Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изобразительно-выразительные средства фотографии. Язык фотографии



• Свет и тень. Виды света – искусственное и естественное освещение. Светотональный и светотеневой рисунок изображения: светотональное (освещение мягкое, без резких теней) и светотеневое (контрастное освещение).

Каждый снимок состоит из светлых и темных участков изображения разной величины. Причем установлено, что большие участки оказывают более благоприятное впечатление, чем мелкие. Большое количество мелких деталей или пятен делает снимок неспокойным, трудным для восприятия.

Тон. Под тоном понимается сила цвета, а в черно-белой фотографии – определенное место в шкале, содержащей гамму оттенков от черного до белого.

• Цвет (тональность, колорит, цветовые контрасты):

Тональный контраст (в черно/белой фотографии) – преобладание на снимке или фотопленке черно-белых тонов и отсутствие промежуточных (серых) полутонов.

Цветовой контраст – это соседство ярких, насыщенных, но разных по тону цветов. Цветовой контраст может стать главным изобразительным элементом в кадре.

• Колорит. Колорит в фотографии – это преобладание определенного цветового тона на снимке. А еще колорит - это композиция цвета (т.е. организация и выбор цветового рисунка кадра)

Оптические средства (короткофокусный и длиннофокусный объективы, насадки),

• Точка съёмки — точка в пространстве, в которой находится камера.

Применительно к фотосъёмке координаты объекта могут быть выражены как расстояние до объекта съёмки, направление съёмки или угол в горизонтальной плоскости, под которым она производится, и высота точки съёмки.

Нередко термины «точка съёмки» и «ракурс» употребляются как синонимы и путаются. Можно считать, что точка съёмки — составная часть ракурса.

Например, точки съёмки портрета фас, анфас, профиль — часто называют общим словом «ракурс».

• Перспекти́ва (от лат. perspicio — ясно вижу) — глубина пространства.

1.Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя)

2.Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

Линейная перспектива основана на том, что по мере удаления предметы и объекты уменьшаются в размерах. Линейная перспектива создает иллюзию трехмерности изображения и усиливает глубину пространства.

Тональная перспектива основана на том, что удаленные от нас предметы и объекты выглядят более светлыми, а находящиеся ближе – темными.

Воздушная перспектива - По мере удаления контурная резкость, т.е. четкость и ясность очертаний предметов и объектов уменьшается, а контраст изображения и насыщенность цветов смягчаются.

• Ритм (закономерное чередование больших и малых форм, линий, цветовых и тоновых пятен и др.)

• План (степень приближения к объекту - общий, средний, крупный, деталь, фрагмент).

• Формат (соотношение длины и высоты кадра: горизонтальный, вертикальный, квадрат).

•Симметрия (уравновешенность по объему, цвету и т.д.) и асимметрия (неуравновешенность кадра – эффект движения)

• Выбор границ кадра (формат изображения и кадрирование).

Кадрирование - это акт творческий, так как определение границ кадра должно предусматривать очищение от всех засоряющих внимание второстепенных деталей, мешающих восприятию основного содержания. Один из путей организации кадра и отсекание лишних деталей при репортажном методе фотографирования – это нахождение или изменение перспективы (угла зрения фотообъектива – зуммирование), точки съемки и угла наклона фотоаппарата.

Фон. Задний план изображения. Должен быть спокойным, не перегруженным и ненавязчивым.

Линии.

Прямые линии, например очертания зданий или улицы, по возможности не должны быть параллельны краям снимка. Прямые линии производят лучшее впечатление, когда они проходят по диагонали. Горизонтальные линии – более спокойные, чем вертикальные линии, диагональные линии – самые динамичные.

Изогнутые линии на снимке прямоугольного или квадратного формата выглядят лучше, чем прямые. Разновидностью изогнутой линии являются дуги, т.е. части окружности или эллипса. Они должны как можно чаще появляться на снимках. Лучше, когда один из концов линии начинается в углу снимка.

Волнистые линии также подчиняются законам линейной перспективы, с увеличением расстояния кажется, что они сближаются. Иногда они указывают на какой-то вполне определенный участок изображения.

Входящие линии берут свое начало в углах изображения или вблизи них. Они увеличивают передачу пространства и их можно также использовать для привлечения взгляда зрителя к определенной точке на снимке.

Фактура – характер строения поверхности (матовая, глянцевая, шероховатая).

Художественный язык фотографии - это совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов для воплощения идейно-эстетического содержания фотоснимка. Это способы, правила и законы композиции.

