Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия 6 страница



41. Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность, хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы. По своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам. Принятый в 1724 г. таможенный тариф отражал политику протекционизма. Социально-экономическое положение России в конце XVIII-первой трети XIX в. было предкризисным, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. Укрепление государственной власти на огромной территории сопровождалось бюрократизацией общественной жизни. Нехватка финансовых ресурсов способствовала созданию особой системы компенсаций, требовавшей использования даровых источников. Кроме того, началась постепенная замена коллегий на министерства, была проведена губернская реформа, предпринимались некоторые меры для смягчения положения крепостных. Например, в апреле 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. В 1803 г был издан указ о вольных хлебопашцах, дававший право помещику освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1809 г. под руководством М. Сперанского был разработан новый проект российских законов, известный под названием "Введение к уложению государственных законов". Его основной целью было упорядочить устаревшее и хаотичное законодательство Российской империи. Самым большим достоинством этого проекта было то, что он разработал стройную систему центральных и местных учреждений по принципу разделения всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Для снижения расходов на армию, в 1820г. начали создаваться военные поселения, представлявшие собой особые формы соединения ратного и сельского труда и просуществовавшие до 1830 г. Во-вторых, борьбой с распространением в обществе радикальных политических идей после победы России над бонапартистской Францией.

42. Реформы Александра I.
1) Александр I уничтожил Тайную канцелярию.
2) официально подтвердил Жалованную гра­моту дворянству, наделявшую первое сословие 92 привилегиями
3)B 1801 г. был опубликован указ, по которому право покупать незаселенные земли получили лица недворянского звания
4) 20 февраля 1803 г. последовал указ о «вольных хлебопашцах». Он разрешал помещикам освобождать крестьян за выкуп без осо­бого разрешения на то вышестоящих органов власти.
5) Реформа системы государственного управления
а)В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра
б) Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет министров. Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления.
в) Высшее церковное правительство – Синод – по своему устройству было подобием петровских коллегий. Здесь единовластным начальником становится государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.
Реформа системы образования
а) В 1802—1804 гг. правительство Александра I перестроило всю си­стему учебных заведений. Теперь она включала в себя: приходские, уездные, губернские училища (в губерниях они иногда открывались под названием гимназий) и университеты, к которым приравнива­лись и лицеи.
б)Также в 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.
в) в 1804 г. университетский устав впервые предоставил высшим учебным заведениям столь значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.
г) В том же году правительство утвердило новый цензурный устав. В нем было сказано, что цензура вводится «не для стеснения свобо­ды мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною».
Военная реформа. Ведение военных поселений
В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно земледелием и военной службой.

Конституционные реформы.
в 1815 г., Александр I даро­вал конституцию Царству Польскому. Польская корона объявлялась наследственной для российских монархов, но их деятельность на территории царства была ограничена конститу­цией.

Крестьянские реформы
В том же 1818 г. император поручил нескольким ведомствам разработать условия отмены крепост­ного права в России. Один из самых разумных про­ектов был подготовлен в канцелярии Аракчеева. Он предусматри­вал постепенный выкуп помещичьих крестьян, которые освобож­дались с землей (по две десятины на душу), отдаваемой им на правах аренды. Сами крестьяне объявлялись
государственными. Позже они могли выкупить свои наделы у помещиков. В том же 1818 г. император поручил нескольким ведомствам разработать условия отмены крепост­ного права в России. Один из самых разумных про­ектов был
подготовлен в канцелярии Аракчеева. Он предусматри­вал постепенный выкуп помещичьих крестьян, которые освобож­дались с землей (по две десятины на душу), отдаваемой им на правах аренды. Сами крестьяне объявлялись государственными. Позже они могли выкупить свои наделы у помещиков

