Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Город в творчестве Блока 7 страница



самое важное впечатление: это очень гордые и очень одинокие люди. «несчастные». оба они презирали жалость и считали ее оскорбительной для человека с его высокой миссией. Сам Ницше считал, что у его рода славянские корни, восходящие к польским дворянам Ницким. В незнакомом обществе его часто принимали за славянина. В отличие от многих великих немецких мыслителей, относившихся к России с нескрываемым недоброжелательством, Ницше был своеобразным «русофилом». Он высоко ценил поэзию Пушкина и даже написал романс на одно из его стихотворений. Он обожал Гоголя и был потрясен открытием Достоевского. Ницше не читал Горького.

Все же один общий момент в их биографиях был. Оба рано лишились своих отцов, оба в возрасте 4 лет. Оба нежно любили своих отцов, но по смутным воспоминаниям и рассказам родственников. Для каждого смерть отца стала тяжелейшей душевной травмой, несомненно наложившей печать на всё их мировоззрение. В их мрачном свете вся жизнь представала как «ничто», как «сон пустой». И только невероятным усилием внутренней духовной воли можно было попытаться сделать этот сон «золотым».

Ницше сказал: «Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, говорит Искусство...»

Так и для Алеши Пешкова чтение стало своего рода выходом из безнадежной жизненной ситуации, из ощущения бессмысленности окружающей жизни. Но книги же чуть не довели его до сумасшествия. В отличие от Ницше, он спасся от безумия, второй раз уйдя «в люди».

существует и другая вечная проблема: Горький и Ницше. Вопрос о том, был или не был Горький ницшеанцем, обсуждается уже целое столетие. Проблема появилась одновременно с босяками Горького, его анархическими героями-«индивидуалистами», и целое поколение, выступившее на рубеже веков, воспринимало писателя именно в этом ключе. «В то время, — вспоминает В. Жаботинский, — мы знали Горького только по его коротким рассказам, казавшимся отголоском учения Ницше, которое облекалось в русское одеяние. Он прославлял людей воли и действия, казнил презрением рабов “рефлексии”, выхолащивавших и глушивших всякое смелое начинание».

Однако по мере того как в советской стране канонизировался образ Горького, русский писатель неуклонно и неизбежно становился идейным антиподом Ницше, так что даже мысль о сближении обоих имен воспринималась порой как нечто кощунственное. Советское литературоведение упорно билось за чистоту образа пролетарского писателя. «Либерально-буржуазные литературоведы (например, С. А. Венгеров) уверяли, что Горький — ницшеанец, стремясь уподобить его буржуазным писателям, объявить его художником декадентского лагеря», — писал один из советских горьковедов. Впрочем, некоторые из ученых специалистов даже тогда признавали, по меньшей мере, правомерность проблемы. Да и как было не признать — проблему-то «освятил» сам Горький, вполне соглашавшийся по поводу своих босяков, что «снабдил их <...> кое-чем от философии Ницше».

Как естественная реакция на скупое и одностороннее в целом освещение темы «Горький и Ницше» в бывшем Советском Союзе воспринимается серия западных исследований о ницшеанстве Горького, предпринятых в 1960—1970-е годы и демонстрирующих то, что, по сути, и так очевидно: в «бунтующих» персонажах молодого Горького, как и в более поздних его произведениях (вплоть до поэмы «Человек», 1904, и «Исповеди», 1908) проявляется неоромантический ницшеанский [123] пафос. Вывод: сближение имен германского философа и русского писателя, безусловно, оправдано с историко-литературной точки зрения. Об этом заявляли в последнее десятилетие и отечественные исследователи. «Перед нами не “легенда”, созданная критиками, а очень серьезная проблема, от которой до самого последнего времени принято было открещиваться», — подчеркивала, например, в одной из своих работ М.Г.Петрова.

В связи с неутихающим и поныне интересом к этой проблеме можно сказать, что любой, даже малозначительный, на первый взгляд, документ, проясняющий отношение Горького к Ницше, имеет историко-культурную ценность.

