![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
6. Смысловое содержание, констатирующее социальное отношение на длительное время, может быть сформулировано в «максимах», следования которым, усредненного или приближенного по своему смыслу, стороны ждут от своих партнеров и на которые они в с вою очередь (усреднено или приближенно) ориентируют свое поведение. Чем рациональнее — по цели или ценности — ориентировано данное поведение, тем более применим такой метод. Очевидно, что в случае эротических или вообще аффективных отношений (например, основанных на уважении) возможность рациональной формулировки предлагаемого смыслового содержания значительно меньше, чем, скажем, при заключении делового контракта.
Содержание социального отношения может быть сформулировано по взаимному соглашению Это означает, что все его участники дают определенные заверения (то ли друг другу, то ли вообще) по поводу своего поведения в будущем. В этом случае каждый участник соглашения рассчитывает — в той мере, в какой он рассуждает рационально,— прежде всего обычно на то (с различной степенью надежности), что другой будет в своем поведении ориентироваться на смысл соглашения так, как он (т.е. действующее лицо) этот смысл понимает. Свое поведение он ориентирует частично на подобное ожидание целерационально (в зависимости от степени его лояльности), частично ценностно-рационально — на «долг», который он усматривает в том, чтобы в свою очередь «соблюдать» соглашение в соответствии с тем, как он понимает его смысл. На этом мы здесь остановимся.
Источник М Вебер Избранные отношения М, 1990 С 630-633
| 9 f Вопросы к тексту
1. Что называется социальным отношением?
2. Как соотносится поведение со смыслом социального отношения?
3. Почему и каким образом может изменяться содержание социаль
ного отношения?
Вопросы по теме главы
1. Расскажите, почему феномен отношений привлекает к себе боль
шое внимание психологов, социологов, писателей.
2. Объясните различие между индивидуальными (межличностны
ми) и социальными отношениями.
3. Дайте характеристику явления несимметричности в социальных
отношениях. Какими факторами объясняется возникновение та
кой несимметричности? |
4. Приведите развернутое определение социальных отношений. i
5. Расскажите, какие семь признаков М. Вебер считал характерны- •
ми для осмысленности социальных отношений.
6. Охарактеризуйте четыре основных отличия официальных отно
шений от неофициальных.
7. По каким основаниям проводят типологизацию социальных от
ношений?
- Охарактеризуйте основные типы социальных отношений, диф
ференцируемые в зависимости от их субъекта.
- Опишите основные типы социальных отношений, ранжируе
мых в зависимости от их объекта.
- Дайте характеристику основных типов социальных отношений,
выделяемых в зависимости от их модальности.
8. Расскажите, какие основные компоненты выделял Т. Парсонс в
сложной структуре социальных отношений.
9. Расскажите, какие разновидности социальных отношений суще
ствуют в зависимости от субъективной предрасположенности
носителей этих отношений, степени их осознанности, равенства
и т.п.
10. Охарактеризуйте сущность субординационных отношений и их
основные типы.
11. Расскажите, какие типы отношений выделяются в системе управ
ленческой деятельности в зависимости от господства и подчине
ния.
12. Дайте описание служебных и иных отношений, складывающихся
между сотрудниками организаций и учреждений в процессе
функционирования в них системы управления.
13. Опишите основные ошибки руководителей, допускаемые ими в
процессе развития отношений с подчиненными.
I
Литература
1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн., 2001. Гл. 6. Система управ
ления как совокупность социальных отношений.
2. Вебер М. Основные социологические понятия. Разд. 3. Социальное от
ношение // Избранные произведения. М., 1990.
3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же.
4. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль.
Тексты. М., 1996.
5. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек.
1996. №3.
6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.З.
7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. (Первоначальный
вариант «Капитала»). Ч. 7. Глава о капитале (3), разд. 3: Переход от про
стого обращения товаров к капиталистическому производству //
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46. Ч. 1.
8. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологиче
ская мысль. Тексты. М., 1996.
9. Парсонс Т. Система действия и общая теория систем действия: культура,
личность и место социальных систем // Там же.
10. Радаев В.В. Четыре способа утверждения авторитета внутри фирмы //
Социологический журнал. 1994. №2.
11. Фролов С.С. Социальные отношения // Социология. М., 1996. Гл. 8.
Глава 27.
