Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Требования. Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства



Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного либо противоречивого толкования и применения, не иметь пробелов.

Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону. Наивысшую юридическую силу имеет конституция — основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства.

Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права — деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.

Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола — деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали.

104. Гарантии законности.

Гарантии законности - это такие условия, факторы и средства, которые обеспечивают режим законности. Другими словами - это то, что поддерживает существование режима законности в обществе.

Среди таких гарантий можно выделить:

1. Экономические гарантии. Важнейший элемент! Любой кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами - невыплаты зарплат, ущемление предпринимательства и т.д. Рост числа безработных также служит фактором, накаляющим обстановку в обществе.

2. Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм (позиция) (здесь же и многопартийность), свобода СМИ и прочее. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не только закреплялись в законе, но и реализовывались.

3. Социальные гарантии. Здесь можно выделить - поддержку незащищенных слоев населения, поддержка системы бесплатной медицинской помощи, образования и прочее.

4. Общественные гарантии. Это активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений.

5. Юридические гарантии. Совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов.

6. Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны.

105. Правопорядок и общественный порядок.

Понятие правопорядка и общественного порядка весьма близки, однако не тождественны.

Правопорядок — такое состояние отношений в обществе, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности жизни общества. Обеспечивается добровольным исполнением предписаний закона гражданами и организациями, а также силой государственного принуждения.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством.

Правопорядок следует отличать от близкого явления - общественный порядок. Правопорядок основывается на праве, является итогом его реализации. Общественный порядок это соблюдение не только правовых, но и соц. норм (обычаи, традиции).

Сходство их в том, что они характеризуются организованность, упорядоченностью общественных отношений. Правопорядок это часть общественного порядка, поэтому нарушение правопорядка будет являться нарушением общественного порядка. В тоже время не всякое нарушение общественного порядка будет нарушением правопорядка.

Принципы:

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.

Общественный порядок — понятие более широкое. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм - не только норм права, но и норм морали, обычаев, традиций, религиозных правил и т.д. Нарушение моральных или нравственных предписаний, естественно, никакой ответственности перед государством не образует.
в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой — состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 УК предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность — цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).


Например, если супруги изменяют друг другу, то их действия никак правопорядка не нарушают, т.к. такие отношения никакими нормативными актами не регулируются, однако выходят за рамки приличия - т.е. общественного порядка.

Различия между правопорядком и общественным порядком:

1. Если правопорядок формируется в результате действия норм права, то общественный порядок - в результате действия и других видов социальных норм - моральных, религиозных и т.д.

2. Если правопорядок состоит из правовых отношений, т.е. отношений урегулированных нормами права, то в общественный порядок входят и другие общественные отношения.

3. Общественный порядок в своей неправовой сфере обеспечивается силой общественного мнения, общественного воздействия. Нарушения правопорядка влечет для нарушителя кроме общественного осуждения еще и гос.принуждение.

4. Они не одинаковы по своему объему, содержанию, элементному составу.

Пути укрепления правопорядка:

Главный способ навести порядок - начать с власти, усовершенствовать всю систему управления страной. Не любой правопорядок устроит общество, метод должен быть демократичным, а не тоталитарный. Правопорядок должен основываться на праве. Правопорядок внутреннее дело каждой страны, однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нарушение прав человека затрагивают интересы мирового сообщества, мирового порядка.

106. Пути укрепления законности и правопорядка в Российской Федерации.

Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений.

В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона» И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Пути укрепления правопорядка:

Главный способ навести порядок - начать с власти, усовершенствовать всю систему управления страной. Не любой правопорядок устроит общество, метод должен быть демократичным, а не тоталитарный. Правопорядок должен основываться на праве. Правопорядок внутреннее дело каждой страны, однако, его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нарушение прав человека затрагивают интересы мирового сообщества, мирового порядка.

107. Правовая система общества: понятие и структура.

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Структура правовых систем:

1. Правосознание; Правосознание – это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.

2. Правовая идеология; Правовая идеология – понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву;

3. Правовая культура; Правовая культура общества – это часть общей культуры, которая показывает уровень правового сознания и правовой активности общества;

4. Право; право – это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих волю определенных классов, социальных групп или общества в целом, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений

5. Законодательство; Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Законодательство - это внешняя форма правовой системы страны,на данном этапе развития.

