Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные положения феноменологической социологии: методологические предпосылки, главные идеи, представители



Вопросы к экзамену.

1. Основные положения феноменологической социологии: методологические предпосылки, главные идеи, представители.

2. Исторический характер повседневности.

3. Социологические методы изучения повседневности: специфика качественных методов. Различия стратегий исследования при качественных и количественных подходах.

4. Три проблемы социализации знания – взаимность перспектив, социальное происхождение знания, социальное распределение знания.

5. Структура социального мира и его типизация в конструктах повседневного мышления.

6. Типы действий и типы личности: понятие действия, проекта, мотива. Социальное взаимодействие.

7. Повседневная реальность – как верховная реальность. Базовые характеристики повседневности. Понятие epohe.

8. Проблема интерсубъективности социального мира. Биографически детерминированная ситуация как результат процесса «осаждения».

9. Множество реальностей и их строение: мир научной теории.

10. Множество реальностей и их строение: различные миры фантазий.

11. Множество реальностей и их строение: мир сноведений.

12. Анализ работы А.Щюца «Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию».

13. Мотивация социального действия. Взаимосвязь мотивов как смысловая взаимосвязь – мотив «для-того-чтобы» и мотивы «потому-что». Проекты действия.(см.вопр.№6)

14. Конечные области значения. Когнитивный стиль. Конституирующие элементы повседневности.

15. Повседневность постмодерна.

16. Повседневное мышление как система конструируемых типов, интерсубъективный характер повседневного знания.

17. Многообразие и противоречия повседневного опыта.

18. Анализ работы А.Щюца «Структура повседневного мышления».

19. Социальное действие. Интенциональность действия.

20. Специфика студенческой повседневности. Конструирующие элементы студенческой жизни. Практическое задание.

Литература.

1. Ионин Л.Г. Социология культуры, гл.2, 9.

2. Щюц А. Структура повседневного мышления.

3. Щюц А. О множественности реальностей.

4. Щюц А. Смысловое строение социального мира.

5. Лекции.

Основные положения феноменологической социологии: методологические предпосылки, главные идеи, представители.

Феноменологическая парадигма направлена прежде всего на изучение социальных феноменов повседневного “жизненного мира” как объектов осознания людьми, которые конструируются в процессе их непрерывной жизнедеятельности. Несомненно, мир объективен, но он начинает иметь значение для людей только в процессе его осознания, только тогда, когда он становится внутренним субъективным миром. Согласно феноменологам, социальные феномены по своей сути отнюдь не таковы, какими они кажутся с первого поверхностного взгляда. Поэтому, чтобы преодолеть разного рода иллюзии или “ложное сознание”, необходимо вскрывать латентные функции феноменов человеческой реальности. Философской основой феноменологической социологии стали идеи работ Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти.

Основателем этого направления в социологии можно считать австрийского социолога А.Щюна. Его идеи легли в основу множества концепций феноменологической социологии.Согласно Э.Гуссерлю феноменология должна описывать феномены, к которым он относит данные не только чувственного опыта, но и воображения и т.д. Феномены, или «жизненный мир» (мир практической деятельности), т.е. первоначальный опыт, то, что предшествует всякому познанию, - предмет изучения всех вариантов феноменологической социологии.Э. Гуссерль считал, что цель феноменологии - выяснить смысл этого мира, который каждый из его обитателей воспринимает по-своему.Как решить эту задачу? С помощью науки нельзя. Наука, по Э. Гуссерлю, подменяет человеческий мир миром объективизированных абстракций. Поэтому только возврат к донаучной картине мира, повседневной жизни раскрывает процесс возникновения из этого мира различных систем знания.Понять жизненный мир можно с помощью интерсубъекивности, т.е. внутренней, присущей сознанию социальности. Она означает, что объективный мир другими переживается так же, как и мной. Он общий для всех, другие в него входят как элементы моей биографической ситуации. Порядок и согласие в обществе можно поддерживать благодаря интерсубъективности (внутренней ситуации).Феноменологическая социология претендует на восстановление человеческой субъективности и преодоление раскола между жизненным миром и миром науки.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 943 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...