Социальные коммуникации
27.1
Основные положения
1. В социальных отношениях и взаимодействиях огромную
роль играют различные виды коммуникаций, т.е. общения между
людьми и их общностями, без чего нет и не может быть ни социаль
ных групп, ни социальных институтов и организаций, ни общества в
целом. Коммуникация охватывает все сферы жизнедеятельности лю
дей, их различных сообществ (профессиональных, территориальных,
этнических и др.)> все действующие в обществе процессы: экономи
ческие, социальные культурные, политические.
2. Определение рассматриваемого феномена гласит: коммуни
кация — это передача информации от одной социальной системы
другой, обмен информацией между различными системами посред
ством символов, знаков и образцов.
Я Зак 41
3. Европейская и американская традиция в философском и со
циологическом исследовании коммуникации базируется на христиан
ском миропонимании, призывающем своих приверженцев вслуши
ваться в речи (послания) пророков, чтобы в них услышать голос Бога.
Развивая эту традицию, выдающийся немецкий философ - экзистен
циалист К. Ясперс разрабатывал проблему коммуникации в органиче
ской взаимосвязи с проблемами экзистенции (существования челове
ка), свободы и истины, подчеркивая, что «экзистенция открывается
только в коммуникации». Именно в коммуникации, утверждал он,
человек обнаруживает свою собственную сущность, открывает себя
другим людям.
4. Другой немецкий философ - экзистенциалист М. Хайдеггер
интерпретировал человека в качестве сущего, изначально пребываю
щего в мире языка как основного коммуникативного средства, кон
ституирующего (создающего) человека и выявляющего подлинный
смысл его существования.
5. Французский христианский экзистенциалист Г. Марсель вы
двигал на приоритетное место «интерсубъективность» коммуникации,
основой которой служит не отношение субъекта к объекту, не «Я» к
«нечто», а «Я» к «Ты», субъекта к субъекту. Эта интерсубъективная
коммуникация до предела насыщена такими чувствами, как любовь,
привязанность, вера, верность, ответственность. Понимание другого
человека не как безразличного «Он», а как близкого мне «Ты», т.е.
как другого «Я», делает коммуникацию интерсубъективной, подлин
но человечной.
6. Сходную позицию занимал близкий к экзистенциализму из
вестный еврейский философ М. Бубер, утверждавший необходимость
понимания коммуникации как встречи, диалога человека («Я») с дру
гим человеком («Ты»), вне и без которой человек не в состоянии рас
крыть истину собственного бытия. В такой коммуникации, считал
иерусалимский мудрец, мы видим кромку вечного «Ты» (т.е. Бога).
7. Один из лидеров знаменитой Франкфуртской школы в фило
софии Ю. Хабермас считал, что именно коммуникация приводит к
возникновению социальных структур и их саморазвитию. С его точки
зрения, эмансипационный интерес человека, стремящегося к освобо
ждению от любого вида насилия и зависимости, может быть реализо
ван только посредством подлинной «интеракции», межличностной
коммуникации, принципиально диалогичной, предполагающей
взаимопонимание, взаимоподдержку.
Основоположник символического интеракционизма Дж. Г. Мид выдвинул на передний план символическое содержание межличностных коммуникаций. Именно в такой коммуникации, считал он, в
формирующейся личности развивается индивидуальность, или самость.
8. Т. Парсонс считал, что коммуникация включает в себя вза
имный обмен символами, значениями, информацией между двумя и
большим количеством личностей, каждая из которых выступает в ка
честве актора — субъекта социального действия. С его точки зрения, в
коммуникации участвует четыре основных компонента:
1) действия актора, являющегося автором и/или носителем со
общения;
2) ответная реакция реципиента (лица, на которое направлено
сообщение);
3) содержание коммуникативного процесса;/
4) взаимные роли, связывающие между собой участников ком
муникативного взаимодействия.
9. Коммуникация представляет собой необходимую предпо
сылку становления, развития и функционирования всех социальных
систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми и
их общностями, делает возможной связь не только между современ
никами, но и между поколениями, накопление и передачу социально
го опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами,
организацию совместной деятельности, развитие и трансляцию куль
туры, осуществление управления социальными процессами. Особен
но резко возрастает ее роль в современных условиях, когда осуществ
ляется информационная революция - стремительное количественное
и качественное преобразование информационной сферы, сопровож
дающееся трансформацией не только технологической основы обще
ства, но и его экономической, социальной и культурной систем.
10. Коммуникация — сложный многокомпонентный процесс.
