Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Католицизм. Особенности догматики, культа и организации



1054 г. окончательное разделение Церквей. Предпосылки – в 5-6 вв. В 589 г. западные отцы церкви решили уравнять Отца и Сына. Западная церковь, в отличие от Восточной, была избавлена от необходимости постоянно доказывать свою правоту. Она обладала несравненно большей свободой маневра и даже могла себе позволить внесение изменений в догматику, не опасаясь вызвать у кого-либо сомнения в своем правоверии. Так, уже в пылу спора с арианами Западная церковь усмотрела «соблазн» в 8-м члене Никео-Цареградского символа веры - об исхождении Св. Духа от Отца. В этом западные отцы церкви увидели «умаление» Бога-Сына по отношению к Богу-Отцу. Поэтому на Толедском соборе в 589 г. было решено «подправить» этот пункт с тем, чтобы «уравнять» Отца и Сына: в него было добавлено слово «filioque» - «и сына». Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына стало первым камнем преткновения в отношениях между Западом и Востоком христианского мира. Также спор сводился к вопросу о соотношении божественной благодати и свободе воли: Пелагий отдавал приоритет свободе воли (спасение невозможно без сознательного стремления человека); Августин увидел угрозу авторитету Церкви. Учение Августина о единоспасающей благодати – Бог создал человека из души и тела, раздор Бог устранил наделив человека даром благодати. Благодать сдерживала свойственные плоти низменные порывы. Т.о., греховность – естественное свойство, а праведность – сверхъестественное. Первородный грех не изменил природу, но означал потерю благодати. Христос вернул в мир благодать. Приобщение возможно лишь через Церкви. Учение о сверхдолжных заслугах. Праведность Святых и апостолов была больше, нежели простых монахов или мирян. Их заслуги перед Церковью и богом – сверхдолжные, т.е. минимально необходимы для райского блаженства. Резерв добрых дел для людей, которым не хватает добрых дел. Это учение получило оформление в булле папы Климента VI (1349 г.) а практическим выводом из него стала раздача, а затем и продажа индульгенций - особых грамот, подтверждающих прощение грехов данного человека за счет его наделения некоторой толикой из «запаса добрых дел». Догмат о чистилище. Промежуточная инстанция, через которую проходят души умерших, прежде чем попасть в рай или ад. Теологов смущало противоречие между представлением о рае как обители безгрешных праведников и убеждением в том, что «все не без греха». Выход был найден в утверждении, что после смерти человеческие души проходят очищение огнем, и лишь те, чьи грехи были невелики, очистившись, попадают в рай. Те, чьи грехи были невелики, попадают в рай. Души, запятнанные грехами, после чистилища низвергаются в ад. Время пребывания в чистилище также зависит от молящихся. Дева Мария. Согласно католическому вероучению Дева Мария, чтобы быть достойной стать матерью Спасителя, была в виде исключения, «привилегии» еще до рождения освобождена от первородного греха. Она была зачата непорочно и получила дар «первобытной праведности», как бы уподобившись Еве до грехопадения. Это учение возникло еще в IX в., а в 1854 г. - было официально признано церковью как догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. папой Пием XII был обнародован догмат о телесном вознесении Девы Марии. Непогрешимость (1870 г.). Из всех вероучительных принципов католицизма наибольшие споры вызывал и продолжает вызывать догмат о непогрешимости папы римского в вопросах веры, принятый на Первом Ватиканском соборе в 1870 г. Согласно учению о непогрешимости папы в вопросах веры римский понтифик, как преемник верховного апостола Петра, будучи олицетворением Церкви, обладает той непогрешимостью, которой церковь наделена самим Спасителем. Более того, по утверждению католических теологов, папа сам является живым воплощением Христа. Как писал в 1922 г. епископ Буго, Христос реально присутствует в Церкви в таинстве евхаристии - под покровом хлеба и вина, преосуществляемых в плоть и кровь Христову. Но в евхаристии его присутствие не полно, т.к. в ней Христос безгласен. Другая же, «глаголющая» половина Христа - папа. Таким образом, евхаристия и папа, заключает Буго,- это два покрова, под которыми Иисус Христос пребывает в своей целостности, и вместе они образуют полноту боговоплощения.

52. Протестантизм: возникновение и общие принципы.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. proteatans — открыто провозглашающий, протестующий) — одно из крупнейших направлений христианства, наряду с католицизмом иправославием, возникшее в ходе Реформации и объединяющее ряд самостоятельных церквей и конфессий. Название произошло от «протестации» — протеста группы немецких князей и представителей городов, сторонников Лютера, против отмены в 1529 г. Шпейерским рейхстагом права выбирать религию, которое было получено ранее. Требование преобразования церкви в духе евангельских идеалов выдвигал еще Джон Уиклиф (1320-1384), профессор Оксфордского университета, который настаивал на приоритете Священного Писания над Священным Преданием. Эти идеи развивал и профессор Пражского университета Ян Гус (1371-1415), призывавший к отказу церкви от богатств и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцского собора вызвало движение гуситов, с большим трудом подавленное католиками. Движение за преобразование церкви достигло кульминации в XVI-XVII вв. Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546), профессора Виттенбергского университета. 31 октября 1517 г. он прибил на двери церкви 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер настаивал на покаянии, которое должно придать смысл жизни христианина, критиковал учение об индульгенциях, чистилище, молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, потребовал упростить обрядность, подчинить церковь государям.