43. В начале 19 в. внешняя политика России заключалась в основном в решении проблемы борьбы за укрепление своих позиций на Ближнем Востоке и противостоянии агрессии наполеоновской Франции.
В 80-90 гг. 19 в. Иран и Турция пытались военным путем расширить свои территории в Закавказье.
В 1783 г. Грузия заключила с Россией Георгиевский трактат, по которому управление внешней политикой Восточной Грузии передавалось русскому правительству. В 1798 г. царь Георгий XII попросил Россию об участии в управлении внутренними делами Грузии. В 1801 г. по манифесту Александра I управление Картлийско-Кахетинским царством было передано русскому наместнику. В 1803-1804 гг. в состав России вошли Мегрелия, Гурия и Имеретия, что означало полное присоединение Грузии. Завершением строительства Военно-Грузинской дороги Россия подтвердила долгосрочные намерения своего присутствия в Закавказье. Активная политика в этом регионе и присоединение Грузии к Российскому государству стали поводом для начала русско-турецкой войны 1806-1812 гг.
В декабре 1806 г. турецкое правительство уведомило об объявлении войны. Сделано это было в целях взятия реванша за предыдущие поражения и под влиянием Наполеона, который обещал туркам отдать во владение Крым. Русские войска нанесли Турции ряд тяжелых поражений на Балканах и Кавказе. В октябре 1806 г. войска под командованием И.И.Михельсона заняли Молдавию и Валахию. В 1807 г. русская эскадра под командованием Д.Н.Сенявина разломила турецкий флот. Исход войны был решен 22 июня 1811 г. победой Дунайской армии М.И.Кутузова под Рущуком. В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор, по которому Бессарабия (с крепостями Хотин, Бендеры, Аккерман, Киллия и Измаил) присоединялась к России. Сербия получала долгожданную независимость, западная часть Молдавии за рекой Прут оставалась за Турцией. Она расторгла союз с Францией, что облегчило борьбу России в Отечественной войне 1812 г.

Русско-иранская война 1804-1813 гг. была закончена победой русской армии и заключением выгодного для России Гюлистанского мирного договора осенью 1813 г. России отошли основная часть Азербайджана и Дагестан. Иран терял право держать военный флот в Каспийском море.
Внешняя политика 1-й четверти 19 в. определилась противостоянием Российского государства агрессивной политике наполеоновской Франции, стремившейся к мировому господству. Россия вступает в антифранцузскую коалицию с Англией, Австрией и Швецией. Начавшаяся в 1805 г. война была проиграна русскими и австрийскими войсками в битве под Аустерлицем (20 ноября 1805 г.) и закончилась оккупацией Австрии.
В 1806 г. создается четвертая коалиция против Франции в составе Пруссии, Англии, России и Швеции. В кровопролитной битве при Прейсиш-Эйлау русские войска сдержали натиск Наполеона, но летом 1807 г. проиграли сражение при Фридланде. Прусские войска потерпели поражение в Иена-Ауэрштедтском сражении.
7 июля 1807 г. в Тильзите был подписан русско-французский договор о мире, дружбе и союзе. Наполеон предоставил России свободу действий по отношению к Швеции и Турции, давая возможность усиления за счет этих стран. Фактически это был договор о невмешательстве в агрессию. Россия соглашалась с колониальной политикой Наполеона в Западной Европе и была вынуждена присоединиться к блокаде Англии. В результате Россия потеряла основного партнера по торговле и понесла убытки.
Условия Тильзитского мира не могли длительно устраивать ни одну из сторон. Россия оказалась изолирована от Балкан, были подорваны ее интересы в Европе. С другой стороны, Россия мешала осуществлению мечты Наполеона о мировом господстве. Началась подготовка к войне.
Русско-шведская война 1808-1809 гг. шла успешно для Российского государства. Она завершилась подписанием выгодного для Александра I Фридрихсгамского мирного договора, по которому к России переходили Финляндия и Аландские острова.