Способы выделения главного элемента в изображении:

- Световой (контраст объекта и фона) или тональный акцент (осветление сюжетно-важной детали изображения).

- Оптический акцент (выделение резкостью с помощью телеобъектива или открытием диафрагмы)

- Линейный акцент (линия, ведущая к сюжетно-важному элементу изображения)

- Масштабный акцент (укрупнение или вынесения главного изобразительного элемента на передний план)

- Цветовой акцент

- Центральное расположение главного объекта или элемента изображения

- Кадрирование (отбор изобразительных деталей, отсекание лишних деталей из кадра).

Основные правила композиции:

1. Правило контраста - более светлый предмет или объект съемки следует располагать на темном фоне, и наоборот, темный предмет – на светлом;

Контраст может быть тоновой (вплоть до графики), цветовой (холодный и теплый колорит), сюжетный (идейный), а также – контраст форм, линий, объемов, размеров.

2. Правило размещения - сюжетно-важные элементы изображения размещаются внутри кадра не хаотично, а образуя простые геометрические фигуры.

3. Правило «одной трети» - наиболее важный элемент изображения располагается на расстоянии примерно 1/3 по высоте или ширине от границ кадра.

4. Правило «равновесия» или «симметрии» - в черно/белой фотографии элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, соответствуют друг другу по объему или тону.

В цветном изображении симметрия возникает не по равенству объемов. Например, маленький элемент изображения на одной части кадра, окрашенный в красный цвет, может уравновесить большие объемы на другой части кадра. Равновесие может быть не только объемным или тональным, но смысловым, психологическим.

5. Правило «формата» - преобладание в кадре вертикальных или горизонтальных линий требует и соответственного формата.

6. Правило «точки съемки» - точка съемки влияет на эмоциональное восприятие снимка: наиболее спокойное состояние достигается съемкой с уровня глаз. Верхняя или нижняя точки (ракурс) съемки вносят в изображение элемент напряженности. Линия горизонта, если она присутствует в кадре, не должна проходить через центр снимка, иначе он окажется разделенным пополам.

7. Правило «диагонали» - диагональное построение в кадре придает снимку динамичность и эстетичность.

8. Правило «свободного пространства» - перед движущими предметами и объектами, а также в том направлении, куда обращен взгляд человека, следует оставлять свободное пространство.

9. Правило «чтения» изображения - смысловой центр лучше располагать в правой части прямоугольного кадра, поскольку взгляд и главный объект съемки в этом случае как бы движутся навстречу друг другу; т.к. наши глаза привыкли читать слева направо, мы и изображение разглядываем так же. В квадрате же смысловой центр лучше располагать в центре.

10. Правило «светотеневых соотношений -1» - светлые участки изображения должны находиться вблизи центра кадра, а более темные – вокруг них ближе к краям. Таким образом, мы получаем законченное впечатление, в противном же случае, когда по краям снимка большие светлые участки, кадр может казаться незавершенным.

11. Правило «светотеневых соотношений -2» - большая часть снимка должна быть заполнена промежуточными (серыми) тонами. Они должны окружать светлые тона, а блики, т.е. самые яркие световые тона, должны появляться только в некоторых местах и на относительно маленьком пространстве. Так сильнее подчеркиваются цвета: то, что появляется редко, больше бросается в глаза. Точно так же не должен занимать много места глубоко-черный (без деталей) тон.

12. Правило «светотеневых соотношений -3» - если на снимке имеются удлиненные световые участки и пятна, их лучше располагать по возможности диагонально.

Основные законы фотокомпозиции:

1. Закон целостности - неделимость композиции на сумму нескольких самостоятельных частей и согласованность всех элементов снимка.

2. Закон «единство формы и содержания» - соответствие и подчиненность всех художественных средств композиции идейному замыслу – соответствие формы содержанию.

3. Закон гармонии - эстетическое единство в организации изобразительного материала.

4. Закон лаконизма - максимальное обобщение и предельно краткое выражение творческого замысла, что способствует художественной выразительности снимка.

5. Закон новизны. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям. Очень важно в фотографическом творчестве развивать способность находить в обыденном необычное, новое.

При этом нужно учитывать, что правила и законы композиции не абсолютны.

6. «Природные склонности» фотографии (по З. Кракауэру).

Зигфрид Кракауэр - беллетрист, социолог, искусствовед, кинокритик) в какой-то степени опровергает многие устоявшиеся принципы оценки и восприятия фотографии. Если следовать его теории, то фотография не обязательно должна быть резкой, с отточенной композицией и завершенным сюжетом. Напротив, нарушение выработанных веками живописных правил свойственны фотографии.