Его основными компонентами являются:
1) субъекты коммуникации — отправитель и получатель сооб
щения (коммуникатор и реципиент);
2) средства коммуникации - код, используемый для передачи
информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.д.);
3) каналы коммуникации, по которым передается сообщение от
коммуникатора к реципиенту (письмо, радио, телефон, телеграф, Ин
тернет и т.п.);
4) предмет коммуникации (какое—то событие, явление и т.д.) и
отображающее его сообщение (радиопередача, телевизионный сюжет
и т.д.);
5) эффекты коммуникации, выражаемые в изменении внут
реннего состояния либо внешне регистрируемых действий субъектов
коммуникационного процесса.
11. Коммуникация в процессе своего осуществления решает
три основных взаимосвязанных задачи:
1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и|
общности, а последних - в целостную систему общества; \
2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его i
групп и общностей, социальных организаций и институтов;
3) отделение и обособление друг от друга различных общно
стей и групп в процессе их общения и взаимодействия, что приводит
к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффек
тивному выполнению присущих им функций.
12. При социологическом исследовании процессов коммуника
ции выработались различные модели этого явления. Широкое призна
ние и распространение получила лилейная модель коммуникации,
разработанная Г Лассуэлом и включающая пять элементов:
1) кто? (передает сообщение) - коммуникатор;
2) что? (передается) - сообщение;
3) как? (осуществляется передача) - канал;
4) кому? (направлено сообщение) - аудитория (мишень);
5) с каким эффектом? - эффективность,
Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникационного процесса. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается пассивным объектом коммуникационного воздействия.
13. Поэтому в дополнение к модели Лассуэла появилась инте-
ракционистская модель коммуникации, предложенная Т Ньюкомбом.
Она исходит из того, что субъекты коммуникации - коммуникатор и
реципиент - равноправны, связаны как взаимным ожиданием и уста
новками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же ком
муникация выступает как реализация такого интереса с помощью пе
редаваемых сообщений. А эффект ее заключается в расширении либо
в сужении возможностей сотрудничества субъектов коммуникацион
ного процесса. Такая модель, по утверждению американского психо
лога Т Шабутани, обозначает «взаимное принятие ролей» и взаимо
проникновение картин мира, оценок, чувств, свойственных участ
вующим в коммуникации индивидам.
14. Значительное влияние имеет разработанная канадским со
циологом Г Маклулюм общая теория коммуникаций. Он считает, что
развитие коммуникативных средств определяет как общий характер
культуры, так и смену исторических эпох. В эпоху племенных куль
тур коммуникация ограничивалась рамками устной речи и мифологи
ческого мышления, придававшим миру целостность, но вместе с тем
локальность и замкнутость. На втором этапе развития коммуника-
1ивных процессов решающая роль перешла к письменности, которая укрепила консолидацию человеческих сообществ. Письменность способствовала решению сразу двух задач-
1) увеличила надежность сохранения прошлого опыта, знаний и
представлений;
2) возникла возможность принятия новых элементов путем до
полнения к прежнему тексту или иной интерпретации старого, что
также может фиксироваться в новом тексте.
В итоге общество получило мощное орудие введения в оборот новых значений, образов и ориентации, что обеспечило интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний.
Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, согласно Г Маклуэну, начался изобретением И. Гут-тенбергом печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.
Четвертым этапом в коммуникативных процессах, утверждал Г. Маклуэн, стало распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные средства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабность и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром.
15. Новую, инфосферную модель коммуникации предложил
американский социолог О. Тоффлер. Основу коммуникационных
процессов, с его точки зрения, составляют мощные потоки информа
ции, зашифрованные в сложных компьютерных программах. Эти про
граммы создают принципиально новую «инфосферу» и приводят к
возникновению новой «блип-культуры», которая своими аудиообра-
зами, спресованными пакетами информации, воплощенными в теле
визионных и интернетных картинках и образах, приводит одновре
менно к массовизации коммуникационных взаимодействий и их де-
массовизации, индивидуализации. При массовизации потоков этой
«блип-культуры», льющихся к реципиенту с экранов телевизоров или
видеокассет, каждый реципиент может избирательно настроиться на
один из многих телекоммуникационных процессов, благодаря множе
ственности каналов возможного их восприятия, или даже может вы
бирать понравившийся или нужный для чего-то коммуникационный
вариант, используя всемирную компьютерную систему - Интернет.
Все это приводит к возникновению множества разнообразных вееров
коммуникационных взаимодействий.