Из сохранившихся материалов видно, что во время совместного обеда Кеслер и Горький (когда Горький ставил пьесу в Германии), говорили о Ницше. Трудно усомниться в том, что оба сошлись в своем восхищении и, можно сказать, преклонении перед его памятью. Ясно также, что Кеслер рассказал Горькому об «Архиве Ницше», о «Новом Веймаре» и вызвался быть посредником между русским писателем и сестрой философа. Следствием этих переговоров явилось официальное приглашение, которое Э. Фёрстёр-Ницше направила Горькому 12 марта. Письмо это сохранилось в Архиве М.Горького68. Текст его приводится ниже по черновику, оставшемуся в бумагах Э. Фёрстер-Ницше:

Э. Фёрстер-Ницше получает ответ М. Горького: Не может быть на свете мыслящего человека — или он не художник, — если он не умеет любить и чтить Вашего брата. Я был бы чрезвычайно рад, милостивая государыня, посетить Ваш дом, но это для меня никак невозможно, поскольку я должен отправиться в Америку. я же — целую дорогую для меня руку сестры Ницше. 7 марта 1906 года»

Отказ Горького был, конечно, вынужденным: нельзя усомниться в его искреннем желании посетить Веймар и «Архив Ницше». Позднее, в своей «второй эмиграции», Горький несколько лет (1921—1923) жил в Германии, однако в Веймаре, ему так и не удалось побывать.

"После начала Отечественной войны (1812) проходит около 65 лет - немецкий писатель Фридрих Ницше публикует серию статей под общим названием "Несвоевременные мысли" (1876-78 годы). Значительную часть своей жизни Ницше прожил за границей, курсируя между Италией и Швейцарией. Последние годы своей жизни он был заперт в сумасшедшем доме.

После начала Крымской войны (1853) проходит около 65 лет - русский писатель Максим Горький публикует серию своих статей под общим названием "Несвоевременные мысли" (1917-19 годы). Значительную часть жизни Горький был вынужден жить за границей, курсируя между Германией и Италией. Последние годы жизни Горький провёл в СССР, фактически, в подневольном состоянии.

историкам литературы прекрасно известны многочисленные параллели между Ницше и Горьким, начиная от поразительного внешнего сходства и заканчивая почти дословными совпадениями текстов.

Буревестник носится, будто демон - «гордый, черный демон бури». Все птицы попрятались. Чайки «готовые на дно спрятать ужас свой», гагар пугает гром ударов, бессмысленный пингвин свое жирное тело «прикладывает в скалах». Им «неприступная утеха битвы». Что-то подобное я видела в одном из отрывков Ницше. Читаю: «Лучше жить в ледниках, чем среди благочестия и других южных ветров.

…Мы желали молний и подвигов, мы не понимали счастья немощных - покорность. В воздухе запахло грозой… Формула нашего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель…»

Нет ничего необычного и в том, что устами босяков Горького говорит самая новая полоса европейской и русской культуры. Философия этих босяков - своеобразнейшая амальгама жесткого ницшеанского поклонения силе с тем безграничным, всепроникающим альтруизмом, который составляет основу русского демократизма. Из ницшеанства тут взята только твердость воли, из русского народолюбия - вся сила стремления к идеалу. В результате получилось свежее, бодрое настроение, манящее к тому, чтобы сбросить ту апатию, которой характеризуется унылая полоса 80-х годов.

Серьезным подходом к проблеме отличается работа Л.Колобаевой "Горький и Ницше", где заявлено: "Переклички Горького с Ницше и влияние последнего на писателя... не миф, а реальность. Горький вовлекал в круг своих размышлений о российской жизни этическую проблематику Ницше, использовал, по-своему переосмысляя, некоторые его философские лейтмотивы и символы для реализации собственных творческих импульсов" (14; 165). Далее этот тезис раскрывается на конкретном материале творчества Горького.

С Л.Колобаевой полемизирует Р.Певцова, считающая положение о ницшеанстве Горького преувеличенным. Она подчеркивает известную самостоятельность Горького, его неподатливость и силу сопротивления каким бы то ни было идейно-философским влияниям. Имея в виду отношение молодого Горького к Ницше, Певцова настаивает, что в этом плане можно говорить лишь о том, "в чем они расходились и объективно до определенного предела сходились, будучи мировоззренчески не только независимы, но и противоположны в главном; можно говорить лишь о критически-самостоятельном отношении Горького к философии Ницше и об использовании молодым писателем некоторых переосмысленных им ситуаций, отдельных реминисценций и афоризмов из сочинений базельского философа". Следует отметить, что в статье Р.Певцовой представлен ценный фактический материал, высвечивающий историю приобщения Горького к идеям Ницше...