Для Кракауэра фотография должна быть не живописной, а фотографичной. (Фотографичность – то, что присуще только искусству фотографии, то что наделяет его особой красотой). Снимок фотографичен в том случае, если он соответствует четырем «природным склонностям» фотографии:

1. Неинсценированная действительность

Фотография явно тяготеет к неисценированной действительности. Снимки подлинно фотографичны тогда, когда в них чувствуется намерение автора воспроизвести физическую реальность в том нетронутом виде, в каком она существует помимо него. Ее преходящие формы, уловимые только фотокамерой, инсценировать невозможно.

2. Случайность, неожиданность

Тяготение фотографии к неинсценированной действительности определяет ее склонность подчеркивать элементы ненарочитого, случайного неожиданного. Случайные события – лучшая пища для фотоснимков. Склонность к ненарочитому свойственна и для портретной фотографии – даже наиболее типические портреты должны производить впечатление снятых случайно, как бы походя, в них должна чувствоваться пульсация жизни. Это снова подтверждает, что фотографическое изображение не терпит насильственного втискивания «в банальную композиционную схему».

3. Бесконечность пространства

Фотографии свойственно передавать ощущение незавершенности, бесконечности, возникающее от подчеркивания элементов случайного, которые на фотографии, будь то портрет или уличный снимок, запечатлеваются скорее частично, нежели полностью. Фотография хороша только тогда, когда она не оставляет впечатления законченности. Рамка фотокадра - лишь условные границы фотографии; ее содержание связано с содержанием остающегося за рамкой; ее композиция говорит о чем-то, невошедшем в нее – о физическом бытии. Писатели девятнадцатого века называли это «невместимое» природой, жизнью, и они были убеждены, что фотография призвана внушать нам представление о безграничности жизни.

То, что Кракауэр называет незавершенностью, бесконечностью фотографии, - Барт обозначил как слепое пятно. Слепое пятно – это то, что мы не видим, что остается за кадром, вне поля зрения. Присутствие слепого пятна подталкивает воображение зрителя выйти за границы снимка и дорисовать продолжение кадра. Этим фотография и завораживает, в этом заключается ее уникальная суть.

4. Многозначность, неопределенность содержания

Фотография склонна передавать ощущение неопределенного содержания и смысловой неясности. Живопись в какой-то степени очевидна и однозначна, так как она рождена человеком. Фотография же многозначна, так как в съемке участвует неподконтрольная фотографу реальность Фотограф, конечно, отбирает содержание своих снимков, строит композицию и наделяет снимки своим смыслом. Но никакой отбор не лишает фотографии склонности к неорганизованному и несобранному, придающей им документальный характер. Поэтому каждый может трактовать фотоснимок по-своему. Смысл фотографии обязательно остается не до конца ясным, ибо она показывает неупорядоченную действительность, природу в ее непостижимости.

7. «Решающее мгновение» в фотографии. Анри Картье-Брессон и его влияние на фотографию ХХ века.

Картье-Брессон – самый известный фотограф XX века. Он сформулировал основные эстетические принципы фотографии, поставил точку в беконечных спорах – «искусство ли фотография?» Он - гений моментального снимка.

Сказал: «Все фотографы делятся на две категории: одни придумывают фотографии, другие наблюдают жизнь. Я отношусь ко вторым». Родился в 1908 во Фрвнции, г.Шантлу, недалеко от Парижа. С детства он увлекался живописью. Поступил в художку, где, как он говорил, его научили «фотографировать без фотоаппарата». Но вскоре он ушел от живописи к фотографии чтобы заработать, сказав, что только в фотографии можно запечатлеть вечность в одном моменте времени. начал фотографировать, но это оказалось интереснее, чем он предполагал. Снимал в предвоенной Европе, в уже воюющей Индии и Китае. К началу Второй мировой он уже известный фотограф. Потом спустя много лет эти и многие другие его фотографии попадут в альбом «Решающее мгновение».

В 1932 году состоялась его первая выставка, в Нью-Йорке. Сначала Картье-Брессон не снимал фоторепортажи, потому что, как говорил, «не умел их снимать», но вскоре вышел его первый репортаж с коронации Георга V, где, что интересно, не было ни одной фотографии самого короля.

