Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источниковедение, методология, научные категории исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории



Источниковедение — вспомогательная отрасль исторической науки(истории), разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения.[1] Предметом источниковедения является исторический источник и методы его поиска и изучения.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в разви-^ тии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.

В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа, она характеризуется разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методологические подходы к изучению истории: теологический, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, марксизм и цивилизационный подход.

Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного миропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосновой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и человека, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

Субъективизм - методологическое направление, игнорирующее объективный подход к действительности, отрицающее объективные законы природы и общества. Исторический процесс субъективизм рассматривает как результат проявления мирового духа, абсолютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности.

Представителями субъективизма были философы Д. Беркли (1685 – 1753), И.Г. Фихте (1762- 1814), Д. Юм (1711 – 1776).

Географический детерминизм абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Так, французский просветитель Ш.Л. Монтескье (1689 -1755) – основоположник географической школы в социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Русский географ, социолог и общественный деятель Л.И. Мечников (1838 – 1888) особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной – со времени возникновения первых государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы; 2) средиземноморский – от основания Карфагена; 3) океанический – после открытия Америки.

Эволюционизм как методологический подход оформился во II половине XIX в. в трудах Э. Тайлора, А. Бастиана, Л. Моргана. Согласно их взглядам, существует культурное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим; различие в культуре разных народов – следствие разных ступеней их эволюции. Движущая сила эволюции человеческого общества – совершенствование психики.

Марксизм как философское направление оформился в середине – II половине XIX в. Его основоположниками были немецкие мыслители К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895). Они обосновали доктрину исторического материализма, согласно которой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся мировая история – это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба – двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества.

Центральное место в социально-экономической схеме марксизма занимают так называемые общественно-экономические формации – ступени в историческом развитии общества, определяемые способом производства и производственными отношениями, которые обусловливаются уровнем развития производительных сил. Марксисты выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга. Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее линеарного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более новые и более высокие уровни развития. Он декларирует единство исторического процесса и заданность его конечной цели создание единого общества всеобщего благоденствия.

Этот подход абсолютизировал социально-экономические факторы и игнорировал духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор.

Цивилизационный подход. Зачатки цивилизационного подхода появились еще во II пол. XVIII в. (Вольтер), дальнейшее развитие дал немецкий просветитель конца XVIII в. И.Г. Гердер. Он считал, что развитие есть естественный результат развития человеческих способностей, раскрытие которых зависит от природных условий, поэтому нет единой цивилизации, а существует множество неповторимых цивилизаций.

В I половине XX в. теоретически оформился цивилизационный подход к истории. Основоположником принято считать Освальда Шпенглера (1880 – 1936), нем. философа-культуролога. В фундаментальном труде «Закат Европы» (1922 г.) он представлял историю человечества как панораму замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «культур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. О. Шпенглер выделил 8 культур: египетскую, майянскую, греко-римскую, византийскую, арабскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую.

Другим крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк и общественный деятель Арнольд Тойнби (1889 – 1975). Основной труд «Постижение истории» (в 12 томах) он начал издавать в /922 г. В центре его учения – локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская.

В отличие от Шпенглера, категорически отрицавшего единство и целостность исторического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.

Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

В России у истоков цивилизационного подхода стоял Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885), философ, естествоиспытатель и социолог. Основной труд «Россия и Европа» был издан в 1869 г.

Центральной категорией в социологической теории Данилевского являются «культурно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жиз-нетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.

КАТЕГОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ – универсальные, всеобщие формы исторических деятельности, мышления и сознания людей. К. и. н. – Понятие полисемантическая: оно может иметь своим содержанием: а) основные формы исторической жизнедеятельности (сообщество, культура, цивилизация, формация) и роды социальноисторичного бытия людей (экономика, социальная сфера, политика, духовная жизнь), б) формы исторического мышления, используемых людьми инстинктоподибно, вне их сознанием, в) краеугольные характеристики исторического познания, постигаемые историками как общие и фундаментальные понятия истории как науки, г) формы исторического самосознания. Категориальная структура исторического мышления формируется на основе социальноисторичнои жизнедеятельности людей, в ходе воспроизведения и темпоральных глубинных изменений явлений жизненного мира и их взаимосвязей. Инвариантные формы и соотношение исторических событий и процессов, многократно повторяясь в деятельности и отношениях людей, предстают как онтологическое измерение категорий и в дальнейшем постепенно закрепляются в сознании в виде форм исторического мышления. Уже как формы мышления исторические категории отражают общие хронотопични свойства человеческого общежития, структуру, ход, ритм и взаимозависимости процессов общественной динамики и одновременно используются (преимущественно стихийно, в неосознанной форме) как способы фиксации повторяемости в истории, выделения закономерного, отнесение отдельных, случайных исторических событий в соответствующие детерминистских узлов пересечения сети общих и необходимых связей исторического процесса.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Во-первых, потому, что с точки зрения формационного подхода в своем развитии российское общество прошло примерно те же ступени (формации), что и мировое сообщество: первобытно-общинный строй, феодальный строй, капитализм. В России была сделана героическая попытка создать посткапиталистическое общество (социализм), которая оказала прогрессивное влияние на развитие всего человечества. Примеру СССР последовали многие страны: Китай, Восточная Европа, Куба и др. Да и страны, оставшиеся капиталистическими многое переняли у страны Советов. Во-вторых, Россия никогда не была изолирована от других цивилизаций. Еще в период раннего феодализма Русь имела тесные связи (торговые, дипломатические, военные и др.) с Византией, Северной Европой, странами Востока. Сам факт принятия христианства поставил Русь в один ряд с европейскими государствами. Процесс сближения с Европой усилился со времен Петра I. В XVIII, XIX, XX веках Россия оказывала влияние на процессы, происходившие в Европе и мире: участие в Тридцатилетней войне, Семилетняя война, война со Швецией, походы Суворова, разгром армии Наполеона, Священный Союз, поддержка Северной Америки в войне с Англией за независимость, участие России в I мировой войне, Великая Революция, построение социализма, Победа в Великой Отечественной войне и др.В советский период Россия (СССР) стала одной из сверхдержав наряду с США. Без ее участия не решался ни один международный вопрос.И в современное время, постсоветское, Россия выступает как часть мировой экономики и политики.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 567 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...