22. Жанровые особенности исторического романа Д. Мережковского «Антихрист. Петр и Алексей».

(1865-1941)

Теоретик русского символизма. Себя видел в качестве религиозного мыслителя, и свои религиозные идеи настойчиво пытался выразить в поэзии.

Перелопатил кучу ист. и религ. лит-ры, а интересовало его, как в разные эпохи происходила борьба двух полюсов: язычества и христианства (вне религии для него нет сознания).

Двух Заветов Мережковскому мало, нужен Третий: синтез Нового и Ветхого, по Мережковскому христианского и языческого мышлений. Создание духовно-светской культуры.

И об этом! Трилогия «Христос и Антихрист».

Мережковский — создатель исторического романа нового типа. Введение большого количества фантастики и символов привело, правда, к некоторой абстрактности, условности образов и основательным недостоверностям.

В трилогии рассматривается конфликт язычества и христианства.

Проблема в том, что в нашей культуре потерян баланс между царством тела и царством духа.

Империя покоряет себе церковь, в культуре нет баланса и на, скажем так, социально-духовном уровне.

Линия Петра, разумеется, — Антихрист (так ему и надо), линия Алексея, разумеется, христианство.

Концепция.

Пётр — весь на антиномиях.

Он чудесен в своей непосредственности и в детском восприятии — всему открыт, всему готов учиться. Но и чудовищен в человеческих слабостях — мнительный мелман в плане измен, зависит от своей неверной жены и иностранцев, обновляя церковь, глумится над ней.

Алексей тоже антиномичен (да, оба они такие).

И зверски изменяет жене, и по-своему её любит и жалеет.

Композиция:

1. Субъективация повествования.

Дневник преобладает над документами. Символисту субъективное важнее объективного, история интересна ему не громкими событиями, а частными судьбами. Через интимное восприятие показана суть эпохи.

2. Приём антисипации. Стремление пророчески предвосхитить в тексте грядущие события. Примеры «предвосхищений»: вино, которое дал Пётр покаявшемуся Алексею, «как кровь» (с этим как-то ещё связано детское воспоминание Тихона о казни стрельцов, когда вино и кровь лились вместе).

[из учебника:]

В романе «Антихрист. Пётр и Алексей» ослабевает вл. имморализма Ницше и его апологии сверхчеловека.

Роман свободен от односторонней апологетики петровских преобразований.

Образ Петра:

— титанизм

— сравнение с земным богом, т.к. идёт подчинение церкви государству, а во главе её ставится Человекобог (знак «минус»)

— изображается с неск. точек зрения:

С точки зр. народа:

тяжёлые реформы, чуждость их вековому укладу, гонения на церковь, «люторство Петра».

С точки зрения Алексея:

с одной стороны, старое для них неприемлемо, уже гнилое (образ, отрицательно характеризующий старую церковь — отец Яков Игнатьев), с другой стороны — именно Алексей на суде говорит в лицо отцу «Стоном стонет земля», воспринимает как измену покорность церкви.

С точки зрения просвещённых европейцев (фрейлина Арнгейм и медик Брюментрост):

свирепость Петра — варварство, в Петре для них соединяется ужасное и комическое — образ кота Котабрыса.

Итоговая оценка правления Петра: после смерти Алексея.

С одной стороны, преобразования Петра обоснованы, Россия спит мёртвым сном. России необходим новый путь, но новый путь, на который Пётр выводит Россию, губителен.

Откровенная авт. экспрессия: кормчий ведёт страну навстречу буре по железным кровавым волнам. Яснее не бывает.

Вообще текст изобилует аллегориями, иносказательные детали весьма и весьма прямолинейны

Мережковский первым из символистов посмотрел на минувшее сквозь призму сознания рубежа XX-XIX: то, что казалось современникам ошибкой, отступлением от достоверности, модернизацией прошлого, сейчас уже рассматривается как решение определённых эстетических задач, а именно, глубже показать символическую связь эпох трилогии. По мысли писателя, религиозные и культурные переломы эпох эллинизма и Возрождения находят современные адепты, в частности — петровская эпоха.

