Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек, индивид личность. Исторические типы личности



Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Под влиянием общественных отношений формируются многообразные каче-ства личности. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменялись в ходе истории.

При родовом строе личные интересы были подавляемы интересами выживания рода в целом, каждая взрослая особь выполняла жестко предписанную ей родом и силой традиций роль. В деятельности человека органично для него реализовывалась в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности, внутренний духовный мир которой заполнялся нерасчлененным социально-природным бытием, выступав­шим в форме действия сверхъестествен­ных сил.

С возникновением рабовладельческой и феодальной формаций, античной и средневековой культур возникает и новый тип отношений индивида и общества. В этих обществах, в которых образовались классы с разными и противоположными интересами, а вследствие этого сформировалось и государство вместе с официально оформленными правовыми отношениями граждан в нем, индивиды (свободные граждане в рабовладельческом обществе и граждане феодального общества) стали выступать субъектами права и обязанностей. Это означало признание определенной самостоятельности действий за отдельным индивидом, и соответственно предусматривалась способность индивида отвечать за свои действия.

Однако, несмотря на общую сущность обеих формаций, личность эпохи античности резко отличалась от личности феодального общества: они жили в условиях разных типов культур. Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. У каждого была своя судьба, и он не волен был изменить ее по своему произволу. Мировоззрение античной личности оставалось мифологическим.

В период средневековья в христианской религии личность была осознана как целостное автономное образование. Усложнился и уточнился ее духовный мир: она вошла в контакт с персонифицированным богом. Мировоззрение христиани-зированной личности: направленность ее на замкнутую духовную жизнь, совершен-ствование духа – души, воспитание чувства покорности и непротивления, связанная с подготовкой к загробной жизни. Для личности эпохи раннего христианства характерен сугубо личностный героизм – подвижничество. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности в отличие от ценностей утилитарно-материальных.

В новой культурной среде, связанной с переходом от феодализма к капита-листическим формам хозяйства, зарождается личность нового типа. В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, автономия для бога была осознана как автономия для самого человека: отныне человек – распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора.

В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию: все подвергалось сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало главным образом бурный расцвет науки. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душев­ной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации, и мировоззрение. По мере утверждения и развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли. деловитость, одаренность. имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуа­лизм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной ориентацией. Ее душевно-духовные ценности вытесняются рационалистически-прагматическими ориентациями.

Социальные типы личности в истории:

1) деятели - для них главное - активные действия, изменение мира и самого себя. Они «горят» на работе.

2) мыслители - не для того чтобы соревноваться и побеждать, а чтобы; смотреть и размышлять. Пользуются почетом и уважением.

3) люди чувств и эмоций - деятели литературы и искусства, их прозре­ния превосходят научные прогнозы и мудрецов.

4) гуманисты и подвижники - обостренное чувство ощущения душевно­го состояния другого человека. Их сила в вере ко всему хорошему и любви ко всем.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...