Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государственный строй см. вопрос №7




  1. Занятия и социальная структура государств Месопотамии.

Структура общества месопотамских государств сложилась следующим образом:

Ø энси («возглавляющий род») — царь, считаясь «богом царей», но не являясь верховным жрецом, мог войти в храм только во время празднования нового года, когда проводился обряд коронации. Вместе с тем он мог лишиться царствования в любой момент, если со­вершит неугодный богам поступок;

Ø авилумы («важный человек», «свой») — лица, имею­щие корни в древнейшей общине; владели общинной землей, жрецы не выделялись как особое сословие, их должности продавались, могли быть получены любым царским чиновником;

Ø мушкенумы («падающие ниц») имели низкий соци­альный статус, просили государя принять на служ­бу, не имели привилегий в отношении охраны лично­сти и имущества;

Ø тамкары — ростовщики, торговцы, кредиторы — обла­дали достаточной свободой в торговой деятельности, выступали как торговые агенты, связывающие Вави­лон, Сирию и другие государства, совершали крупные сделки, объединялись в организации, отчисляя, конеч -но же, часть своих доходов в царскую казну;

Ø редум, баирум — воин, получивший от царя за служ­бу землю, которая была изъята из оборота и кормила его семью. Все сделки считались ничтожными; служ­ба воина — вечной. В число воинов входили лучни­ки, пехота, особое место занимали отряды колесниц;

Ø ремесленники обладали определенной степенью не­зависимости, создавали союзы по профессии. Зако­ны Хаммурапи особыми правами наделяют отца-усы­новителя, чтобы он научил приемника своему ремеслу;

Ø |свободные крестьяне — большая часть заработанно­го земледельцами изымалось как налог чиновниками шакканаккум;

Ø рабы — древнейшие источники права, в частности, За­коны Ур-Намму, определяют награду в размере 2 Се­ребрянников за возвращение беглого раба хозяину. Рабский труд был распространен повсеместно, на нем основывалось практически все производство и земле­делие. Следует отметить, что в древних государствах Месопотамии существовали различные способы полу­чения статуса раба. Обнищавшие общинники-земле­дельцы становились зависимыми в царском хозяйстве. Отец мог по желанию лишить сына и дочь наследства, а также продать их в рабство. Часто такое происходи­ло, когда человек попадал в долговую кабалу и вынуж­ден был продать сына храму или за границу.

С ростом городов-государств усилились царские су­ды. Царю принадлежало право помилования в случае смертного приговора. Царские наместники арестовы­вали, разыскивали преступников, вызывали в суд. Помимо судей выделяли полицейских, судебных гонцов, глашатаев. Судебная власть контролировалась царем. Так,-Законом Хам­мурапи осуждались действия судьи, поменявшего свое реше­ние, зафиксированное на глиняной табличке с печатью.


  1. Государственный строй в городах-государствах Месопотамии.

Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на тер­ритории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных го­родов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее изве­стными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского хра­ма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собра­нии.

Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекоменда­ции, производили общий контроль над его деятельностью, осуществ­ляли суд и управление общинным имуществом.

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилеги­рованное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп­равления - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич­ное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме­лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп­равлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в госу­дарстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть.


  1. Право Древнего Вавилона.

Источники права: обычаи и акты верховного правителя (среднеассирийские законы, законы царя Хаммурапи (ЗХ) и др.).

Элементы правового положения некоторых категорий населения по ЗХ. Рабовладельцы делились на две группы: авилумов и мушкенумов. Последние занимали более низкое положение в социальной иерархии. Преступления против личности мушкенума считались менее тяжкими, чем против авилума. Рабы - собственность хозяина. Рабами становились военнопленные, дети, рожденные от рабыни или проданные в рабство родителями. В Вавилоне было распространено и долговое рабство (до 3 лет). Раб мог владеть собственным имуществом, совершать сделки.

Право собственности и обязательственное право по ЗХ. Вавилонскому праву известны государственная, общинная, частная собственность на землю. Частная собственность находилась под защитой. Оборот имущества (в том числе и земли), предоставленного царской властью под условие несения службы государству, значительно ограничен. Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. ЗХ подробно регулируют отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения.

Брак по ЗХ. Брак заключался при помощи договора. В Вавилоне допускались браки рабов и свободных. Дети, рожденные в таких браках, признавались свободными. Жена занимала в семье достаточно высокое положение, но муж все же имел над ней значительную личную власть. Мужчина мог жениться на другой женщине, а бывшую жену оставить в доме как рабыню. Мужчина мог развестись свободно, но для женщины

развод был затруднен.

Преступления и наказания по ЗХ. Характерные черты вавилонского уголовного права: 1) назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб); 2) наказание за одно и то же преступление различается в зависимости от того, кем является виновный

(потерпевший): авилумом, мушкенумом или же рабом; 3) широкое применение смертной казни (путем утопления, сожжения, сажания на кол, повешения); 4) коллективная ответственность общины за грабеж в тех случаях, когда неизвестна личность преступника; 5) казуистичность.

Судопроизводство. В вавилонском праве не выделяются различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные доказательства: клятва, свидетельские показания, письменные документы, ордалии (испытания водой). ЗХ устанавливают строгую ответственность за лжесвидетельство и безосновательные обвинения на суде.


  1. Государство в Древней Индии.

III тыс. до и. э. В долине рек Инд и Ганг развиваются земледелие, скотоводство, ремесло и торговля. Индия заселена племенами мундов и дравидов.