СЕМИНАР:

Признаки ист р-на:

1) воспроизведен ист колорит эпохи

2) наличие ист персонажей

Дм. Балашов, «Господин вел Новгород» - без известн ист персонажей, но ист роман

3) отдаленность эпохи, причем с т.з. автора – это заверш-ся этап разв-я

Но в XX веке была широк концепц ист романа: «ГНВ» тогда – ист роман

4) ист события

Но еще д.б.:

- документальн основа, реальн факты. Если преоблад – это хроника

-вымысел автора. Если преоблад – носит приключенч характер

-домысел автора. Напр, у Дюма или В. Пикуля.

Если составляющие соотносятся в равн пропорциях, то ист роман.

Проблема языка исторического романа. 2 тенд: архаизация/модернизация, м.б. доведены до абсурда. Умеренная архаизация и некоторая стилизация.

Чепыгин, «Разин Степан» - сложно читать, как и Балашова.

Др тенд – опора на жив разговорн речь, диалектизмы, историзмы. М.б. приемы: аористные окончания глаголов, использование полногласия…Исп Вас. Шукшин в р-не «Я пришел дать вам волю» и Алексей Толстой.

А что у Мережковского?

Его ист романы антиисторичны, т.к. только демонстрир его философ концепцию мра. Комбинир ист материал по св усмотрению. В угоду св философ схеме. Все фигуры романов несут заранее заданное противоречие.

При этом роман переполнен конкретн деталями, подробностями быта. Созд впеч-е ист достоверности. Концепция мир развития, постр на утвержд его исходн противоречивости.

Мережковский, «Христос и Антихрист»

Венера в «Антихрист: Петр и Алексей» потребовала кровав жертвы: Петр себе ранит руку, ставя Венеру на пьедестал. Бахус – др. бог, треб жертвы.

Персонифицирован ли антихрист? Зависит от т.з.

Для Петра важно гос-во, а для Алексея – чел отн-я!

Непонимание м/у родными людьми. Прежн нравств отн-я забываются и корректируются. Чел подним-ся на нов ступень.

Антихрист – дух времени, к-рый оказ-ся по сути разрушителем общ-ва, отн-й м/у людьми.

Алексей рассужд по поводу взаимоотн отца и сына, о рус народе, о том, как его отец возд на этот нар: нар – воск, пластичная масса. Алексея остан не сами реш-я Петра, а методы.

«Смерть Богов», «Воскресшие годы», «Антихрист (Петр и Алексей)» - ч романа.

Концепц истории: 1) лич-ть 2) нар

Здесь уже не люди приним участие, а какие-то коллективн настроения. Мережк рассм историю как борьбу светл и добр начал: борьба Божественного и дьявольского: кто побежд и когда – завист от эпохи и врем.

Лев Гумилев (сын Ахмат) – подхватит эту теор: любой народ в св развитии прох те же самые этапы, что и человек. Теория пассионарности.

Мережковский тоже всю мировую историю уложил в жизнь чел-а: с момента х-ва нач борьба Добра и Зла, Божественного и дьявольского. «Смерть Богов». Потом Ср Века и Возрожд – пер нов обращ к х-ву, рожд православия, etc «Воскресшие годы». И посл этап – это «Антихрист» - то, что погубит все чел-во и х-во.

Петр истово молится за Россию. Ему небезразлично, что с ней будет после его смерти. Он пыт-ся из него воспит мужчину, но Мережковскому важно это противоборство темн и светл начал. Петр берет внешние атрибуты Запада (празднества, статуи), скепсис, логика-рацио!). Все нач сопротивляться, но-детски, интуитивно. Еще Петр берет из Запада взаимоотн-я гос-ва и церкви. Он отдает распоряж и хоч подчин церковь, но у него не получ.

Деспотизм Петр берет у Востока.

Мережковский бер западника (Петр) и восточн пашу (Алексея) и показ, что их нельзя механически соединить, но их выигрыш был бы в соединении. Алексей ищет ключ к душе рус мужика, он много пускает на самотек, но этим и выигрывает относительно.

