Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Английская эмпирическая философия Нового времени 2 страница



Этика. Одна из важнейших задач философии – понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. По Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит к миру умопостигаемых вещей – ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Кант исходит из наличия доброй воли как сущности нравственности. Воля определяется лишь моральным законом. Еще одним основанием нравственности выступает понятие долга, которое содержит в себе понятие доброй воли. Волю Кант отождествляет с практическим разумом и трактует как автономную, не зависящую от какого-либо внешнего воздействия. Нравственная воля содержит практические основоположения, которые подразделяются на аксиомы (максимы) и законы (императивы). Максима – это субъективный принцип воления, а императив – это объективный принцип воления. Это правило, которое выражает долг. Кант выделял императивы гипотетические и категорические. Категорический императив означал: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка должна была бы стать всеобщим законом природы».

25.Фихте и Шеллинг

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) –разрабатывал систему субъективного идеализма. Свою концепцию Фихте назвал наукоучением. Наукоучение – это наука не о фактах, а о знании. Оно должно определить и обосновать цели и задачи практического действия людей в мире и обществе, и, прежде всего, обосновать свободу.

Началом критической философии Фихте выступает мыслящее Я, из которого можно вывести все содержание мышления и чувственности. Это Я, в сущности, представляет собой обыкновенное сознание человека, но выступающее у Фихте как нечто самодовлеющее, оторванное от человека и превращенное в абсолют. Этот свой принцип Фихте формулирует разными способами: Я есть Я, Я полагает Я, Я " Я.

Для Я характерна двусторонняя деятельность: практическая и теоретическая. Тем самым Фихте вводит понятие практики в свою концепцию и формулирует проблему единства теории и практики, что, в свою очередь, ведет к проблеме взаимодействия субъекта и объекта. Под деятельностью Я Фихте понимает нравственное поведение субъекта. Стать свободным благодаря своей активности, устраняющей все препятствия, – нравственный долг человека. Фихте подчеркивает: к осознанию свободы как высшей ценности люди приходят в определенных исторических условиях, на определенной ступени общественного развития. А свободу Фихте считал неотъемлемой от знаний и возможной лишь при высоком уровне развития духовной культуры человека. Именно культура и моральное действие делают возможным всю практическую деятельность Я.

Объективная реальность рассматривается у Фихте как «не-Я», которое выступает как производное от мыслящего Я. Поскольку Я активно, оно действует, то Я производит не-Я как свою противоположность. Если утверждение «Я полагает Я» является первым основоположением наукоучения, то «Я полает не-Я» – второе основоположение. Здесь не-Я – это чувственно воспринимаемое, внешний мир. Я не может полагать в себе никакого страдательного состояния, не полагая в не-Я деятельности, но оно не может положить в не-Я никакой деятельности, не положив себе некоторого страдания. Поэтому третьим основоположением является: Я (всеобщее, или абсолютное) полагает Я и не-Я (т.е. эмпирическое Я и эмпирическая природа). Схематично выглядит так:

1. Я " Я;

2. Я " не-Я;

3. Я " Я + не-Я.

Если первое основоположение – тезис, второе – антитезис, то третье – синтез. Всеобщее Я рассматривалось Фихте как сверхчеловеческий мировой дух. Получается, что Фихте, сам того не осознавая, поворачивает с позиций субъективного идеализма на позиции идеализма объективного. Важнейшим достижением Фихте явилась разработка диалектического способа мышления. Он много пишет о противоречивости всего сущего, единстве противоположностей, предлагает рассматривать противоречие как источник развития. Категории для Фихте – это не априорные формы рассудка, а система понятий, вбирающих знания, которые развиваются в ходе деятельности Я.

Вопрос IV. Натурфилософия и система тождества Ф. Шеллинга.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854). Главная цель философии Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», т.е. первоначало бытия и мышления. Центр философских исследований Шеллинг переносит с общества на природу. Система Шеллинга – это едва ли не первая в истории философии попытка систематического обобщения открытий науки под углом зрения единого философского принципа.

В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природе и делает это с позиций объективного идеализма. Он исходит из представления об идеальной сущности природы. При этом натурфилософия Шеллинга пронизана диалектикой. Исходная идея – тождество идеального и материального. Следует четко выяснить содержание системы Шеллинга.

Природа есть абсолютное – первопричина и первоначало всего сущего. Природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Следовательно, природа – это целостный организм, обладающий одушевленностью. Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума Þ их нельзя противопоставлять. Движущей силой природы, ее развития является ее полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие, например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, противоположность кислот и щелочей. Эта противоположность распространена и на органическую жизнь: раздвоение на противоположности порождается бессознательным духовным началом. В свою очередь, бессознательное духовное начало в природе порождает сознание в человеке. Целостность природы как живого организма создается мировой душой.