44. Царь Александр 2, сынНиколая 1, родился 29 апреля 1818 года. Поскольку именно он был наследником престола, то получил прекрасное образование и имел глубокие разносторонние знания. Достаточно сказать, что образованием наследника занимались столь разные люди как боевой офицер Мердер и Жуковский. Большое влияние на личность и последующее правление Александра 2 оказал его отец Николай 1. Император Александр 2 вступил на престол после смерти отца в 1855 году. Нужно сказать, что молодой император уже имел довольно серьезный опыт управления. На него возлагались обязанности государя в периоды отсутствия в столице Николая 1. Краткая биография этого человека, конечно, не может включить всех важнейших дат и событий, однако упомянуть о том, что внутренняя политика Александра 2 принесла с собой серьезные изменения в жизни страны просто необходимо. В 1841 году царь женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Максимилиане Вильгельмине, Августе, Софьи Марии. В России жена Александра 2 известна как Мария Александровна. Двое старших из их семерых детей рано умерли. Александр 2 с 1880 г. заключил морганатический брак (при котором супруг или супруга правящей особы и их дети не имеют привилегий правящего дома) с княжной Долгорукой. Этот союз принес императору 4 детей. Внутренняя политика Александра 2 серьезно отличалась от той, которую проводил в жизнь его отец, Николай 1. Наиболее значимой из реформ императора стала крестьянская реформа Александра 2. 19 февраля 1861 года в России было отменено крепостное право. Но эта, уже давно назревшая реформа, просто не могла не повлечь за собой целый ряд серьезных изменений. Страну ждала череда буржуазных реформ Александра 2. Первой среди них стала проведенная в 1864 году земская реформа. В России был учрежден институт уездного земства и создана система самоуправления на местах. Следующей стала судебная реформа Александра 2. В стране стали действовать правовые нормы, принятые в Европе, но некоторые российские особенности судебной системы сохранились. Эта реформа была проведена в один год с земской. В 1870 году проведена городская реформа, приведшая к усилению развития городов и промышленного производства. Финансовая реформа привела к созданию Государственного банка и появлению бухгалтерии (официальной). Среди царских реформ стоит отметить и военную реформу Александра 2. Она привела к введению новых, близких к европейским, стандартов в армейской среде и появлению всеобщей воинской повинности. Следствием всех этих реформ стала работа над проектом первой Конституции России. Значение реформ, часто называемых историками «революцией сверху», переоценить невозможно. В стране начало активно развиваться машинное производство, появились новые отрасли промышленности, претерпел изменения политический строй. Либеральные реформы привели к тому, что общественное движение при Александре 2 резко активизировалось. Внешняя политика Александра 2, как и внутренняя, оказалась очень успешной. Страна смогла вернуть утраченное за период правления его отца военное могущество. В 1864 году были подчинены Туркестан и Северный Кавказ, а так же, умиротворена Польша. Война с Турцией 1877 – 1878 годов слала одной из наиболее успешных и привела к еще большему увеличению территории страны. Однако Аляска была продана США. Сумма в 7 млн. 200 тыс. долларов была относительно небольшой даже в те времена. Вполне успешное и разумное правление этого императора было омрачено. Покушения на Александра 2 предпринимались с удручающей регулярностью. Его пытались убить в Париже (25 мая 1867 года) и в Петербурге (1879 г.). Были взрывы поезда императора (16 августа 1879 г.) и в Зимнем дворце (5 февраля 1880 г.). Следующее покушение, совершенное 1 марта 1881 года Гриневицким (представитель народовольцев) прервало жизнь императора. В этот день должен был быть подписан проект масштабнейших реформ. Сложно представить, каковы были бы итоги реформ в том случае, если проект все же был бы подписан Александром 2. Император Александр 2 Освободитель умер 1 марта 1881 года. На престол взошел Александр 3, его сын.

45. Земская реформа Александра III:

Права земств были сильно урезаны, а их работа взята под жесткий контроль губернаторов. В Городских думах заседали купечество и чиновники, а в земствах – только богатые местные дворяне. Крестьяне потеряли право участвовать в выборах.
Судебная реформа Александра III
Судьи стали зависимы от властей, сократилась компетенция суда присяжных, мировые суды были практически ликвидированы.

Крестьянская реформа Александра III
Были отменены подушная подать и общинное землепользование, введен обязательный выкуп земель, но выкупные платежи были снижены. В 1882 г. учрежден Крестьянский банк, призванный выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Военная реформа Александра III
Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей. Александр III знал важность армейских резервов, поэтому создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки. Была создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю. Для ведения боя в горной местности были созданы батареи горной артиллерии, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада.

В 1892 г. появились минные речные роты, крепостные телеграфы, воздухоплавательные отряды, военные голубятни. Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров. На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха. Военная форма заменена на более удобную. Был изменен порядок назначения на командные должности в армии: только по старшинству.

46. В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”). Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути. Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли. Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю. В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”. При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”). Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.