Каждый из героев идет друг к другу, но не находит точек соприкосновения => дневниковые записи: я бы все простил, если бы он…

Др проблема: проблема религии. Вводит язычество, католичество и православие.

Тихон оказывается проповедником истинной веры, к-рая в душе чел-а, а не во внешн атрибутах. Симпатия Мережковского на стороне настоящей убежденности в своей вере, а не в различных атрибутах.

Важная тема Петербурга – миф о Петербурге, к-рый появился сразу же после появл Спб.

23. Основные творческие принципы И. Бунина. Форма повествования, жанры, роль «памяти» в его произведениях. Бунин и модернизм.

Бунин и модернизм.

Не создал развёрнутой эст. теории, но общее было:

(1) видение исс-ва как интуитивного приобщения к тайнам бытия: тут согласен с символистами. «О причинах упадка» Мережк, «Заветы символизма» Иванова, «Ключи тайн» Брюсова. Искусство — познание нерассудочными путями.

(2) трансцендентный хар-р тв. акта:

образ продиктованных строчек у Ахм., «состояние мировой поэзии и мысли» у Д.Живаго

(3) соед. интимно-лир. и вселенски-космического

тут братство с символистами

Если конкретнее:

(1) Бунин ближе к постсимволизму — к Пастернаку, напр:

Не знаю, решена ль

Загадка зги загробной,

Но жизнь, как тишина

Осенняя, - подробна…

(2) к Ахматовой: «Мне ни к чему одические рати и прелесть элегических затей»

(3) Общий у многих модернистов и у Бунина интерес к памяти. Напр, В. Ив., Волошин.

НО. Различия:

(1) в «Неизвестном друге» — бунинская вещь в околоэпистолярном жанре, поток писем женщины художнику, где она выражает восторг по поводу идеи жизнетв-ва. Абсолютное молчание художника в ответ означает неприятие этой идеи Буниным.

По Бунину, задача искусства не в преображении жизни, а в преодолении индивидуальной обособленности личности, прорыв к «Единой» душе.

(2) Бунина раздражала абсолютизация искусства модернистами, претензии искусства на исчерпывающее знание тайны бытия.

(3) Бунин не приемлет теоретизма модерн. течений (а претензии на обладание тайной бытия посредством тв-ва создали взгляд на искусство как на сферу приложения филос., религ., эст. и иных идей)

Если конкретнее:

(1) Бунин далёк от символизма с их вниманием к сверхпластам бытия

(2) далёк от футуристов с их футурологическим вектором (впрочем, символисты тоже этим баловались) и с их взглядом на искусство как на изображение будущего состояния человека.

В 1891 г. выходит сборник «Листопад». Лаконичен, скуп в тропах, чуткость к образам. Конкретика образов (пушкинское). Сочет классич и импрессионистск поэзии. Ценность непосредственность, прославл естественности и отсутствие заумствования – от Толстого. Бунин: «ЛНТ не меньше ФМД чувств бесов».

1916 – рассказ «Третьи петухи» о разбойниках, к-рые нанесли вред родственникам апостолов, Господь решил их наказать, а Фома их спасает. Господь спрашивает, почему, а Фома: «Ей, господи, сладка земная жизнь, тобой данная». Бунин чувствует эту радость жизни!

«Антоновские яблоки»: «сочная прелесть» - непосредственность ощущений (во многом за счет инверсий), сочетание смыслов, дивится повседневности. Преодолеть веру в вечность (???).

Божеское в чел-е есть и растет, а человеческое постепенно убывает. Бунину не нравилось литературное и литературоведческое понимание жизни: «разбили десятилетия, выбрали каждому своего героя, это ли не курам на смех?».

Пр-е «Ночь»: «прошло 2000 лет, а светит то же Солнце, к-рое видел ап-л петр, тогда где же я и где же мое время?». Он видит вечность, но в какой ф эта вечность? Тут бунину трудно, это видно по его дневникам и личн записям.

Бунин – «мрачнейший из эпикурейцев» (определение философа ИвИна). Вечность реализуется через ПАМЯТЬ прапамяти.