6. Правоотношения; Правовые отношения – это урегулированные нормами права и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей

7. Правопорядок; Правопорядок — такое состояние отношений в обществе, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка.

8. Юридическая практика; Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юридических предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом.

Признаки, характеризующие элементы структуры правовой системы:

1. Неоднородность;

2. Различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3. Удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4. Отражение состава юридических явлений;

5. Выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6. Отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

7. Функциональная взаимосвязь;

8. Вхождение в единую взаимосогласованную систему;

Элементы структуры правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

При изучении данной темы целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы - права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе, сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы — регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой — то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие особое значение для формирования и функционирования политической системы и гражданского общества.

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы — права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

108. Закономерности развития правовой системы. Значение правовой системы в обществе и государстве.

Во-первых, это само взаимодействие государства и права. С одной стороны, право воспринимается как мера свободы, гарантии и социальной справедливости, с другой - как мера контроля и подавления населения.

Правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования;

Виды правовых семей:

1. Англосаксонская (система общего права);

2. Романо–германская (система континентального права);

3. Традиционная (система обычного права);

4. Религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

В англо-саксонской правовой семье применение и выработка норм права возлагалось на судебные органы, поэтому предполагалось изначально, что суд - беспристрастен и всегда может разрешить дело по справедливости. Властям такое положение дел было на руку - без прямого вмешательства, общество и суду неплохо сами регулировали правоотношения! Такое либеральное мировоззрение, конечно же, тоже наложило отпечаток на модель правовой семьи.

Во-вторых, реальные исторические условия являются, пожалуй, основным фактором, влияющем на правовую систему. Например, рецепция римского права оказало решающее влияние на формирование континентального права. Или, еще пример, бурно развивающиеся экономические отношения в США требовали динамизма в регулировании этих отношений. Оптимальным вариантом оказалось прецедентное решение, а не нормативные акты. Кроме того, на США оказало влияние и то, что они являлись ранее колонией Англии.
В-третьих, нельзя не учитывать сам уровень развития государственности, менталитет, религию. Например, для мусульманских стран, где теология пронизывает все сферы жизни, было бы странно, если бы над правом не главенствовали религиозные догмы. В свою очередь, африканские племена находятся на, грубо говоря, первобытной стадии развития, поэтому у них не может сложиться какая-то более сложная правовая система, кроме как традиционная...

Социальное значение конкретной правовой системы зависит прежде всего от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно-правовыми и государственно-правовыми началами. То общество, которое смогло создать благоприятные (демократические) условия для последовательного и успешного разрешения этого противоречия, испытывает благотворное влияние правовой системы в деле утверждения общечеловеческих ценностей и идеалов. А с учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основание утверждать: правовые явления в своей совокупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества.

2. Особое значение для нормального функционирования общества в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов и идеалов, свободного развития личности имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Это придает гражданам и общественным структурам качество правовой защищенности, уверенности в беспрепятственном и полном осуществлении своих прав и свобод, несении обязанностей.

3. Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни.

4. Правовая система аккумулирует в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные, позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Даже наиболее жестокие тоталитарные режимы, появляющиеся в силу разных причин на исторической сцене, вынуждены считаться с этим и помимо прямых ограничений, закрепленных в законе, декларируют общесоциальные правовые ценности. Природа всего правового в том и состоит, чтобы нормативно обобщить и гарантировать доминирующие начала человеческой цивилизации — свободу человека, упорядоченность и справедливость социальных отношений, стабильность общества.

5. Правовая система, благодаря своим внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.

6. Весьма важное общественное значение имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт культурного развития, сохраняет его, выступая в роли консерванта. С другой — в силу своей специфики она вырабатывает собственные культурные ценности (логически выверенные правовые конструкции, четкую терминологию, емкий и лаконичный язык и др.), которые становятся достоянием всего общества. Освященные нравственно-гуманистическими идеями правды и справедливости, правовые ценности органично вписываются в человеческое бытие, выступая важной частью межчеловеческих отношений.

109. Классификация правовых систем.

правовая система (правовая семья) - это совокупная связь права, системы права, правосознания и правореализации. Не забываем, что путать понятия правовая система и система права - нельзя, они соотносятся между собой как часть и целое.