В 1947 году Картье-Брессон с коллегами решает создать фотоагентство. Они хотят просто снимать, а не бегать по редакциям, предлагая свои снимки. Создают агентство Magnum Press, которое и по сей день является одним из главных фотоагентств мира. В нем он объединил лучших Франции. «Магнум» (Дэвид Сеймур, Роберт Капа, Анри Картье-Брессон). Задача агенства: создание подлинной и правдивой фотографии о жизни людей, той фотографии, которая не служит интересам политиков и не является сиюминутной, востребованной ежедневными газетами, а той, в которой нуждаются издания, когда им нужно правдиво рассказать о явлении, дать точную, исчерпывающую характеристику тому или иному событию. Брессон долгие годы сотрудничал в агентстве, являясь его «визитной карточкой». (Первый директор агентства – Роберт Капа). Не расставался с «Лейкой».

Сотрудники разделили мир и Картье-Брессону выпало снимать Азию. И далее именно своими фотографии из Индии, Китая, Индонезии он заработал всемирную славу.

В 55 году он стал одним из первых фотографов, чьи снимки появились в Лувре, где до этого фотографии никогда не выставлялись.

В 1952 году вышла первая книга фотографа, «Решающий момент», где было 126 фотографий, отобранных автором из собственного архива. С этого времени фраза «решающий момент» стала символом его жизни. Он говорил, что фотография – это предчувствие жизни, которое нужно угадать за один момент.

- На его фотографиях обычные люди в обыденных ситуациях, за каждым из снимков история, небольшая новелла из жизни.

- «В мире все имеет свое решающее мгновение» - именно это понял фотограф и всю свою творческую жизнь фиксировал решающие мгновения. Он никогда не думал специально создавать красивые фотографии, но всегда стремился передать суть ситуации, и тогда фотография обязательно становилась красивой.

- В фотографии, как, впрочем, во всех искусствах, форма есть лишь способ убедительной передачи содержания. И если что-то делаешь только ради формы, произведение не может быть полноценным. Некоторые фотохудожники забылись именно поэтому – они были в плену сиюминутных модных эстетических установок.

- Фотографии Брессона отличаются тем, что в них нет нарочитости, нет того, что сделано специально, чтобы нравится публике. Они безумно просты, как и сцены, на них запечатленные, а потому многие проходят мимо них. Такие фотографии были невостребованы. Тогда казалось, что фотограф должен удивить публику. Брессон никого не старался удивлять. Его не интересовали репортерские снимки и фотографии знаменитостей, а больше нравились чисто событийные фотографии, где он мог себя примерять к ситуации. Он снимал то, на что другие просто не обращали внимания.

- Даже у профессионалов вызывает удивление, как можно поймать такие моменты, успеть вскинуть фотоаппарат, навести на резкость. Объяснение простое: мастер сроднился со своей камерой. Объектив - продолжение глаза, а наводка на резкость - инстинкт, живущий в кончиках пальцев. «Камера есть продолжение ваших глаз и рук, а не хромированный медальон на шее. Приятно держать в руках инструмент, который делает все, что вы хотите». Стал первым красить свою камеру черной краской, потом все начали камеры темнить.

- До Брессона тоже существовала честная, прямая фотография, просто в его творчестве это обрело некую законченную форму, стало полностью очевидным и поднялось до высот, которые невозможно не заметить. Он, как никто другой, был последователен в своем творчестве и принципах. Например, он мог бы использовать цвет (тогда был расцвет цветной фотографии), но был верен черно-белой, изгоняя даже серебристость,. И только один раз напечатал ряд фотографий в цвете. Он презирал фотографические хитрости и манипуляции, верил в то, что фотограф должен работать просто, быстро и точно.

- Картье-Брессон дважды был в СССР и сделал цикл фотографий. Но их он оценивал плохо. В своем официальном портфолио он не оставил ни одной. Его критиковали за антисоветскость. Они так не привыкли видеть Советский Союз! Но он видел аномальности бытия не только у нас. В цикле фотографий про Америку подчеркнул язвы этой богатой и самонадеянной страны.

- В середине 70-х гг. Картье-Брессон ушел из фотографии и запер свою «Лейку» в сейф. Есть легенда, что это его издатель сказал ему, что добиться большего, чего он добился, уже невозможно, дальше он будет только спотыкаться и повторяться.

- Картье-Брессон вообще известен как гений выбора. Работая, он всегда расходовал пленку "километрами", стараясь поймать решающий момент, и отыскивал потом самый выразительный кадр в отснятой ленте.

- Его работы определили стиль фотографии середины ХХ века - того времени, когда появились небольшие и быстрые камеры, отодвинув в прошлое достижения мастеров начала века. Его фотографии казались случайными - так трудно было поверить в невероятную удачу и нечеловеческую скорость реакции фотографа.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 12923 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...