Как неореалист Бунин придерживается… А вот вам пример, чего придерж: Герой живет в мире Данте, Ницше и т.п. встречает крестьянина, который посадил на могилке цветок – и радуется только потому уже, что живет! Бунин хочет жить этой, настоящей жизнью. Оля Мещерская из «Легкого дыхания» - абсолютно бунинский тип, к-рый живет в абсолютном согласии с жизнью. Она растворяется, уходит в вечность, а не умирает.

Др рассказ «Сны Чанга»: как Оля не перечит ж, так и герои этих рассказов. Капитан не доступен смерти. Чанг видит капитана «взором памяти». Преодоление тленности – бунинская тема. Герой начинает проектировать свою жизнь, выстраивать ее, поэтому все получается некрасиво, неказисто // с «Господин из Сан-Фр». Есть идеальная Катя, а есть настоящая, к-рая не отворачивается от жизни, ж. стан-ся адом, и он выстрелил в себя «с наслаждением».

По Бунину нет «грешной любви».

Рассказ «Святые» - сказ: редко у Бунина, но рассказ важен для поним любви по Бунину. Блудница Адель (Елена), влюбл в графа, идет в монастырь, но беременна, ее выгоняют, Адель умирает, монахини видят нимб, она святая. «Помните, великое множество грехов прикрывает любовь». Арсеньич не вид особ разницы м/у любовью в христианск плане и любовью Адель. По Бунину, нет грешной любви. Плоть не греховна (vs. мнения Мережковского). Бунин удивл, как Мережковский назвал Толстого «тайновидцем плоти», а ФМД – «тайновидцем духа». Просто не было у Мережковского плоти, говорит Бунин.

Но по сути, у Бунина нигде не было постельных сцен. Осуждал Бабеля за пристальное, натуралистич отношение к плоти. Осужд Сологуба за то же самое.

Но бунин не осужд, не морализует по поводу плотск любви.

Опыт неореалиста в опр степ соотв философии феноменологии.

Феноменология – постижение мира через интенции нашей души. Интенция – способность наших восприятий, способность быть направленными на некий предмет, некий феномен, к-рый нам явл-ся непосредственно. Это не логич. Не аналитич восприятие, а эмоц, чувств.

Др важн для Бунина тема – Россия и нац хар-р.

Евразийцы – Хлебнкиов и Клюев, но Бунин не из их числа.

Рассказ «Деревня» Бунина. Вечн жажда праздника у рус народа. Психол основа рус бунтов. Он ругает лит интеллигенцию, к-рая была в беспеч барском эгоизме, равнодушии к нар во время войны. Вина л-ры перед народом. (// это одна из сквозных тем Розанова).

Для Бунина рус народ непознаваем.

Поэтика: рушится принцип объективн отраж-я дей-ти. Дей-ть – то, что я чувствую. Его раздраж груб реализм (как у Шолохова). Возраж против того, чтобы его сравн с Тургеневым. Он пиш, что у него др эстетика, если тургенев изо, то я высказываю чув-ва.

Люб. фрагмент. Пыт. передать индивидуальную интуицию. «Жестокость к убийству есть у каждого чел-а». Ругает малокровного Раскольникова и ФМД, к-рый «совал Христа во все свои бульварные романы».

Неореализм на смену реализму - см лекцию.

Сборник «Листопад» - бунин след трад-м классич поэзии - Пушк, Фета, Тютч, Полонск. Оч важна прир.

Осн стих-я хар полнота жизни и появл темы космоса, хаоса. Влияние поэзии на прозу.

Повесть «Деревня»: Тихон - крепк хозяин. Кузьма- анархист. Оба вышли из купеч среды, но Кузьма поддался совр веяниям. 2 рус психологич типа, 2 пути развития русск человека.

Показан упадок рус деревни.

«Суходол» - от лица крестьянки Натальи ведется повествование. Показан упадок дворян рода.

Рассказ «Братья»: сопоставл буржуазн и природн обществ.

Притча про ворона, который склевал, а потом понял, что до суши еще далеко и умер = бурж общ-во, которое клюет колонии сейчас, а потом само умрет

***

Рассказы

• Одно из первых значимых произведений - рассказ "Антоновские яблоки".1900г.

• Особенность - бесфабульное произведение, строится на импрессионист.