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Правовые системы каждой конкретной страны обладают долей индивидуальности, однако, учитывая общность исторических, этно-культурных особенностей стран, правовые системы принято классифицировать именно по этим основаниям, а не по географическому расположению.
Правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования;


Классификация правовых систем мира:

1) Романо-германская правовая семья (континентальная правовая семья). Характерна для стран континентальной Европы. Основной источник права - нормативно-правовой акт, есть деление права на отрасли, обычно присутствуют писаные конституции. Рецепция римского права.

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

2) Англо-саксонская правовая семья (Англия, США, Канада и другие страны). Основной источник права - судебный прецедент. Нет деления на отрасли права, нет писаных Конституций (как правило, исключение - США). Рецепции римского права не произошло.
Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.


3) Религиозная правовая семья (мусульманские страны). Для этой семьи характерно сращивание норм права и религии. Точнее, все норма права - вытекают из религиозных предписаний. Теологичность во всем!

ТЕОЛОГИЯ, богословие (греч. theologia, от theos — бог и logos — слово, учение), — совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога в формах умозрения, основанная на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах.

4) Традиционная правовая семья (племена Африки). Здесь вообще нет права в его современном понимании. Есть верования, моральные запреты, "табу". Собственно, здесь нет и государства - только племена, а без государства существование права не мыслимо.

Также иногда выделяют социалистическую правовую семью, индусскую правовую семью и другие правовые семьи. Однако основной классификацией является именно 4-элементная схема!

110. Романо-германская правовая система.

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Романо-германская правовая система возникла на основе рецепции римского права, в отличии от англо-саксонской правовой системы, где рецепции римского права не было.

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.


основным источников права здесь вы ступает нормативный акт. Прецедент, характерный для англо-саксонской правовой семьи, в качестве источника не рассматривается.
Романо-германской правовой системе характерно деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются в свою очередь на две подсистемы: частное право (регулирует правоотношения возникающие между людьми - семейное, гражданское) и публичное право (правоотношение, в которых одной из сторон выступает государство - уголовное, административное).
Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции, а также кодексов в различных отраслях права.

В целом, если сравнивать романо-германскую и англо-саксонскую правовые семьи, то романо-германская правовая система отличается большей упорядоченностью и системностью. Это не удивительно, ведь законодательный процесс в романо-германской правовой системе сосредоточен в руках специально созданных законодательных органов, а в англо-саксонской правовой системе - у судов, которые к тому же являются еще и применителями права.

111. Англосаксонская правовая система.

Англо-саксонская правовая система, или как её еще называют, правовая система прецедентного права, сложилась благодаря весьма интересным историческим особенностям.
Как не трудно понять по названию, родоначальницей данной системы права стала Англия. Отправная точка - нормандское завоевание 1066 г. (постарался Вильгельм Завоеватель). В период правления Генриха II сформировалась централизованная судебная система: королевские разъездные суды, решавшие дела с выездом на место именем Короны. Вырабатываемые судьями решения, брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так сложилось правило прецендента, т.е. однажды сформулированное решение становилось в последующем обязательным для других судей. Единая система прецендентов, общая для всей Англии получила название «common law» или общее право.

Рассмотрим основные источники в англо-саксонской правовой системе:

1) Судебный прецедент - главный источник права.

2) Статутное право - законодательство (исторически в эту категорию входили статуты городов).
совокупность норм права, создаваемых законодательными органами (законы)


3) Право справедливости - тоже прецедент, только не судебный, а являющийся решением канцлера. Долгое время находились в определенном соперничестве с судебным прецедентом, сейчас отдельно не рассматриваются, а являются единым источником прецедентного права.

4) Юридическая доктрина. Не получила серьезного распространения.

разработанные и обоснованные юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу.

Норма общего права носит индивидуальный характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации.

В отличии от романо-германской правовой семьи, для англо-саксонской не характерно деление права на отрасли, кодификация законодательства, а также наличие писаных конституций. Однако в последнее время, учитывая огромное количество прецедентов и неудобство их применения, в ряде стран наметилась тенденция к систематизации законодательства.

Англо-саксонская правовая система характерна для Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии.

112. Религиозные правовые системы (на примере мусульманской правовой системы)

Религиозная правовые система всегда раскрывается на примере мусульманского права. Эти системы характерны для мусульманских стран Северной Африки, Ближнего Востока, Средней Азии.

