Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Н. М. Карамзина в XIX веке




 «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802)

 «Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)

 «Чувствительный и холодный» (1803)

 «Рыцарь нашего времени» (1803)

Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А. С. Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н. А. Полевого)

В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

В известной эпиграмме, чьё авторство приписывается А. С. Пушкину[12] освещение Карамзиным истории России подвержено критике:

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута[13].

Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году.

Воцаряется Александр Первый – возможностей действовать на благо страны стало больше. Карамзин вернулся к общественной деятельности. Издает новый русский политический журнал «Вестник Европы» и становится первым в России политическим обозревателем. В нем он пишет свои последние повести: «Моя исповедь» 1802 г. – он дает слово отъявленному негодяю, который рассказывает историю своей души: выходило, что и негодяй может быть по-своему чувствителен. В повести «Чувствительный и холодный» 1803 г. душевно добрый и восторженный Эраст всю жизнь приносит окружающим только неприятности; если он и раскаивается, то бесплодно. Здесь проблема ответственности и безответственности чувствительного сердца.

Автобиографическим принято считать неоконченный (намеренно оборванный) роман «Рыцарь нашего времени» 1802 –1803 гг. в нем сцены истинно трогательные (описание смерти матери героя) соседствуют подчас с откровенной пародией на сентиментальные штампы. Время для таких пародий наступило: Карамзин уже видел вокруг себя толпу подражателей. Сентиментальная повесть, поэзия и литература путешествий стала достоянием бездарностей, а значит – отжила свое.

Самую последнюю свою повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (1803 г.) Карамзин написал на исторический и вместе с тем чрезвычайно злободневный сюжет: покорение Новгорода Иваном Третьим. Его идея: возникает великая Россия, но гибнет свободный, самобытный Новгород.

Последние 23 года своей жизни Карамзин посвятил работе над «Историей государства Российского». В нем язык карамзинской прозы заметно обогатился, избавился от чрезмерной сглаженности. Многие русские писатели обращались к «Истории», как к источнику сюжетов.

В 10-е гг. 19 века продолжалась борьба вокруг языковой реформы Карамзина. Сторонники ее сплотились в литературную партию - «карамзинисты» (Жуковский, Батюшков, Пушкин). Однако собственно карамзинские художественные открытия не были оценены. Эпоха сентиментальных увлечений скоро прошла, а сами эти увлечения стали высмеивать. Лишь сейчас становится ясно, что именно Карамзин, обнаружив противоречивость идеала чувствительности, открыл пути для русской психологической прозы 19 столетия.


3.​ Драматургия начала ХIХ века (В.А. Озеров, А.А. Шаховской).


Классицизм потеснён! Сентиментализм!

Правила кл. многими нарушается:

Действие – в 4 акта

Место и время меняются

Основная перемена: в конфликте усиливается роль личных чувств

Противостояние чувства и долга не всегда в пользу долга

Трагедия уступает драме и даже мелодраме

Сентименталисты – трагедия

Просветители – комедия:

Особенно «комедия нравов»

Плацдарм для Грибоедова

Война 1812 г., перелом в национальном самосознании людей. Процесс формирования гражданского общества. Разнообразие репертуара. Преобладание героико-патриотической темы в драматическом и оперно-балетном репертуаре. «Всеобщее ополчение» С. Висковатого, «Илья Богатырь» И.А. Крылова, «Дмитрий Донской» В.А Озерова.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1965 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...