Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государственный строй Древней Индии периода Маурьев



Дальнейшие процессы политической консолидации, ускоренные внешней угрозой привели к созданию обширной империи Маурьев. Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э., когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Ее границы простирались от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до Бенгальского залива на востоке. Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и народов, установления вассальных отношений между отдельными княжествами, но и в результате, так называемого, морального завоевания — распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. В империи Маурьев не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя, в конечном счете, во II в. до н.э. побеждает. Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемости неизменность норм права, заключенных в ведах. Веды же должны были толковаться только мудрецами-брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников права. Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей монарха — охрана подданных (Законы Ману, гл. VII, ст.2—3). "Защищая" народ, царь мог заставить его платить налог — были (гл. VII, ст. 80 и др.) Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов (гл.VII, ст. 128, 129 и др.). Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов (гл.VIII, ст. 1, 10). Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов (гл. VIII, ст. 27, 28), должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель (Артхашастра, гл. II, ст.1, 2), строительство ирригационных сооружений. Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (гл. VII, ст.8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может быть "глупым, жадным, необразованным" (гл. VII, ст. ЗО), "приверженным к порокам" (гл.VII, ст.46). Глава VII ст. З провозглашала, что «царь, который по неразумению беспечно мучает страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни». Подобные статьи редко встречаются в истории права. Лишь свободная воля индийских царей давала им, согласно дхармашастрам, возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый им народ. "От отсутствия смирения погибали многие цари вместе с достоянием, — предостерегали Законы Ману (глава VII, ст. 10), благодаря смирению даже отшельники наследовали царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды (гл. VII, ст.37), поступать по их совету. Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью (гл. VII, ст.54—63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхашастре, делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя — высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный органраджасабха, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Наряду с сановниками в него иногда приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения. Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления. Маурьи в период централизации пытались держать все нити управления в своих руках, опираясь на различные категории чиновников, составляющих разветвленную сеть органов исполнительного и судебного аппарата. Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр. С регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных категорий чиновников (адхьякша), среди которых важное место занимали чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной казной. Эти чиновники, согласно Законам Ману, должны были обладать "честностью, умом и твердостью" (гл. VII, ст. 60). Выделялась также особая группа чиновников, следившая за снабжением армии. В зависимости от рода своей деятельности они подчинялись или главному сборщику налогов, или главному казначею, или главнокомандующему. Таким образом,

Древнеиндийское государство также, как и древневавилонское, прошло длительный период эволюции от простейших полисных образований до централизованного государства эпохи империи Маурьев. Ко всем этапам развития государства на полуострове Индостан в первом тысячелетии до н.э. Ученые применяют условный термин «Древняя Индия». Но в отличие от вавилонской древнеиндийская цивилизация в дальнейшем не была уничтожена в результате внешних или внутренних процессов, а постепенно эволюционизировала, сохраняя при этом свою удивительную специфику.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1608 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...