Мусульманская правовая система представляет собой модель переплетение права и религии, где религиозным началам отводится гораздо более значительное место. Теологическая основа - идея божественного происхождения как государства так и права - вот основа всех основ мусульманского права. Можно сказать, что мусульманское право - это своеобразная система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Среди источников мусульманского права обычно выделяют:

1) Коран - священная книга мусульман. Писание, ниспосланное Аллахом пророку Мухаммеду.

2) Сунна - описание жизни Пророка Мухаммеда, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

3) Иджма - доктрина, общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках.

4) Кийас - суждение по аналогии.

Сунна – своего рода толкование Корана в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда. Иджма – третий источник МП, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и сунной. (согласованное заключение др. юристов). Кияс – решение на аналогии (жизнь пророка – жизнь мусульман).

Еще можно выделить Адат - обычай, однако он не получил широкого распространения.

Среди общих черт мусульманского права можно выделить ортодоксальность, консерватизм, казуистичность, несистематизированность, а также абсолютный приоритет запретов и обязанностей, а не каких-либо дозволений.

113. Социалистическая правовая система.

Социалистическое право — это самостоятельная правовая система советской России (СССР), которая возникла после Октябрьской революции 1917 г. и была воспринята после Второй мировой войны другими социалистическими странами. Это право отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической идеологии, отрицанием различий между публичным и частным правом, а также концепцией права как силы, способствующей построению коммунистического общества

Социалистическая правовая семья была характерна для стран социалистического лагеря во главе с СССР. Для настоящего время сохранилась в несколько видоизмененном виде в Китае и на Кубе.

Социалистическая семья во многом напоминает романо-германскую правовую семью, с некоторыми важными исключениями:

1) Конституционное право. Главная ценность государства - в самом государстве и коммунистической партии, а не в личности человека.

2) Различие в отраслях права. В частности, нет предпринимательского и торгового права, существенны отличия в гражданском праве. Зато может присутствовать самобытное колхозное право.
3) Само право в социалистической правовой системе понимается как надстройка, т.е. просто как отражение экономической структуры общества. Помнится даже, большевики говорили о необходимости полной отмены права... Правда, от этой идеи вскоре им пришлось отказаться!

Правовые системы стран, входивших в “социалистический лагерь”, принадлежали к романо-германской правовой системе. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права (юридическая норма) здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. В значительной мере сохранились и система законодательства, и система права, и терминология юридической науки. Эти черты сходны с европейским правом и восходят к римскому праву.

Однако при всем сходстве с континентальной системой правовая система социализма имела существенные особенности, обусловленные ярко выраженным классовым характером. Повсеместно господствовало узконормативное понимание права, частное право уступало место публичному. Были чужды идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласованности, интересов частных лиц и общества.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составляющих “социалистический лагерь”, существенное влияние оказывала первая правовая система — советская. Поэтому национальные правовые системы (Китай, Куба, Северная Корея) и сейчас принято считать разновидностью социалистического права.

114. Традиционная (обычная) правовая система.

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

По сути, традиционная (обычная) правовая система - это отсутствие правовой системы. Среди наиболее ярких представителей - страны Африки. В этих странах источниками регулирования выступает совокупность обычаев, моральных установок, верований и "табу". Естественно, здесь нет никакого "права" как общественного регулятора.

Если нет права - нет и механизма реализации права. Нарушителя "табу" ждет общественное порицание "всем миром", санкции - изгнание из общины и смертная казнь. Примечательно, что власть в таком обществе сосредоточена в руках старейшин или вождей, которые не отделены от самого общества.

Источники "права" традиционного общества выражены устно и передаются из поколения в поколение.

115. Российская правовая система: особенности, исторический путь и перспективы развития.

Российская правовая система в общем и целом - такая же как и романо-германская правовая система, где основным источников права выступает нормативно-правовой акт. Право делится на отрасли.

Судебные прецеденты в России источником права не являются. Обычаи в России также практически нигде не применяются, единственное, пожалуй, исключение - Гражданский кодекс, в котором говорится, что в случае неурегулированности какого-либо вопроса применению подлежать "обычаи делового оборота", но и они практически не применяются.