Шеллинг пытается объяснить превращение субъективного в объективное. При этом субъективное он трактует не как процесс чувствования и мышления, а как непосредственное созерцание разумом предмета. Такое познание Шеллинг обозначал «интеллектуальной интуицией», а искусство – как высшую форму познания. Шеллинг выделяет три ступени развития сознания: ощущение; рефлексия; воля.

На основе трансцендентального идеализма Шеллинг приходит к идее тождества духа и природы, которая стала стержневой проблемой его философии. Шеллинг рассматривает абсолютный разум как единственную субстанцию. В этом абсолютном разуме субъект и объект так прочно связаны между собой, что становятся неразличимы. Философия же стремится постичь сущее, т.е. Абсолют или тождество субъективного и объективного. Тождественное в Абсолюте обладает вечностью и совершенством. Мир же вещей многообразен, множественен и развивается во времени. Абсолют познает себя как безусловное тождество. В своем развитии он следует целесообразности. Абсолют не является духом, природой, это нечто такое, что содержит возможность всего. Развертывая свои потенции, Абсолют приходит к Вселенной. Происходит эманация Вселенной из Абсолюта наподобие творения ее художником. Этот процесс может быть объяснен лишь иррационально, как акт воли. Воля – это нечто темное, иррациональное.

26.Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – философ-идеалист, его мировоззрение было двойственным: с одной стороны, он разрабатывал учение о развитии, положил начало новому пониманию диалектики, а с другой, был приверженцем консерватизма, защитником прусских порядков. Он первым подверг критике логику Аристотеля, выдвинув ей в противовес принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий есть критерий заблуждения». Высшую истину нам открывает философия, она выявляет суть и смысл бытия. По Гегелю философия – это «эпоха, схваченная в мысли». Гегель утверждал: «Философия управляет представлениями, а они управляют миром».

Онтология. Исходная идея Гегеля – отождествление бытия и мышления. При этом Гегель вводит особое философское понятие – Абсолютная идея. Абсолютная идея – это единственно существующая реальность и одновременно первопричина всего существующего мира, всех предметов и явлений. Содержательно Абсолютная идея – это «понятие понятий»; мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Как видим, философская система Гегеля – это объективный идеализм. Абсолютная идея существует до природы и человека, и именно она их порождает.

В своем развитии Абсолютная идея проходит стадию отчуждения. Это понятие Гегеля означает переход некоего объекта в свою противоположность. Абсолютный дух отчуждает себя в виде окружающего материального мира, природы, человека. А затем через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе. Отчуждение по Гегелю предполагает: творение материи из воздуха; сложные отношения между миром и человеком: через человеческую деятельность Абсолютный дух опредмечивает себя. Поскольку природа порождена Абсолютным духом, то она рассматривается Гегелем как «инобытие» Абсолютного духа. Ступени развития природы (по той же схеме триады): механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе своей диалектической мысли Гегель высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы и закономерности всех явлений в мире. Третья ступень развития Абсолютной идеи – дух, который в своем развитии тоже проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Антропология. Человек у Гегеля выступает носителем Абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека Абсолютный дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется (действия, поступки человека, ход истории); познает себя через познавательную деятельность человека; творит – в виде результатов человеческой культуры. В результате человек у Гегеля – всего лишь орудие самопознания Абсолютного духа.

Диалектика. Гегель впервые четко сформулировал учение диалектики. Он разработал наиболее полное и систематизированное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переходе старого к новому. Особо он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире. Гегель сформулировал и обосновал три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимоперехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания. Законы характеризуют процесс развития с разных сторон. Эти законы не существуют раздельно, оторвано друг от друга, а выступают как компоненты единого процесса развития. Вместе с категориями законы образуют понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, адекватно описывать его. Правда, Гегель разработал идеалистическую форму диалектики. Он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга как развитие «чистой мысли» – Абсолютной идеи. По Гегелю, самодвижение понятий определяет развитие вещей, развитие природы.

Теория познания. Гегель ввел диалектику в гносеологию. Истина – это процесс, поэтому теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Постижение истины происходит при помощи понятий, а не просто путем прямого созерцания истины. Для этого мышление должно опираться на противоречия. Противоречия у Гегеля есть орудие истины, а отсутствие противоречий – симптом заблуждения.

Философия общества и истории. Гегель высказал ряд интересных положений об исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества.