47. Русский политический консерватизм зародился лишь в начале XIX в. с вступлением на престол Александра I. Консервативные тенденции обозначились и в мировоззрении славянофилов 40-х гг. XIX века (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, И.С. и К.С. Аксаковы), чьи историософские построения имели романтическую направленность и были тесно связаны с религиозной константой. В этот же период происходит оформление «теории официальной народности», связанное с именем С.С. Уварова, которая так же, как и славянофильские разработки, носила в значительной степени мифологизированную окраску. Эпоха реформ 1860 - 1870-х годов вызвала к жизни новый тип консерваторов - государственников. Их исходные теоретические установки отличались от идеологических и философских построений славянофилов, хотя и имели с ними некоторые общие черты. Впоследствии консервативное мировоззрение приобрело более четкие очертания в концепциях Н.Я. Данилевского, которому принадлежала формулировка теории культурно-исторических типов, и К.Н. Леонтьева, для мировоззрения которого была характерна ярко выраженная эстетическая окраска. Попыткой дать консерватизму не только религиозно-философское, но и юридически-правовое обоснование могут служить разработки К.П. Победоносцева и Л.А. Тихомирова. Апеллируя к традиционным ценностям, консерватизм изначально проявил себя как антилиберальное течение, которое, с одной стороны, было направлено против демократической и социалистической доктрин, а с другой - допускало критику правящих властных структур. Это была критика справа, обличавшая неспособность власти проконтролировать начавшиеся перемены и одновременно разработать систему мер, которая могла бы предотвратить радикальную ломку традиционных отношений. Хотя в консервативном лагере и были сильны ностальгические настроения, было ясно, что модернизационный процесс невозможно остановить силой. Консерваторы понимали, экономические перемены тесно связаны с политическими. Осознавая невозможность тотального противодействия реформам консерваторы стремились придать им нужное направление. Разочарование в результатах реформ после убийства Александра II было использовано консервативными силами для реванша. Консерватизм второй половины XIX века хотя и опирался на славянофильские идеи, был более фундаментальным и прочнее связанным с реальной государственной политикой. Старый лозунг «Православие. Самодержавие. Народность», уже не мог быть воссоздан в полной мере, и консерваторы попытались сконструировать новую идеологию на базе охранительной традиции. Эта идеология должна была быть в достаточной мере мобильной, чтобы противостоять набиравшим вес в обществе либеральным и социалистическим концепциям. Была предпринята попытка оформления и претворения в жизнь идеи сильной государственности с целью нейтрализации как буржуазно - капиталистической, так и революционно-социалистической альтернатив самодержавию. При этом консерваторы стремились не только к сохранению «внешней оболочки» традиционной России, но и к сохранению внутренних религиозно - нравственных принципов. Консерваторы обращались одновременно и к правительству, и к общественному мнению, стремясь предложить свои альтернативы развития. В качестве ограничителя деспотизма власти выдвигался не парламент, а, прежде всего, религиозно-нравственные нормы. Власть «освящалась» высшей религиозной идеей, при этом религиозная подоплека должна была связать воедино реальную политику и мистическо-религиозную сущность истории России, в которую верили консерваторы. Но они опоздали. Конструирование консервативной идеологии, облегчавшей переход к новым социально - экономическим отношениям, еще не было завершено, когда общество уже «отшатнулось» от консерватизма в сторону более радикальных концепций. Характерно, что несмотря на наличие в консервативном лагере многих выдающихся писателей, историков и философов, универсальной «консервативной идеологии» в России так и не сложилось. Сам по себе консервативный спектр русской политической жизни был необычайно широк, включая в себя и крайних охранителей, и либералов-консерваторов, и «революционеров справа». Под воздействием модернизационных процессов, происходивших в России на рубеже XIX-XX вв., русский консерватизм не оставался стабильным. Он эволюционировал, подвергался трансформационным изменениям, ставил перед собой различные задачи, постепенно менял свое обличие. Вместе с тем, при всем своеобразии и различии консервативных концепций можно выделить ряд общих признаков, в целом присущих этой системе мировоззренческих ценностей:
1. Россия должна развиваться по собственному национальному пути, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспектах. Из этого следует признание преобладающей роли государства и незыблемости самодержавной власти в России. При этом допускалась возможность проведения реформ в рамках существующей системы с целью укрепления монархической власти;
2. наличие в консервативных концепциях религиозно-православной константы, обусловленной идеократическим взглядом на мир и сакрализацией явлений государственно-политической жизни;
3. стремление к сохранению общественной иерархии;
4. настороженное отношение к начавшейся капитализации страны, требование учета специфики развития российской экономики;критика либерализма, парламентаризма и социализма.

48. Декабризм - политическое течение в освободительном движении России первой четверти XIX в., идеологию которого разработали декабристы - революционно настроенное дворянство, впервые поднявшее восстание против самодержавного устройства государства и крепостничества 14 декабря 1825 г. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия. Обсуждалась идея цареубийства во время посещения царем Москвы в сентябре 1817 г., но план был отклонен по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр дал указание разработать проекты конституции и освобождения крестьян. Малочисленность и отсутствие опоры в обществе, неопределенность средств достижения цели, а также ожидание реформ сверху приводят к изменению тактики и организационных форм деятельности.
ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ:
1. Узкая социальная база, ориентация на военную революцию и заговор.
2. Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.
3. Отсутствие необходимого единства и согласованности действий;
4. Неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;
5. Культурная и политическая отсталость крестьянства и рядового состава армии.
Народничество — движение русской интеллигенции на "сближение" с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.
Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими представлениями о самобытном пути развития России. Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия.

