Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Речь Елиуя



Прежде чем в книге Иова нам встречается непосредственный ответ Бога Иову, вдруг возникает некий юноша по имени Елиуй сын Варахиилов. Интересно, что вот это имя Варахиил вообще единственный раз встречается в Ветхом Завете в приложении к человеку, и само это имя довольно знаменательно, так как может быть переведено как «с ним Бог», или «на нем Бог». Варахиил – это Божие благословение. То есть здесь вместо Бога вдруг возникает этот Елиуй. И надо сказать, что очень неоднозначно могут быть истолкованы его слова. Давайте посмотрим, что же он говорит. Он обвиняет друзей, говорит, что вот вы такие старцы премудрые, не можете никак с Иовом справиться; обвиняет Иова в гордости, самомнении, которые его довели до таких несчастий. Елиуй излагает две идеи. Во-первых, что все эти наказания и несчастья, которые бывают, Господь посылает для предупреждения каких-то преступлений, для предохранения человека от впадения в грехи. Во-вторых, – для того чтобы очистить душу праведника. Хотя и для Елиуя тоже очевидно, что наказание бедствиями есть свидетельство какой-то нечистоты, которую должно очистить. Более того, Елиуй повторяет мысль Елифаза о том, что и собственно праведность или нечестие людей, в общем-то, к Богу большого отношения не имеют, что Богу нет дела до того, праведный человек или неправедный: «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому» (Иов 35:6-8). Человек сам пожинает плоды от своих результатов: если он грешник, он сам разрушает свою жизнь, если он праведник, то он сам пожинает плоды своего благочестия, что это слишком мелко для Бога как-то переживать сильно за каждого человека.

И в заключении, Елиуй говорит, что и Иова Бог готов был бы спасти, если бы только Иов сам себя не оправдывал, сам не вопиял о своей праведности, что в таком случае, конечно, он сам себя лишает возможности получения спасения. Как я уже сказал, эта речь Елиуя не одинаково толкуется. Например, святитель Иоанн Златоуст считает Елиуя просто безбожником, и говорит, что и друзья Иова тоже поняли это, поэтому никто ему ничего не отвечает, с ним они даже не разговаривают: «И еще в пятый раз начитает говорить Елиус, и ни Иов, ни трое друзей не слушают его, как безбожника, из чего открывается, что эти трое образумились». Другие толкователи считают, что он, наоборот, более осмысленно говорил к Иову, то есть все-таки он не настаивал только на том, то страдание есть наказание за грех, но все-таки развивал мысль об очистительном действии страдания. И поэтому когда в конце Бог осуждает трех друзей Иова, то про Елиуя Он ни чего не говорит. И все же его речь носит характер чисто теоретический.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...