Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 20. Общественно-экономическая формация и ее структура



Общество представляет собой высший этап в развитии материального мира, высшую форму движения материи, оно есть составная часть материального мира, которая выделилась из природы и представляет форму деятельности, отношений людей в процессе их исторического развития. Общество – это совокупность людей и взаимоотношений между ними.

В течение своей жизни и деятельности люди вступают в различные общественные отношения (материальные и идеологические), которые составляют важнейший элемент общества. Наконец, другой важный компонент общественной жизни – это материальные и духовные ценности, созданные на протяжении истории: искусство, техника и т.п.

В анализе общества как системы выделяются основные сферы общественной жизни, которые представляют относительно независимые элементы социальной структуры: экономический, общественный, политический, духовный.

В истории развития общества можно выделить большие исторические периоды, которые характеризуются по содержанию качественно определенными экономическими, общественно-политическими отношениями и определенными специфическими законами. Маркс дал им название "общественно-экономические формации". Если категория "общество" выражает качественную определенность общественной жизни, когда она сравнивается с природой, то категория "общественно-экономическая формация" выражает качественную определенность различных фаз общественного развития.

Первоначально в основе исторической периодизации далекие от исторической реальности основания: библейские мифы и легенды, начиная от сотворения мира. Затем историю делили на четыре периода, которые были связаны с существованием "четырех великих империй" – ассиро-вавилонской, медяно-персидской, греко-мекедонской и римской. Позже исторический процесс дифференцировали по эпохам – эпоха древности, эпоха средневековья, эпоха нового и новейшего времени. В таком подходе к периодизации история, с точки зрения марксизма, еще нет представления о качественно своеобразных этапах общественного развития, поэтому рубежи между ними установлены достаточно произвольно и произвольно переносятся.

Представители немецкой классической философии пытались делить исторический процесс в зависимости от качественного изменения в уровне нравственного "совершенства" общества. В стремлении найти качественные особенности этапов человеческой истории, и заключается предпосылка формационной теории.

Формулируя суть материалистического понимания истории, Маркс делает вывод, что способ производства материальных благ определяет сам процесс и направление исторического развития. Когда способ производства изменяется, изменяется также и общество вообще. Поэтому история развития общества есть, прежде всего, история смены способов производства. Общественно-экономическая формация отражает такие ступени исторического процесса, которые характеризуются своим способом производства, своим историческим типом производственных отношений и организацией общественной жизни в целом. Общественно-экономическая формация выделяет и фиксирует в историческом процессе то, что превращает его ступени в общественные системы, отличные от всех других.

Общественно-экономическая формация – это исторически определенная ступень развития не отдельной страны или региона, а всемирной истории.

История, согласно Марксу, знает пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и в перспективе, согласно Марксу, коммунистическая. О наличии еще одной (азиатской) Маркс высказывался весьма смутно и неоднозначно.

Структура любой общественно-экономической формации имеет основные элементы, которые ее составляют. Речь идет, в первую очередь, о базисе и надстройке общества.

Базис – это совокупность производственных, экономических отношений.

Надстройка – это система политических, юридических, религиозных и всяких других идей, идеологических отношений и институтов, которые им соответствуют, т.е. государство, политические партии, церковь и т.д.

Каждое конкретно-историческое общество имеет специфический базис и надстройку, которая ему соответствует. Между базисом и надстройкой существуют определенные отношения. Базис определяет надстройку, т.е. надстройка находится в зависимости от базиса. Все ее коренные изменения обусловлены изменениями базиса. Но надстройка обладает относительной самостоятельностью, т.е. надстройке принадлежит и известная активность в функционировании базиса. Многообразие этого воздействия зависит от множества конкретных обстоятельств, объективных и субъективных условий. Возникнув на определенном базисе, идеи и социальные институты, в свою очередь, оказывают активное воздействие на породивший их базис и развитие общества в целом.

Надстройка развивается не только под воздействием базиса, но и вследствие взаимодействия различных форм общественного сознания и всех ее структурных элементов. Относительная самостоятельность надстройки проявляется также в преемственности духовного развития человечества.

Воздействие надстройки на базис может быть как позитивным, так и отрицательным, т.е. надстройка может препятствовать или способствовать развитию базиса. Однако основная функция надстройки – это защита, охрана своего базиса, т.е. надстройка, соответствующая своему базису, создает и поддерживает условия его развития. Признание первичности базиса в отношении надстройки – это есть признание и утверждение материализма в исторической сфере.

Общественно-экономическая формация имеет и много других составляющих: исторические общности людей (род, племя, народность, нация), классы и другие социальные группы. Они не входят ни в базис, ни в надстройку!

Наряду с понятием "общественно-экономическая формация" в научной и особенно в исторической литературе используется понятие "эпоха". Эти понятия следует различать, ибо они не всегда совпадают. Категория общественно-экономической формации фиксирует достигнутую ступень развития всемирной истории и соответственно исторический тип отдельного общества, его сущностные черты. Категория исторической эпохи выделяет определенный отрезок реальной истории в единстве сущностно-общего, особенного и единичного. Историческая эпоха охватывает все многообразие существующих социальных организмов различных исторических типов. Исторические эпохи – это всегда качественно особые периоды в истории, но понятие эпохи может фиксировать и переходные состояния всемирной истории.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 853 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...