признаке. Запах антоновсих яблок заставляет героя очень живо представить то, что присходило с ним когда-то. Б говорит о даре чел.чувственно воспринимать мир, но боле того, о даре памяти. Память позв.человеку заново пережить и ощутить то, что он когда-то переживал.

• В ант.яб. параллельно рассказу о временах года идет рассказ об увядании дворянских гнезд.

• "Господин из Сан-Франциско" 1915г. Тема смерти и жизни приобретает масштаб вечности. Первоначально назыв. "Смерть на Капри".

• Причина создания - известие о смерти миллионера на Капри, прочитанное в газете.

• подчеркивает мертвенность героя, соотносит с вещью.

• герои безмолвны, безымянны и механизированы

• прожигание жизни с одной стороны, а с другой - труд вахтенных и рабочих, чтобы раскрыть фальшь этого красивого отдыха.

• “Легкое дыхание”: Проблемы жизни и смерти, судьба красоты в мире лжи

• абсолютная внутренняя свобода и естественность Оли Мещерской и фальшь, лживость ее взрослого окружения.

• прекрасные, так и не реализованные возможности не могут исчезнуть без следа: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”

• Противопоставление смерти в любви

Тёмные аллеи

• В книге 38 новелл, составляющих три раздела

• Разнообразие женских типов

• От чувственной любви до игривого анекдота(100 рупий)

• 1946 Париж-в полном составе

• “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”

• “энциклопедия любви

• разнообразные оттенки взаимоотношений двоих. нежные, возвышенные чувства (“Руся”, “Натали”), бурная страсть (“Зойка и Валерия”, “Галя Ганская”, “Дубки”), и проявление противоречивых эмоций (“Антигона”, “Визитные карточки”).

истинная земная любовь, “гармония земли и неба”.

• “Темные аллеи” Надежда, владелица “постоялой горницы”, через всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-то соблазнившему ее. “Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”, “Все проходит, да не все забывается”, — говорит она. И барин Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, понимает, что лучшие мгновения его жизни связаны с этой женщиной. Но прошлого не вернешь.

• “Руся” герой двадцать лет не может забыть чудесную девушку, в семье которой он когда-то служил репетитором. Но влюбленным пришлось расстаться, и с тех пор прошло много лет. Герой постарел, женился, но по-прежнему помнит, как “однажды она промочила в дождь ноги... и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни — подобного счастья не было во всей его жизни”.

• “Холодная осень”, проводила на войну своего жениха,его убили, но чувство к нему продолжает жить в душе. «И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон”.

умирает от сердечного приступа Николай Платонович в новелле “В Париже”, внезапное появление сумасшедшей матери Руси во время ее свидания с любимым навсегда разлучает их, уходит в монастырь героиня “Чистого понедельника”, умирает от преждевременных родов Натали.

Деревня

• Дурновка-вся россия

• Современная деревна без прикрас

• Уход в прошлое старого уклада жизни

• Упадок помещиков

• Красовы, Тихон и Кузьма, Дурновка

• о страшной бедности и отсталости в русских деревнях, о противоречиях между помещиками и крестьянами, бедняками и кулаками

• Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждает о том, что край богатейший, чернозем прекрасный на полтора аршина. А пяти лет не проходит без голода

• Тихон-много работал, наживался на всём, Семейная драма приводит героя к трагедийному самоощущению человека, выпавшего из родовой "цепи". интересен неординарным соединением практического делового ума и глубоких интуиций психологического и национально-исторического плана

• Кузьма - себя тип русского самоучки, цели нет, зато судит всех строго. Деревню так же, как брат, не любит, заявляя, что нигде не видел скучнее и ленивее типов. Итак, по мысли автора, все наиболее энергичное и умное стремится из этой дикости бежать.

• не следует идеализировать мужика, как это часто бывало в русской литературе

• жизнь крестьянства накануне первой русской революции, разрушен привычный ход жизни в деревне.

• мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты. Герои пытаются разобраться в окружающем, найти точку опоры

• непрактичность, бесхозяйственность, крайний максимализм, неумение выбрать дело по силам, отсутствие прочных культурных традиций в быту, семье, хозяйстве.

24. Основные мотивы в лирике К. Бальмонта.

(СЕМИНАРЫ)

Тоже старший символист, но совершенно иная творческая манера. На него было много очень нападок.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...