Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Cовременные этические теории



1) новая христианская этика. В ее рамках была предпринята попытка совместить религиозную картину мира с данными науки за счет придания этой картине все более символического и иносказательного смысла

2) марксизм. В рамках этой теории содержались следующие этические принципы: источник ценностей, идей, сознания – общественно-исторический процесс, мораль – продукт общественного производства, формирование личности человека происходит в процессе его производственной деятельности, отмечается всесилие социальной практики;

3) эволюционная этика. Это учение было основано на эволюционной теории Ч. Дарвина, и вся этическая концепция строилась на принципе естественного отбора. Согласно мысли представителей этой школы природа безнравственна, а этический процесс направлен на преодоление этой безнравственности.

4) философия жизни Ф. Ницше. Согласно воззрениям представителей этого течения этической мысли мир отнюдь не разумен, познание человека ограниченное, а движут им инстинктивные жизненные стремления, слепая воля, страх и отчаяние от конечности, бессмысленности и обреченности собственного существования. Ницше утверждал, что причиной деградации европейской культуры являются такие ценности, как человеколюбие, разум и наука, идея социального равенства, демократия, социализм. Существенно в морали, по Ницше, только то, что она всегда есть «долгий гнет» и проявление стадного инстинкта в отдельном человеке;

5) метаэтика. Название этого учения означает рассмотрение этической составляющей этической теории, причин их несостоятельности, невозможности сформулировать общечеловеческие ценности. В рамках метаэтики было сформулировано требование запрещения притязаний этических теорий на научность.

основные направления этики 20 века

. Этика XX века. Марксистская этическая теория По мнению Маркса и Энгельса, мораль социально обусловлена и основана на экономических отношениях в обществе. Основной элемент морали - исторически развивающийся социальный идеал. Пролетариат, будучи самым прогрессивным классом буржуазного общества, должен считать своей целью ликвидацию несправедливого строя, Маркс и Энгельс утверждали, что пролетарская мораль: исторически прогрессивна;основана на "материальной практике"; носит общечеловеческий характер;освобождена от религиозных догм.Основоположники марксизма развили принцип историзма Гегеля, разработали социально-исторический подход к морали:нравственность определена образом жизни человека;образ жизни определен господствующим в обществе способом производства (не только в материальной сфере, но и всей общественной жизни). Основные положения марксистско-ленининской этики. Идеалы коммунистического общества, по мнению идеологов, достигаются только революционным путем. Революция предполагает насилие в отношении инакомыслящих. Пролитие крови не исключается. Насилие пытались оправдать тем, что революция совершается в интересах трудящегося большинства.

. Этическая мысль XX в. Альберт Швейцер Основным принципом нравственного, по мнению Швейцера, является "...побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой другой".Швейцер утверждал, что зло является злом даже тогда, когда оно неизбежно или жизненно необходимо. (Например, убийство животных ради поддержания жизни человека.) Поэтому чистой совести у человека быть не может.

3. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Этические взгляды Ф.М. Достоевского Достоевский утверждал абсолютную ценность каждого человека. Важнейшей проблемой он считал двойственность души человека, сочетание светлого "божеского" начала и эгоизма, жестокости, тяги к саморазрушению. Душа человека рассматривается им как диалектика добра (Бога) и зла ("бесов"). Человек постоянно стоит перед проблемой выбора между добром и злом. Люди подчинены законам природы и общества, тяготятся этой зависимостью, пытаются доказать возможность свободного выбора

. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Л. Н. Толстой Толстой утверждал, что нет случая насилия, которое можно нравственно оправдать. Нельзя оправдать насилие даже ради предотвращения большего насилия (казнь преступников и т. п.). Свойством насилия является его воспроизведение в еще больших масштабах: "Вы 1000 лет пытались уничтожить зло злом и не уничтожили его, а увеличили его" (Иисус Христос).Толстой считал, что не существует права на убийство. Оно противоречит:общечеловеческой морали;христианским идеалам, идее равенства людей перед Богом; законам разума и логики.

. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Революционные демократы Революционные демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, НА. Добролюбов и др.)Революционные демократы выдвинули идеи:осуждения всех форм эксплуатации человека человеком;утверждения значимости мотива поступка при его моральной оценке; утверждения долга как потребности человека и др. Идеалистическое течение российской философско-этической мысли. Его направления: философия "всеединства" и экзистенциальная философия. Особенностями идеалистической философии являются: иррационализм (принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании); панэтизм (представление о всеобъемлющем характере морали и первостепенной значимости этики, которая должна охватывать все мировоззрение). 6.Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени Прагматизм. Представители этого направления - Д. Дьюи, Ч. Пирс и др. - представляли этику как практическую науку, которая рассматривает утилитарные проблемы. Основные положения прагматического направления:основой морали является стремление людей к достижению выгоды;человек в своих действиях руководствуется текущей моральной ситуацией и оценкой ближайших перспектив;любой характер деятельности и средства достижения цели оправданы самой целью.

. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени. Религиозные этические учения Неотомизм - официальное учение католической церкви. Основные положения: источником морали является божественный разум. Он вечен, обладает всей полнотой моральных возможностей, определяет моральные требования;земная жизнь человека неразделима со злом и не предусматривает истинного блаженства;причины страданий людей, зла, грехов: несоблюдение норм божественной морали, свобода человека;человек может достичь счастья и спасения души, только подчиняясь законам Божьим. Неопротестантизм (утверждает, что нравственность является божественным предначертанием.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...