2-я пол. II тыс. до н. э. - 1-я пол. 1тыс. до н. э. На территорию Индии с северо-запада проникают арии. Развитые арийские племена оттесняют мундов и дравидов. Из союзов племен складываются слабые государственные образования. Долгое время в Индии отсутствует сильная центральная власть. Имущественное неравенство отдельных групп населения влечет разделение общества на классы (варны брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр).

2-я пол. I тыс. до н.э.-l в. н.э. В У в. до н. э. разворачивается борьба двух относительно крупных государств - Кошалы и Магадхи. Магадха одерживает верх. Победители подчиняют своей власти разнообразные государственные образования. Усиление позиций Магадхи приводит к возникновению централизованного индийского государства - империи Маурьев (IV в. до н. э. - II в. до н. э.), расцвет которого приходится на время правления Ашоки (III в. до н. э.).

Глава государства - ≪божество с телом человека, его обязанностями считаются: охрана подданных, осуществление правосудия (вместе с брахманами - индийскими жрецами), управление административным аппаратом государства (назначение должностных лиц и контроль за их деятельностью), ежегодное взимание налогов, организация общественных работ, борьба со стихийными бедствиями и голодом. Царь должен чтить брахманов, слушаться их советов. В империи Маурьев разделяется центральное и местное управление. Аппарат центрального управления помимо монарха включает мантрипаришад (совещательный орган при царе), а также чиновников, ведающих царским хозяйством, сбором налогов, торговлей, снабжением войск. За работой всех служб следят инспекторы шпионы, тайные агенты царя. Чиновники назначаются правителем или занимают свою должность по наследству.

Местное управление. Страна поделена на провинции, которыми управляют члены царской семьи. В состав провинции входят округа и области, возглавляемые чиновниками. В свою очередь, область состоит из нескольких деревень. В каждой деревне есть свой староста, ответственный за сбор налогов и поддержание общественного порядка, действуют советы старейшин, собираются общинные сходки. В Древней Индии сосуществуют судебные системы различных уровней: иски (обвинения) рассматриваются царем вместе со знающими брахманами, областными чиновниками, внутриобщинными судами. Характерная черта индийской армии - кастовость. Только кшатрии могут заниматься военным делом.


  1. Право в Древней Индии.

Право 1ое столетие до н.э. –составлены законы Ману. Это свод этико – религиозн. предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако в систематизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры. Права собственности – 7 способов возникновения: 1.наследование 2. дарение 3. покупка 4. завоевание 5. покупка 6. исполнение работы 7.получение милостыни, а также – давность владения. Основной вид собственности – земля. Собственник мог: продать, подарить,заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно – Рабы, скот, инвентарь. Покушение на собственность – отнесен к наихудшему их пороков.Суровое наказание тому, кто загрязняет водоемы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В зак – х содерж. строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества». Обязательственные отношения Договор займа.если должник не уплатил в срок он должен отработать свой долг.или родстаенники могли отдать. Договор найма – неисполнение договора, штраф. Купля – продажа. Продавец только собственник и сделка соверш. в присутствии свидетелей. Закон запрещает продавать вещи плохого качества. Общие требования: договор счит недействительным, если был заключен – пьяным, безумным, старым, ребенком, рабом и неуполномоченным. А также – совершенный обманом, с принуждением. Нормы семьи и брака Глава – муж. Он мог купить, продать жену.Женщина рассматривалась как наследствен. Владение.В детстве под властью отца, замужем под властью мужа, после его смерти под властью сыновей.В некоторых статьях – мать выше, чем учитель(гуру) и отец. Она – хранительн. Очага, воплощение богини жизни, нельзя причинять ей вред, оставлять, ссориться. Брак – религиозн. и нравственная обязанность людей.цель его деторождение, продолжение рода, сексуальное наслаждение. Брачный возраст для мужчин – 20 лет, женщин – 12и даже 8лет.Партнеры выбирались родителями.отец невесты нес огромные расходы на приданное. Его отсутствие могло обречь девушку на безбрачие, что могло закончиться самоубийством. Законы признавали единобрачие и нерасторжимость. Жена должна была след. За мужем после смерти(обряд самосожжения). Муж почитается как бог. Он мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, расточительна, тяжело больна, привержена к пьянству и просто скандалистка. Вдова влачила жалкое существование. Имущество семьи – общее достояние, но управлялось главой семьи.После смерти наследовалось сыновьями. Дочери от наследования устранялись. но братья должны были выделить часть на приданное. Законы содерж. большой перечень преступлений и наказаний:1. уголовные преступления – хищения, кражи скота, ограбления, кражи людей, клевета, доносы, прлюбодеяния, проституция, мужеложство,пьянство,убийства и тяжк. Телесных повр-х. А также –государственные преступления, против собственности и личности.законы указывали на формы вины, рецидив, соучастие. Наказания опред. в зависимости от тяжести вины и социальн. положения преступника. Высшие варны- несли меньшую ответственность(покаяние, штраф). Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки. Тяжесть уголовн. наказний ложил. на плечи шудр. Легкие наказания –замечание, покаяние, выговор. Далее – штрафы, смертная казнь: простая и квалифицированная, когда преступника превращали в калеку(членовредительство). Судоразбирательство производилось от имени царя.сущ. высший суд, в котор. Входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в нисших судах вершилось раджами. Большое значение имели свидетельские показ –я. Суд имел состязательн. хар – р, истец должен был сам привести ответчика. К показ –ям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...