Исторически в России сложилось так, что нормативные акты становились очень удобным инструментом подавления населения - власть князей, выраженная воля князя через "закон", регулирование отношений. Английского прецедентного права в таких условиях просто не могло сложиться - были совершенно иные исторические условия. Смена правовых систем для давно существующих государств немыслима, поэтому логично предположить, что в дальнейшем правовая система России не изменится.

Основные источники права в РФ: международные акты, Конституция, ФКЗ, ФЗ, подзаконные нормативные акты Президента и Правительства, законы субъектов, местные нормативные акты.

116. Личность и право.

Право - как общеобязательный регулятор жизни общества, воздействует на главный элемент любого общества - личность. При этом, будет логично трактовать слово "личность" расширительно - не просто как совокупность значимых социальных факторов человека, а как самого человека. Право устанавливает правила поведения для этой личности, если же такие правила нарушаются, тогда следуют санкции - неблагоприятные последствия для человека. Таким образом - право выполняет регулятивно-охранительные функции в отношении общества и каждого человека в этом обществе.

С другой стороны, как человек воздействует на право? Хотя Конституция РФ 1993 года и предусматривает, что "многонациональный народ - главный источник власти в стране", процесс создания норм права, по сути, полностью отделен от общества. Население делегирует властные полномочия по правотворчеству специальному законодательному органу, и сам участие в создания норм права уже не принимает. Редкие исключения - референдум, но он может проводится только по узкому кругу вопросов.

Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Устойчивая связь личности и государства выражается в институте гражданства (подданства). Эта связь выражает юридическую принадлежность конкретного лица государству, наличие взаимных прав и обязанностей личности и государства.

Права человека являются содержанием правового статуса человека и гражданина, который обозначает систему прав и обязанностей, закрепленных законодательно. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство в свою очередь требует от индивида поведения, зафиксированного в системе обязанностей. Права и свободы могут быть ограничены государством в целях защиты основ конституционного строя, обороны и безопасности. Гражданство как особый правовой статус предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица и наделение его в связи с этим полным комплексом прав, обязанностей и ответственностью за их осуществление. В понятии гражданства учитываются особые правовые статусы: двойное гражданство, многогражданство и безгражданство.

Основные права человека являются субъективными. Это фундаментальные права, зафиксированные в конституциях государств и основных международно-правовых актах по правам человека, они являются базой для остальных прав. Права индивида подразделяются в основном на личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные права. Личные права включают в себя право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной и семейной жизни, защиту чести, доброго имени, персональных данных, неприкосновенность жилища, право определять свою национальность, право на пользование родным языком, право на свободу передвижения, свободу совести. Политические права и свободы состоят в праве граждан участвовать в управлении делами государства, осуществлять избирательные права, пользоваться свободой слова, собраний, митингов, правом на объединение в общественные организации (свобода союзов и ассоциаций), правом на обращение. Экономические права включают в себя право на труд, на защиту от безработицы, на справедливые и благоприятные условия труда, право частной собственности на имущество, свободу экономической деятельности. Социальные права состоят из прав на социальное обеспечение, достаточный уровень жизни, психическое и физическое здоровья, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права составляют право на образование, участие в культурной жизни (свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества) и др.

Вопрос довольно философский, здесь нет каких-либо четких критериев и границ возможного ответа - можно пользоваться всем спектром общих знаний.
Главное, что нужно сказать - это и взаимодействии личности и права, т.е. каким образом право влияет на личность, и может ли личность оказывать влияние на право?
С другой стороны, как человек воздействует на право? Хотя Конституция РФ 1993 года и предусматривает, что "многонациональный народ - главный источник власти в стране", процесс создания норм права, по сути, полностью отделен от общества. Население делегирует властные полномочия по правотворчеству специальному законодательному органу, и сам участие в создания норм права уже не принимает. Редкие исключения - референдум, но он может проводится только по узкому кругу вопросов.

При ответе на вопрос будет уместно упомянуть процесс обсуждения законопроектов в Интернете ("О полиции"). На самом деле, на наш взгляд, все это фикция, обсуждение - формальное, а все, якобы внесенные народом поправки - заранее заготовленные властью изменения!

117. Права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.

