Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общество как целостная саморазвивающаяся система. Основные сферы жизни общества



На поставленный о сущности общества можно ответить следующим образом. Общество – это высшая ступень в эволюции материи, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности человека. Оно является продуктом деятельности людей и их взаимодействия.

В социальной Ф.ии общество характеризуется как высшая форма движения материи из всех известных до сих пор науке. Решающим фактором его становления явился труд, представляющий собой орудийную деятельность людей. Благодаря труду человек постепенно создал совершенно иную, нежели природа, реальность – общество. Труд – исток и основание общества.

Общество представляет собой сверхсложный организм. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он – творец общества и его истории, центральная точка в пространстве общественной жизни. Общество – это весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков.

Общество является системой с упорядоченными связями и отношениями, с собственной структурой и логикой развития. Характеризуя общество, социальная Ф.ия выделяет в нем ряд сфер:

экономическая сфера, или «мир материального производства, место создания человеком совокупности необходимых ему материальных благ (вещи, одежда, жилье и др.) с помощью знаний, специальных орудий труда и техники. Экономика является двигателем прогресса общества, условием его существования.

социальная сфера, или «мир социальных групп». Данная сфера представляет собой совокупность социальных групп (общностей) людей с их интересами и взаимоотношениями.

политическая сфера, или мир управления. Это та область жизнедеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством и другими социальными институтами. Политика есть борьба за власть, за обладание государством как центром власти в обществе.

духовная сфера, и «мир чувств и идей». Данная сфера включает в себя прежде всего формы общественного сознания - науку, религию, искусство и другие. Сюда входят процессы воспитания и образова­ния человека, информационные процессы.

Для общества характерно многообразие источников и движущих сил развития. К их числу принято относить народные массы, классы и слои. На исторический процесс большое влияние оказывают политические партии и движения, общественные организации и коллективы людей. Все они создают материальную и духовную культуру, решают назревшие проблемы. Следует упомянуть и о значительной роли так называемых выдающихся («исторических») личностей, в истории. Их деятельность ха­рактеризуется большими масштабами и кипучей энергией, способностью видеть дальше других и хотеть больше других, решать узловые вопросы общезначимого характера.

Особенность общественной жизни состоит также и в том, что человек своими действиями создает мир культуры («вторая природа») как особый механизм хранения и передачи социального опыта. Сюда относятся прежде всего знания, язык, способы и орудия деятельности. С помощью культуры обеспечивается преемственность в исто­рии я сохранение общества как организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у человечества в принципе существуют все возможности для самовоспроизводства,и дальнейшей жизни. Разрушить культуру означает подорвать сами основы существова ния человеческого общества.

общество и человек появляются, собственно, одновременно. Человек - не только природное, но и общественное предметное существо, живущее в человеческом, общественно-предметном мире. Последний, с одной стороны, создается человеком, с другой - сам формирует человека, социализирует его. Каждый общественный "предмет" становится посредником между людьми, средством их соединения, и в этом смысле - общественным отношением. Человек реализует себя как целостность не только потому, что в нем неразделимы тело и дух, но и потому, что как он сам есть момент движения общественной системы, так и общество - момент движения человека.

Есть два больших типа целостностей, объединяющих людей. Первый, изначальный, просматривается на всю глубину исторического видения. Это семья, род, племя, родовые и племенные союзы. Их можно объединить под 'названием традиционных или архаических локальных групп. Эти общности представляют собой форму совместного бытия или взаимодействия людей, объединенных общим происхождением, языком, судьбой, взглядами на мир. Второй тип социальности возникает в ходе становления государства и цивилизации и представляет собой "большое общество", т.е. фактически тип современного общества. Принципиальное различие этих сущностей состоит в том, что большое общество несет в себе новое качество и тем самым не тождественно локальным общностям или их механической сумме.

В качестве детерминант, вынудивших доисторические общности к принятию новой стратегии, следует рассматривать факторы социальной энтропии, т.е. такие, которые разрушают, дезорганизуют устойчивую жизнь. большое общество возникает как необходимость, далее эта "мутация" закрепляется и становится доминирующей.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 348 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...