История человечества у Гегеля носит закономерный характер. Сущность истории – это процесс самореализации Абсолютного духа. Преследуя свои цели, люди одновременно осуществляют историческую необходимость, сами того не осознавая. Смысл всей мировой истории есть прогресс в осознании свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эпохи:

1) восточная (Др. Египет, Китай и т.д.) – в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, император, а все остальные являются его рабами и слугами;

2) антично-средневековая – себя стали осознавать уже группа людей (аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна;

3) германская эра – себя осознают и свободны все.

27. Фейербах

Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872) – немецкий философ, завершивший этап немецкой классической философии. Содержание его деятельности – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Человека же Фейербах рассматривает как единственный, уникальный и высший предмет философии. По его мнению, философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям вместо утешения понимание своих реальных возможностей в деле достижения счастья. Она должна стать антропологией, т.е. учением о человеке. Фейербах рассматривает человека и природу как единственный предмет философии, превращая, следовательно, антропологию в универсальную науку. Поэтому систему Фейербаха стали называть антропологическим материализмом. Его основные идеи:

ü полный разрыв с религией (атеизм), попытка объяснить бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из материальной человеческой природы;

ü единственно существующими реальностями являются природа и человек;

ü природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена и никем неуничтожима, все, что нас окружает (предметы, явления), – различные проявления материи;

ü человек является частью природы, человек есть единство материального и духовного;

ü человек – это абстрактное биологическое, сугубо природное существо

ü идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

ü убеждение в познаваемости окружающего мира.

Фейербах отрицает дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия. Критикуя идеалистическую философию Гегеля, Фейербах не признает наличия абсолютной идеи как самостоятельной субстанции и первопричины материального мира. При этом Фейербах полностью отрицает диалектику Гегеля (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, обосновывающей религию и не соответствующей достижениям науки.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, Фейербах выступает с последовательно атеистических позиций и тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Как самостоятельной реальности бога нет, бог – это порождение сознания человека. Религия – это мифологически-фантастическая идеология, не имеющая ничего общего с реальностью. Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям, корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром. Мысль о боге утешает человека, притупляет его страх и аффекты. Бог – это идеальный образ человека, это то, чем хотел бы себя видеть человек.

Теория познания. Окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Идею о постепенном увеличении познавательных способностей разума и о перспективе их бесконечности Фейербах выразил так: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

Основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность (материя) и которые осознаются разумом. Разум способен устанавливать отношения причины и следствия. При этом разум идет от единичного к всеобщему. Хотя Фейербах принял практику как активное взаимодействие субъекта с объектом, но не понял ее общественно-исторического характера. Человек у него – бесстрастный созерцатель природы. К тому же Фейербах не ввел практику в гносеологию в качестве критерия истины, в роли критерия у него согласие всех людей с данным суждением. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах и на идее уравнения эмпирического и рационального подходов.

Социальные взгляды Фейербаха вытекают из его антропологизма. Человек – биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами. Полнокровная реализация человеком своего Я возможна только во взаимодействии с Ты, с другими людьми, т.е. человек может жить только в обществе. Основой связи между людьми в обществе и стержнем общества является религия. Для этого религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – бога, а на совершенно иных принципах. Традиционную религию надо заменить религией любви людей друг к другу

28. маркс и Энгельс

XIX в. начался в Европе бурно: наполеоновские войны, революции, рабочие выступления, экономические кризисы. Развитие общественно-исторической практики, науки и философии к середине XIX в. требовали их глубокого философского осмысления. Поэтому в это время появились такие направления философской мысли, как позитивизм и марксизм, которые ставили перед собой задачи научного исследования действительности, выявления ее законов, объективно научное понимание и объяснение жизни общества. Дерзкий вызов прежним философам бросили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они попытались не просто создать новою теорию, но и изменить существовавшие общественные устои в соответствии с разработанным ими учением.

Условия для возникновения марксизма были подготовлены историческим ходом развития философии, естественных и общественных наук, да и самой общественной жизни. Следует объяснить студентам основные предпосылки возникновения марксизма.

Социальные предпосылки формирования марксизма:

1. Утверждение буржуазно-рыночных отношений.

2. Возникновение новых антагонистических классов и

3. Утверждение новых форм классовой борьбы.

Естественнонаучные предпосылки марксизма:

  1. Теория эволюции Ч. Дарвина.
  2. Открытие клетки – как структурной основы живых организмов.
  3. Закон сохранения и превращения энергии.

Теоретические предпосылки:

1. Английская политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо).

2. Французский утопический социализм (Ш. Фурье, А. Сен-Симон).

3. Немецкая классическая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах).