Свободы — это способность и возможность выбора человеком варианта своего поведения. Она предполагает независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Например, свобода вероисповедания. Человек сам выбирает, в какую религию он верит, и верит ли вообще. Этот выбор ни от государства, ни от других членов общества не зависит и не может ограничиваться ими.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного существования свободных граждан в обществе. Другими словами, право одного заканчивается там, где начинается право другого. Например, право на участие в управлении делами государства. Здесь государством налагаются ограничения по возрасту, гражданству. Т.е. уже не каждый, кому взбрендит в голову стать Президентом, им станет - это же вам не религию выбрать, где мы вольны делать все, что заблагорассудится.

Права и свободы классифицируются следующим образом:

1) Личные права и свободы. Среди них: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, право на неприкосновенность жилища, свобода совести и свобода мысли, свобода передвижения и выбора местожительства и т.д.

2) Политические права и свободы. Среди них: право на объединение, свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия), право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе (вот уж государственное лукавство), право на гражданство.

3) Социально-экономические права и свободы. Среди них: свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность), право на частную собственность, трудовые права, право на социальное обеспечение, право на жилище.

4) Культурные права и свободы. Среди них выделим: свобода творчества, право на участие в культурной жизни, право на благоприятную окружающую среду.

В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности». Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права. Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др. Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать.

118. Обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязанности граждан. Гарантии прав человека и гражданина.

Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

Гарантии прав человека и гражданина - это то, что помогает реализовывать каждому человеку его права, особые социальные условия, при которых осуществлению этих самых прав ничего не препятствует.

Это личные, политические, социально-экономические, духовно-культурные. Гарантии звучат примерно также:

1) Экономические гарантии;

2) Власть-политические гарантии;

3) Социальные гарантии;

4) Духовно-культурные гарантии.

Например, экономические гарантии подразумевают собой, что экономический потенциал страны должен быть направлен на улучшение жизни самих граждан (в России - все с точностью до наоборот). Власть-политические гарантии, в частности, это возможность обращения к властным органам для урегулирования какого-либо вопроса, как отдельная категория - это обращение в суды. Также - государство налагает санкции за правонарушения! Среди социальных гарантий, пожалуй, стоит выделить бесплатное школьное образование, которое нам обещает государство (хотя с этой шизоидной реформой образования от Фурсенко, не понятно - бесплатное ли?), а среди духовных гарантий - плюрализм религиозных взглядов, когда из-за своих теологических мировоззрений никто не притеняется. Плюрали́зм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь — обязанность «не убей», право собственности — обязанность «не укради») и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).

119. Правовой статус личности.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п.

Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение индивида в обществе, Правовой статус - комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства.

Структура правового статуса Личности состоит из четырех элементов.

1. Права и обязанности.

Права личности - это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.

2. Свободы личности. Свободы по сути также являются правами личности. Однако предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Например, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой. Никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить его. Только сам человек решает, как реализовать принадлежащую ему свободу совести.

3. Законные интересы. Это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не определены. Это объясняется тем, что в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть Все возможные жизненные ситуации. При определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм.

4. Юридическая ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия в случаях совершения противоправных и виновных действий, неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей.

Принято различать три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Наряду с основными в теории различают статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляют права, свободы и обязанности, предоставленные государством всем и каждому. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о степени демократичности государства.

Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, депутатов, участников войны и т.д.), которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, занимаемой должности, стажа работы и т.д. Индивидуальный статус динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни лица переменами.

Названные виды статуса в жизни неразделимы. Каждый человек одновременно обладает всеми видами статуса, поскольку является неповторимой личностью и гражданином своего государства, принадлежит к какой-либо социальной группе. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, индивидуальных - ровно столько, сколько граждан. Важно, чтобы каждый правильно представлял свое правовое положение, знал свои права и обязанности, умел ими пользоваться. В случае присвоения чужого статуса лицо подлежит юридической ответственности, вплоть до уголовной.

120. Мировой правопорядок: понятие, характеристика, основания формирования.

Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Мировой правопорядок следует рассматривать как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания его формирования выявляются в рамках соотношений трех видов: 1) человек-непосредственная среда обитания - страна - планета - космос; 2) человек - коллектив - общество - мировое сообщество; 3) человек - его правовой статус - правовая система общества (государства) - меиедународное право - мировой правопорядок.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления - наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий.

Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 780 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.045 с)...