В немецкой Реформации, как еще ранее в Гуситском движении, нарастало противоречие между умеренным и радикальным направлениями. Князья, дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений. Умеренная реформаторская группировка, возглавлявшаяся Лютером и его сподвижником Филиппом Меланхтоном (1497-1560), истолковывала требование держаться Священного Писания в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противоречило Библии. Сторонники радикальной группировки, возглавленной Томасом Мюнцером (1490-1525), крестьяне и городская беднота, требовали отмены всего, что не подтверждалось текстом Священного Писания. Немецкие князья, а затем и правители Дании, Швеции осуществили реформы в духе учения Лютера, в результате чего возникли церкви, получившие впоследствии название «евангелическолютеранских». Парламентским актом 1534 г. английский король был объявлен главой церкви, что положило начало англиканству. Центрами Реформации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1546) осуществили церковные реформы в демократическом духе. Учения Цвингли и Кальвина стали основой реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских церквей в Швейцарии и Германии; во Франции (гугеноты), в Нидерландах, Англии, Шотландии, Венгрии, Чехии и Польше. Протестанты-кальвинисты (пуритане) в Англии выступали за ликвидацию епископата. Господствующее положение пресвитериане завоевали в Шотландии. В XVI-XVII вв. возникают как самостоятельные конфессии меннониты, моравские братья, баптисты, квакеры. Преследования, которым подвергались религиозные инакомыслящие, побуждали многих протестантов к эмиграции, в особенности в Новый Свет, где не существовало господствующих религиозноцерковных традиций. Это стало важным фактором укрепления новых конфессий, осуществлявших впоследствии оттуда свою миссию в Европе и остальном мире. Движения религиозного возрождения (ревивализм), связанные с преодолением религиозной индифферентности в XVII-XVIII вв. (пиетизм, от лат. pietas — благочестие в Германии, в методизм — в Англии), с особой силой распространились в североамериканских колониях («Великое пробуждение») и способствовали развитию «свободных», «братских» церквей, появлению в XIX-XX вв. новых протестантских деноминаций — адвентистов и пятидесятников), движений (Армия спасения, харизматическое движение), а также групп, течений и сект протестантского происхождения, выходящих далеко за рамки ортодоксального христианства — мормонов, новоапостольской церкви, «Свидетелей Иеговы», «христианской науки» и т.д. В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ Библия объявлена единственным источником вероучения, а Священное предание отвергается или используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию (принцип «только Писание» — лат. sola Scriptura). Согласно Лютеру и Кальвину, спасение может осуществиться только как результат божественного вмешательства (принцип «только благодатью» — лат. sola gratia). Важнейшим положением большинства конфессий ПРОТЕСТАНТИЗМА является учение об оправдании одной верой (принцип «только верой» — лат. sola fide) в искупительную жертву Христа (принцип «только Христос» — лат. solus Christus). Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными. Чрезвычайно важным в ПРОТЕСТАНТИЗМЕ является принцип всеобщего священства. Благодать равно дается всем крещеным по вере, все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, проповедников, епископов. ПРОТЕСТАНТИЗМ отверг молитву за умерших, поклонение Деве Марии и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. Из таинств сохраняются крещение и причастие, но и им дается новое теологическое толкование, отвергается догмат о пресуществлении.Чтение Библии и проповеди составляют основу богослужения. Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов (псалмов). Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, связанные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США. В религиозной и общественной жизни протестанты придерживаются принципа «самореформирующейся церкви». Протестантские исповедания веры содержат общехристианские догматы о Боге, Троице, сотворении мира и человека, всемогуществе Бога, Его промысле и любви к Своему творению, об Откровении в богодухновенном Священном Писании, о Богочеловечестве Иисуса Христа, Его непорочном зачатии, воскресении из мертвых, искуплении первородного греха, втором пришествии, Страшном суде, бессмертии человеческой души (за исключением адвентистов), воскресении мертвых, о грядущем Царстве Божием, посмертном воздаянии, аде и рае. Первоначально ПРОТЕСТАНТИЗМ получил распространение в Северной и Центральной Европе. Затем миссионерское движение распространило протестантские деноминации по всем континентам и странам. В настоящее время в мире насчитывается более 400 млн. приверженцев ПРОТЕСТАНТИЗМА, главным образом в скандинавских странах, ФРГ, Швейцарии, Великобритании, США и Австралии.
Значительные протестантские церкви в XX в. появились в Южной Корее и странах Африки.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 915 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...