Формирование самого марксизма можно рассматривать с точки зрения диалектики. Вначале Маркс и Энгельс были последователями философии Г. Гегеля, затем последовал переход на противоположные позиции метафизического материализма Л. Фейербаха. Итогом явился синтез – диалектический материализм (1841 – 1848).

К. Маркс (1818 – 1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895). Дружба Маркса и Энгельса началась в 1844 г., а в 1845 г. вышла их первая совместная работа – «Святое семейство», в 1848 г. знаменитый «Манифест Коммунистической партии».

Маркс и Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу стать орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества. Такая философия должна разрабатываться на основе науки и ориентироваться на максимально достоверное знание. Ибо лишь достоверное знание способно стать орудием эффективного преобразования социальной действительности. Таким образом, определяющая черта марксизма – это единство партийности и научности, революционности и гуманизма. Единство этих принципов вытекало из нового понимания практики в марксизме. Это привело к признанию активно-преобразующей функции философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Вопрос II. Диалектический материализм о природе и познании.

Весь накопленный научный материал подводил к необходимости теоретического обоснования идеи материального единства мира и исторического развития природы. В своей онтологии Маркс и Энгельс однозначно решают Основной вопрос философии материалистически, в пользу бытия: бытие определяет сознание.

Марксизм впервые соединил диалектику и материализм. Марксистская диалектика принципиально отличалась от идеалистической. Самодвижение понятий Гегеля К. Маркс заменяет объективным процессом развития материи и бытия. Диалектика понятий становится теперь отражением объективной диалектики, т.е. развития самой природы. При этом мышление у Маркса не просто пассивное отражение внешней реальности, а активное преобразование материального. Однако за материальным началом марксизм однозначно признавал безусловную первичность по отношению к духовному началу.

В своем учении о бытии Маркс и Энгельс предложили исторический подход к пониманию природы. Они объясняли природу не через категорию «существования» (как большинство философов), а через соединение диалектики с историческим развитием природы. Природа ими мыслилась как исторический процесс бесконечного развития материи, материя находится в постоянном движении и развитии. Материя вечна и бесконечна, она периодически принимает новые формы своего существования. Марксизм впервые выдвинул и теоретически обосновал тезис о материальном единстве мира. Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии как вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания, при этом он выстраивает в качестве основной магистрали истории философии борьбу материализма и идеализма, диалектики и метафизики как методов познания. Сознание при этом понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство (высокоорганизованной) материи отражать саму себя.

Марксизм впервые в истории философии взялся решать проблему материального бытия путем анализа человеческой деятельности. По Марксу сознание не может быть не чем иным, как осознанным бытием. Следовательно, здесь бытие не столько открытый человеку мир, сколько деятельное бытие самих людей. Поэтому для марксизма категория «практика» является исходной и определяющей, связывающей все части этого учения. Практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека по освоению и преобразованию природных и социальных систем. Подчеркивается общественно-исторический характер практики.

В теории познания Маркс и Энгельс продолжили линию сенсуализма: чувственное восприятие внешнего мира – единственный источник всех наших знаний. Однако при этом они подчеркивали, что абстрактное мышление содержит и новое (по сравнению с чувственным восприятием) знание. Практика и в гносеологии оказывается стержневым понятием, ибо действие выводилось из потребностей, а идеи – из действий. Поэтому в марксизме материальным источником новых понятий и знаний выступает не природа непосредственно, а практика, прежде всего производственные отношения. В результате природа становится общественной деятельностью с человеческой предметностью. Марксизм рассматривает процесс познания через диалектику абсолютного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рационального моментов познания

29.Иррационалистическая ф.

Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс и др. явились представителями рационалистического направления европейской философии XIX века. Противоположным ему течением явился иррационализм, противопоставивший тезису рационалистов о разумности мира противоположный тезис о неразумности мира, неразумности его начал и отсутствии всякого смысла бытия.

Во многих отношениях начало новому типу философствования положил АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860). В своем главном труде «Мир как воля и представление» он полагает, что существуют 2 мира: внешний и внутренний:

1. Внешний, видимый, определенный – мир представлений.

2. Внутренний – мир «вещей в себе», ноуменальный.

