Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет гражданского права и метод правового регулирования



В предмет гражданского права входит и другая группа личных неимущественных отношений, которые отличаются от вышеуказанного вида личных неимущественных отношений тем, что они не связаны с имущественными. Основываясь на научных исследованиях и положениях законодательства, можно дать следующую общую характеристику рассматриваемым отношениям:

– личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, возникают по поводу особых объектов – таких нематериальных благ, как жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и др. Перечень таких благ дан в ст. 150 ГК РФ, при этом следует отметить, что, во-первых, этот перечень не является исчерпывающим, во-вторых, такое указанное в данной статье нематериальное благо, как авторство, не является объектом рассматриваемой группы отношений, так как оно связано с имущественными отношениями;

– в п. 1 ст. 150 ГК РФ наряду с собственно нематериальными благами предусмотрены: право свободного передвижения и выбора места жительства, право на имя, т.е. не сами блага, а права на эти блага. Объясняя такую «новеллу» в законодательстве, некоторые авторы выделяют блага двух уровней: благо первого уровня – собственно нематериальное благо; благо второго уровня – личное неимущественное право, корреспондирующее нематериальному благу или существующее отдельно от него[1][7]. Нельзя не видеть, что объединение в одном термине прав и благ юридически не совсем корректно. Хотя право и его объект тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Уместно привести высказывание Г.Ф. Шершеневича о том, что «…субъективное право есть средство для обеспечения пользования благами, но последнее также мало принадлежит к понятию прав, как сад к садовой ограде»[2][8]. Представляется, что с учетом изложенного статью 150 ГК РФ следует в этом отношении уточнить, так как в указанном тексте нематериальными благами являются непосредственно свобода передвижения, выбор места жительства, имя человека;

– правовая регламентация личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, предусмотрена в ч. 3 ст. 2 ГК РФ и в ч. 2 ст. 150 ГК РФ, в которых говорится о защите нематериальных благ и прав на эти блага. В связи с этим некоторые авторы полагают, что законодатель «принял высказываемую неоднократно в литературе точку зрения, в силу которой гражданское право лишь защищает объекты неимущественных отношений, но не регулирует их»[3][9]. Однако анализ закона не позволяет сделать однозначный вывод о том, что «принята» именно эта точка зрения. Во-первых, статья 2 ГК РФ в целом называется «Отношения, регулируемые гражданским законодательством», что позволяет отнести к регулируемым отношениям и те, которые связаны с нематериальными благами. Во-вторых, законодатель не внес ясности в спорную проблему, так как в одном и том же тексте говорится о защите и благ и прав на эти блага (ч. 2 ст. 150 ГК РФ). В-третьих, право субъекта на любое благо, в том числе и на нематериальное, является элементом содержания регулятивного отношения. Содержанием субъективного права на нематериальное благо являются возможности обладания этим благом, его использования и распоряжения им. Реализуются эти возможности лицом по его усмотрению на основе общедозволительного принципа: можно все, что не запрещено законом. Например, мать ради спасения жизни своего ребенка отдает ему свою почку для пересадки. В данном случае мы имеем дело не с чем иным, как с распоряжением нематериальным благом, принадлежащим матери (здоровьем), по ее воле и усмотрению. В-четвертых, охранительные отношения, по общему правилу, возникают в случае нарушения права. Применительно к отношениям по поводу нематериальных благ в ч. 2 ст. 150 ГК РФ указано, что «использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера этого нарушения». Следовательно, законодатель не отрицает юридических прав на нематериальные блага, существо которых должно учитываться при использовании способов защиты. Это означает, что такие права существуют в рамках других, неправоохранительных отношений, и эти правоотношения являются регулятивными. Следует согласиться с тем, что такие правоотношения являются абсолютными, управомоченному субъекту противостоит неопределенный круг лиц, которые обязаны воздерживаться от действий, препятствующих осуществлению этим лицом его правомочий обладания, использования и распоряжения принадлежащими ему благами[4][10].

Метод гражданского права. Как было уже отмечено, имущественные отношения отличаются чрезвычайным разнообразием и далеко не все из них регулируются гражданским правом. Например, выдача заработной платы огромному числу людей, оплата госпошлины, оплата пошлины за совершение определенных юридически значимых действий (документов), уплата налогов и др. Для того чтобы отделить имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, от имущественных отношений, регулируемых другими отраслями права, необходимо использовать метод правового регулирования. В теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их. Такое общее понятие метода применимо и к методу гражданско-правового регулирования, однако оно не отражает его отраслевых особенностей, набор которых позволяет использовать его в качестве второго классификационного критерия для определения гражданского права как самостоятельной отрасли права.

Метод частно-правового регулирования в целом и гражданско-правового регулирования в частности характеризуется общедозволительной направленностью по принципу «дозволено все, что прямо не запрещено законом». Родовым, специфическим для всего частного права и гражданского права, как отрасли частного права, является диспозитивный метод, который обладает свойствами децентрализации и координации и в гражданском праве проявляется наиболее полно. Суть диспозитивности заключается в том, что участники гражданско-правовых отношений в силу указания закона могут отступать от каких-либо предписанных правил поведения, могут формировать эти правила взаимоотношений друг с другом по соглашению в рамках договора. В силу действия принципа диспозитивности гражданское законодательство насыщено диспозитивными нормами. В них содержится установленное законом правило поведения с такими оговорками, как: «если иное не предусмотрено договором» или «если иное не предусмотрено уставом». Например, право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором – ст. 223 ГК РФ; риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором – ст. 211 ГК РФ. Можно привести и многие другие статьи ГК с такой оговоркой: «если иное не предусмотрено законом или договором» либо только «договором». Кроме того, в силу указаний закона участники регулируемых гражданским правом общественных отношений могут совершать действия, прямо не предусмотренные законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающие гражданские пра­ва и обязанности (например, граждане и юридические лица могут совершать сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему – п. 1 ст. 8 ГК РФ).

С учетом родовых и отраслевых особенностей метод гражданского права характеризуется следующими признаками:





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 430 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...