16. Пятую коммуникационную модель — аутопойетическую —
разработал немецкий социолог Н. Луман. В его понимании, аутопойе-
тическая система — это система, отличающаяся оперативной замкнутостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, каковыми являются потоки информации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования коммуникационных процессов в аутопойетические, социальная система приобретает свои специфические черты: 1) способность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) саморганизацию; 4) самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая система - личность - самоорганизует и самопрезентирует себя, т.е. приходит к самопониманию посредством сознания, то социальная система, согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации. Лишь с помощью понятия коммуникации, подчеркивал немецкий социолог, социальную систему можно мыслить как аутопойе-тическую систему, состоящую из множества элементов — коммуникаций, воспроизводящих себя посредством коммуникаций.
17. В социологии коммуникаций важное значение придается типологизации изучаемых явлений. Она может производиться по нескольким основаниям.
В зависимости от содержания коммуникационных процессов они подразделяются:
1) информативные, имеющие целью передачу сообщения, ин
формации от коммуникатора к реципиенту;
2) управленческие, ориентированные на передачу управляющей
системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов управ
ляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и т.д.) с це
лью выполнения управленческих решений;
3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие реци
пиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора,
путем звуковой речи, распространения радиосигналов, аудиозаписей
и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;
4) оптические, ориентированные на визуально—зрительное вос
приятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту,
и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и т.п. реаги
рование последнего;
5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие ин
формации коммуникаторами и реципиентами путем воздействия на
чувствительность индивидов, коррелирующей с ощущениями при
косновения, давления, поглаживания, а также с явлениями вибрации;
6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов, взаи
модействующих в процессах коммуникации, эмоциональных пережи-
наний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способных воплощаться в различных формах активности.
18. По модальности воплощения коммуникативных взаимо
действий и их направленности они различаются следующим образом:
сообщения информативно-побудительного порядка: просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;
экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакция индивидов на чувственно-эмоциональные переживания, поведенческие акты, направленные на установление и поддержание контактов.
19. По формам и средствам выражения коммуникационные
взаимодействия можно разделить на:
1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;
2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражаемые в
произведениях изобразительного искусства, в культуре, архитектуре;
3) паралипгвистические, передаваемые посредством жестов,
мимики, пантомимики;
4) гипносуггестивные — процессы влияния — воздействия ком
муникатора на психическую сферу, связанные с сужением сферы соз
нания, с отключением дискурсивного осмысления внушаемой инфор
мации и ее логических оценок, ассоциируясь с прошлой эмпириче
ской действительностью;
20. В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом
коммуникационные процессы дифференцируются на:
1) традиционная коммуникация осуществляется главным обра
зом в локальной сельской среде, где все знают друг друга, а общение
отличается постоянством, стабильностью ожиданий и оценок, не тре
бует специальных знаний и инициативы;
2) функционально-традиционная коммуникация развивается
преимущественно в городской среде, в условиях значительного раз
нообразия видов деятельности и образов жизни. Она является социа
лизированной, устные и письменные контакты четко формализованы,
связаны с выполняемыми людьми социальными ролями и функциями;
3) межличностная коммуникация, в которой в роли отправите
ля и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для нее
характерны непосредственный контакт между субъектами общения,
множество используемых средств - слов, мимики, жестов и т.п., двух
сторонний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде
диалога.
4) групповая коммуникация, в которой общение происходит
между двумя или большим количеством членов определенной соци
альной группы (территориальной, этнической, профессиональной и
т.п.) в целях организации взаимосвязанных действий. Она может вы-
ступать как в форме межличностных коммуникаций, так и в форме взаимной коммуникации всех членов группы;
5) межгрупповая коммуникация, в процессе которой информа
ционные потоки циркулируют между двумя или большим количест
вом социальных групп в целях осуществления совместной деятельно
сти либо противодействия друг другу. Такая коммуникация способна
выполнять несколько функций: а) обучающую; б) развлекательную;
в) воспитательную; г) мобилизационно-организующую; д) подстре
кательскую; е) производственно-хозяйственную; ж) коммерческую;
з) интеграционную; и) дезинтеграционную; к) конфликтную; л) консе-
нсусно-договорную.
6) массовая коммуникация на основе использования техниче
ских средств тиражирования охватывает большие массы людей, а в
качестве коммуникаторов в ней выступают средства массовой ин
формации - пресса, книги, издательства, агентства печати, радио, те
левидение; в последнее время - Интернет. Она выполняет целый ряд
функций: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передачу
знаний и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование
определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в
осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечение.