49. С марксизмом в России познакомились еще в 50-х гг. XIX века, но лишь в царствовании Александра III. Т. е. с 80-х гг., эта теория приобретает самостоятельное значение в русской мысли. Важнейший фактор, создавший для марксизма благоприятную почву, - развитие капитализма в России, возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), сосредоточенный на аграрных отношениях и судьбах общины, видевший главную революционную силу в крестьянстве, оказался не в состоянии решить новые проблемы. В 60-70-х гг. марксистские идеи были достоянием одиночек. В 80-е гг. марксизм стал идейным знаменем группы «Освобождение труда» - кружка бывших народников, эмигрированных в Западную Европу. К концу века русский марксизм становится зрелым течением политической мысли, имеющим свою социальную базу в лице социал-демократического рабочего движения. Группа «Освобождения труда» возникла в 1883 году в Женеве, ее вдохновителем был Г.В. Плеханов. В состав группы входили П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, В.Н. Иматов. Это была первая российская революционная организация, которая объявила о своем разрыве с народническими идеями, об одобрении теории научного социализма и присоединении к международному социал-демократическому движению. На произведениях Плеханова воспитывалось целое поколение марксистов, его по праву называют первым русским марксистом. В январе 1880 года он выехал за границу, познакомился там со многими марксистскими работами, с рабочим движением передовых европейских стран. Вместе с вождями французских рабочих П. Лафоргом и Ж. Гедом Плеханов посещал рабочие митинги, участвовал в дискуссиях. Важным событием явился его перевод «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык (1882 г.). В конце 1882 года – начале 1883 года завершился перевод Плеханова на позиции марксизма. Плеханов первым среди русских социалистов доказывал примеримость марксизма к условиям России. В утверждении в странах буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу. Главная теоретическая заслуга Плеханова – критика программных установок народничества. В 1883 года он опубликовал брошюру «Социализм и политическая борьба», а в 1885 году – «Наши разногласия». В этих работах, обобщая новые явления социально-экономической жизни России, Плеханов демонстрирует идеалистический характер взглядов народников на исторический процесс, утопический характер их социалистической теории. Стремления к мирной реформистской деятельности получили признание и в среде российской оппозиции. Их выразителями наряду с либеральными народниками стали легальные марксисты, экономисты, а впоследствии, хоть и не в полной мере, меньшевики. Легальные марксисты – П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, назывались так потому, что действовали в рамках цензуры, - критиковали либеральное народничество, помогая преодолевать иллюзии особого пути России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Они доказывали, что Россия уже стала капиталистической страной, в этом отношении их поддерживали Плеханов и Ленин. Но отрицания народничества, крестьянского социализма стало для легальных марксистов шагом не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму. Рассматривая марксизм, как заключительною стадию развития позитивизма в России и отмечая положительную роль последнего в истории русской культуры, Струве на протяжении всей своей жизни подвергал основной критике не только марксизм, но и социалистическое учение в целом. «По его мнению, социалистическое учение, представляет собой разновидность «светской социальной и политической мифологии», в своих основных положениях было сформировано еще в Древней Греции. Концептуальное оформление западноевропейского социализма, проходившее во второй половине XVIII – начале XIX в., означало не что иное, как болезненную реакцию на разложение старого феодального мира»… [11] Первая от легального марксизма к либерализму, Струве в конечном итоге сформулировал свою политическую позицию как консервативный либерализм. В 1890 г.г. Булгаков – один из видных теоретиков легального марксизма. Однако на рубеже веков его воззрения эволюционировали от атеизма и марксизма к идеализму, православию и либерализму. Бердяев в студенческие годы приобщился к марксизму и вступает в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Но постепенно он также переходит на позиции либерализма. Свержение самодержавия Бердяев восторженно приветствовал, Октябрьская революция вызвало у него сугубо негативную оценку. Отношение Бердяева к коммунизму – теории, прежде всего в лице марксизма, в основном негативное. В марксизме он видит своеобразную светскую религию, отличающуюся экстремизмом и претендующую на монополию. Итак, мы видим, что легальные русские марксисты вскоре перешли на позиции либерализма.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...