В мире представлений нет ничего окончательного, все иллюзорно, условно, ненадежно, в то же время как дух имеет потребность в безусловном. Это безусловное можно найти только в мире «вещей в себе». Безусловное, для Шопенгауэра то, что все собой определяет и движет. Это есть некоторая первоактивность, которую он определил как мировую волю. Мировая воля бессознательна, это стремление ради стремления, это воля хотеть, это «воля к жизни». Мир есть воля и ее манифестация. Воля понимается как универсально-космический феномен, абсолютное начало всякого бытия, созидающее ми и человека. Всякая телесность есть «объективность воли», инстинкты и порывы животных – это тоже действие воли, наконец, и человек есть проявление воли, его природа поэтому не рациональна, а иррациональна. В действиях мировой воли нельзя обнаружить причину, поэтому они свободны и иррациональны: разрушив себя, она вновь созидает, а затем разрушает и в этих действиях ненасытна, голодна, вечно собой недовольна. Мировая воля находится в состоянии вечного становления и вечного разрушения, и этот процесс имеет форму спирали.

Когда появляется человек, возникает мир как представление – как человеческая картина. Появляются субъект и объект, пространство и время, множественность отдельных вещей и причинная связь между ними. Все это «существует» постольку, поскольку так устроено человеческое сознание с его априорными формами чувственности и рассудка. Поэтому постичь волю разумом невозможно, это в какой-то мере можно достигнуть с помощью интуиции. Причем дано это не всем, а немногим избранным. Человек является рабом воли, она создала его интеллект, чтобы он, познавая мир представлений, приспосабливался к нему. Бессмысленность воли делает бессмысленной и саму жизнь, а человеческую в особенности. Но воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным и жалким не было человеческое существование. Она бессмысленна, потому что каждый из нас обречен на смерть, многие – на старость, болезнь и страдание. Но именно воля к жизни забросила нас в чуждый враждебный мир, соблазнив обманчивыми, призрачными приманками (первая из них – сексуальное наслаждение, инстинкт продолжения рода). Индивид имеет для природы косвенное значение, поскольку он служит средство для ее сохранения. Вне этого она равнодушна к его существованию и даже торопит его к погибели, как только он перестает быть пригодным для ее целей. Но для чего существует сама природа? «При виде этого бесконечного влечения, этого необузданного порыва к жизни – напрасно стараются указать цель».

Человек под влиянием воли все время чего-то хочет: комфорта, здоровья, продления жизни, которые каждый день нужно завоевывать неустанным трудом, постоянной борьбой с нуждой. Но желания никогда не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то приносят с собой равнодушие и скуку. Да и жизнь мы пытаемся сохранить, постоянно имея в перспективе смерть. «Оптимизм, - заключает Шопенгауэр, - самая безжалостная и бессовестная издевка над человечеством». У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни, т.е. принимать истину, которую узрели еще древние индусы, выразившие ее в религиозно-философском учении буддизма о «нирване», т.е. это путь аскезы и медитации.

Есть лишь одна разновидность людей, которые перестали быть рабами воли – это гении в искусстве и святые в земной жизни. Когда человек, поднятый силой духа, перестает рассматривать мир как представление, связанное законами причинности, в пространстве и во времени, когда он всей мощью этого духа отдается созерцанию, наполняя свое сознание спокойным видением мира, его вещей и предметов, тогда он теряется в них, забывая свою индивидуальность, свою волю и остается только в качестве чистого зеркала мира, вещей, объектов, ландшафта. Погруженная в такое созерцание личность - уже не индивид, а чистый, безвольный, безболезненный, вневременный субъект познания. Сущность гения состоит в способности к такому созерцанию, а так как последнее требует полного забвения своей личности, то гениальность, по Шопенгауэру, есть не что иное, как полнейшая объективность. Но это - удел немногих избранных.

Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX – начале XX века занимает «философия жизни». Она выступает за реабилитацию жизни, против ее ущемления и объединения с политическими, экономическими и иными утилитарными подходами.

В связи с этим понятие «жизнь» как центральное понятие этого философского течения призвано заменить понятие «бытие». Бытие – это состояние, жизнь – это движение, становление. Становление – это первооснова, предельное понятие, в его основу нельзя положить что-либо устойчивое. Жизнь – это и человеческая жизнь, и основа бытия, и определенное отношение человека к этой основе бытия. Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания, ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания, и сопереживания (понимания) интуиции, веры, любви.

Ф.НИЦШЕ (1844-1900) продолжил атаку на усиливающийся рационализм 19 века. В своих основных работах «Рождение трагедии из духа музыки» «Веселая наука», «Сумерки кумиров», «Воля к власти», «Генеалогия морали», «Человеческое, слишком человеческое». Ницше отвернет традицию, идущую от Парменида и Платона через христианство до Канта и разделяющую действительность на два мира: «подлинный» и «мир для нас». Настоящий мир есть целостность жизни, которая есть вечное становление, стремление быть и быть все больше, и с этой точки зрения она – воля к власти. Проявлением воли к власти он считает и законы природы, и познание, и красоту, и мораль, и религию.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...