21. Эффективность коммуникации любого типа в очень большой степени предопределяется тем, насколько грамотно и конструктивно налажено коммуникационное взаимодействие коммуникатора и реципиентов. Особенно важная роль в этом принадлежит руководителю, менеджеру, преподавателю, тренеру. Для эффективного осуществления коммуникационного взаимодействия коммуникатор должен добиться установления обратной связи с реципиентом, т.е. добиться такой реакции получателя сообщения, которая показывает, понята ли переданная информация, что резко активизирует участие слушателей, зрителей и т.п. в коммуникационном процессе и создает необходимые предпосылки для его эффективности.
27.2 Практические задания
1. На основе ознакомления с учебной литературой запомните определения следующих ключевых понятий: Коммуникация. Коммуникатор. Информация. Реципиент. Сообщение. Модель коммуникации.
![]() |
8. Дайте описание структуры коммуникационного процесса, пред
ложенной Т. Парсонсом.
9. Расскажите, почему возрастает роль коммуникации в период раз
вертывания информационной революции.
10. Каковы основные компоненты процесса коммуникации?
11. Охарактеризуйте три основные задачи, которые решаются при
помощи коммуникации.
12. Дайте характеристику линейной модели коммуникации, предло
женной Г. Лассуэлом.
13. Расскажите, чем отличается интеракционистская модель коммуни
кации, разработанная Т. Ньюкомбом, от модели Г. Лассуэла.
14. Охарактеризуйте основные компоненты общей теории коммуни
кации, разработанной Г. Маклуэном.
15. Разъясните особенности инфосферной модели коммуникации,
предложенной О. Тоффлером.
16. Расскажите, в чем состоит специфика аутопойетической модели
коммуникации, разработанной Н. Луманом.
17. Опишите основные типы коммуникации, которые дифференци
руются в зависимости от содержания коммуникационного про-
цеса.
18. Дайте характеристику типов коммуникации, различающихся ме
жду собой по модальности коммуникационных взаимодействий.
19. Расскажите, какие типы коммуникаций выделяются по формам и
средствам коммуникационного процесса.
20. Охарактеризуйте типы коммуникации, дифференцирующиеся в
зависимости от уровня, масштабов и контекста коммуникаци
онных взаимодействий.
— Расскажите подробнее, чем характеризуется групповая комму
никация.
-Дайте характеристику содержания и особенностей межгрупповой коммуникации, опишите ее основные функции.
- Охарактеризуйте особенности и функции массовой коммуни
кации. Приведите примеры ее положительного и отрицатель
ного воздействия на слушателей, зрителей, читателей.
21. Опишите основные условия и предпосылки эффективности
коммуникационного взаимодействия. Изобразите на схеме, как
функционирует коммуникация в качестве системы с обратной
связью.
Литература
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990 г.
2. Бабосов Е. М. Социальные коммуникации // Общая социология. Мн., 2002.
Гл. 27.
3. Бабосов Е. М. Социология управления. Мн., 2001. Гл. 7. Место и роль
коммуникации в системе управления.
4. Боголюбова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
5. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация // Социология.
Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. IX.
6. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии.
СПб., 1994.
7. Луман Н Почему необходима "системная теория"? // Там же.
8. Мескон М. X., Альберт М., Хедуори Ф. Коммуникация // Основы ме
неджмента. М., 1992. Гл. 6.
9. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984.
10. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дейст
вия: культура, личность и место социальных систем // Американская со
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.
11. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Там же.
12. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой ком
муникации // Социологические исследования. 1997. №11.
13. Тоффлер О. Раса, власть и культура // Новая технологическая волна на
Западе. М., 1986.
14. Шибутани Т. Коммуникация и социальный контроль // Социальная пси
хология. М., 1969.
Социальное поведение
28.1
Основные положения
1. Поведение свойственно не только человеку, но и животным.
Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется,
развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому
носит социально обусловленный характер, т.е. является по существу
социальным
2, Определение рассматриваемого феномена таково: это — сово
купность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей,
их определенная направленность, так или иначе затрагивающих ин
тересы других людей, групп, общностей или всего общества
3. Социология исследует поведение прежде всего в терминах
деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности
Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах —
семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п. Макросоциоло
гия исследует поведение главным образом в процессах взаимодейст
вия крупномасштабных социальных общностей — этносов, наций, со
циальных институтов, государств.
4. Наибольшую известность в мировой литературе приобрел
бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уот-
сон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение
человека базируется на трех различных формах реакций человека на
окружающую среду:
1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и
эмоциях;
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 516 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!