, дореформенным, обрядам - старообрядцы (староверы).

2. Нарушение духовного единства российского общества. Появились основания для вражды на религиозной почве, в силу чего народ уже не был монолитным в религиозном и нравственном смысле. К тому же новые церковные обряды усилили социальную разобщённость. До этого момента церковная жизнь, строившаяся на древних русских церковных традициях, была мощным консолидирующим началом - по одним книгам молились и крепостные крестьяне, и бояре, и царь. Таким образом подчёркивались нравственное единство и равенство всех православных людей. В новых же условиях, когда ставка была сделана на греческие каноны, которые по понятным причинам не могли быть доступны и понятны простому народу, была обозначена линия разделения между большинством населения и богатым грамотным меньшинством.

3. Попадание Церкви в зависимость от государства. При проведении церковной реформы патриарх Никон опирался на государственный аппарат, который и насаждал насильственными методами новые церковные порядки. Более того, по мнению учёных, без активности государства проведение реформы было бы невозможно, так как в Церкви существовала серьёзная оппозиция Никону, да и с богословской точки зрения его позиции были уязвимы. Попав в зависимость от власти при Алексее Михайловиче, Церковь продолжала терять своё влияние и далее, пока при Петре I и вовсе была лишена особого положения в обществе, потеряла институт патриаршества и стала по сути одним из ведомств государственного аппарата.

4. Раскол отразился также в культуре. Например, стал мотивом для картин (В.И. Суриков «Боярыня Морозова»).

5. Уничтожение книг и икон как отражений культуры того времени.

6. Из-за того, что в деле приобщения к новым церковным положениям использовались меры насильственного характера (отправление в заточение, отлучение от церкви) многие отходили от традиционной церкви, все еще являясь верующими.

7. Ослабление церкви изнутри благодаря уходу довольно значительного числа верующих.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 9294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...